Вы здесь

Игорь БРЫЛО о решении кадровой проблемы в АПК

Новый министр сельского хозяйства и продовольствия РБ Игорь БРЫЛО: «Когда мне жалуются на нехватку кадров, спрашиваю: когда вы последний раз были в аграрном вузе?»

В интервью журналу ПРОДУКТ.BY Игорь Вячеславович рассказал об экспортном потенциале страны, специалистах отрасли, а также о том, что обычно остается за кадром — родителях, детях и важных уроках жизни. 

— Игорь Вячеславович, во время отраслевых мероприятий мы часто слышим от специалистов — как белорусских, так и  зарубежных, — что кадровая проблема на селе довольно острая. Как вы считаете, какими методами надо ее решать?

— Все высокие показатели отрасли — это, прежде всего, заслуга людей, живущих и  работающих на селе. И таких людей в  Беларуси немало: по статистике, удельный вес сельского населения составляет 22  %, в сельской местности проживает 2,069 миллиона человек, в том числе 305,5  тысячи человек (14,8 %) — молодежь в возрасте 14–30 лет. Что касается кадров для работы в АПК, ситуация такова: в сельскохозяйственных организациях республики сейчас трудится более 50 тысяч руководящих работников и специалистов — это 92,4 % от потребности в кадрах, 206,6 тысячи рабочих  — 95,0  % от потребности. Обеспеченность главными специалистами составляет 88,1  %, специалистами — 92,6 %.

Как решить кадровую проблему? Приоритет — через работу с молодежью, подготовку специалистов в учреждениях аграрного образования, через материальные стимулы и льготы. И главной задачей кадровой политики отрасли является привлечение в аграрные вузы молодежи, знакомой со спецификой сельского уклада жизни и с производством.

Для этого с  2018 года в школах открыты профильные классы, где ученики 10–11  классов на факультативе «Введение в аграрные профессии» изучают основы аграрного производства. В 2020-м специальности, связанные с  сельским хозяйством, выбрали 223 выпускника таких классов (19,5  % от выпуска), в 2021-м — 216 выпускников
(17 %). В 2021/2022 учебном году в  школах республики функционируют 535  агроклассов, в  которых обучаются 3558 ребят, из них в выпускных классах — 1456.

А чтобы удержать молодых специалистов в отрасли после окончания вуза, принят целый комплекс различных гарантий и стимулов — это и доплаты к зарплате в течение пяти лет работы, и предоставление льготных кредитов на приобретение или строительство жилья и  домашнего имущества, и  предоставление отсрочки от призыва на
срочную военную службу и  права призыва на службу в резерве. Идет работа и  по повышению зарплаты.

Например, по решению Витебского облсовета из областного бюджета молодым специалистам зооветеринарного профиля, заключившим контракт на пять лет, ежемесячно выплачивают по 1000 рублей.

Как еще мы можем стимулировать молодежь идти в сельское хозяйство? Молодой человек поступил в аграрный вуз — в ряде хозяйств к зарплате его родителей могут доплачивать по 10 %. Мы заключаем соглашение: заинтересованные хозяйства выплачивают студенту аграрного университета ежемесячную стипендию — в 300, 500 и более рублей, а после окончания вуза выпускник отрабатывает пять лет в хозяйстве. В договоре также указывается, что хозяйство сразу после окончания учебы обеспечит молодого специалиста жильем. И это  работает. Так что, когда я приезжаю к руководителям хозяйств, у которых нет специалистов, — всегда спрашиваю: а какую работу вы проделали, чтобы их найти? Когда вы последний раз были в аграрных вузах?

Полную версию статьи читайте в журнале ПРОДУКТ.BY № 6 за 2021 год.

Источник: ПРОДУКТ.BY

Читайте также
С каждым годом конкуренция за потребителя на российском молочном рынке усиливается. Этот процесс...
Белорусские сыроделы достаточно успешно осваивают новые технологии, и у многих в портфеле появляются уникальные...
Белорусский продовольственный форум, прошедший в конце марта в Санкт-Петербурге, оказался очень удачным для...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707
+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
  +375 (17) 396-53-22




*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.