Вы здесь

Идентификация молочной продукции — наука и искусство

Почему с точки зрения технической терминологии название «Продукт творожный «Шоколадный» верно, а похожая на первый взгляд лингвистическая конструкция «Коктейль молочный ультрапастеризованный шоколадный со вкусом трюфеля» — нет? Какова роль системы идентификации молочных продуктов по наименованию? И как малейшее нарушение регламентированной терминологии может обернуться обманом потребителей?

Ответы на эти и на многие другие вопросы, касающиеся конструирования наименования молочных продуктов, прозвучали в рамках вебинара «Идентификация молочной продукции по наименованию». Его провели эксперты по стандартизации ВНИМИ заведующая лабораторией стандартизации, метрологии и патентно-лицензионных работ, доктор технических наук Ирина МАКЕЕВА, специалист по патентной работе, кандидат технических наук Наталия ПРЯНИЧНИКОВА и эксперт по стандартизации, кандидат технических наук Наталья СТРАТОНОВА.

По словам Ирины Макеевой, сегодня даже не все специалисты до конца понимают значимость технической терминологии. Между тем наука и производство могут существовать только при наличии особого языка, в полной мере приспособленного к их нуждам.

Его основа — специализированная терминология. «В последние двадцать лет об этом много говорят и пишут. Однако вспомнить важнейшие принципы формирования системы терминов никогда не лишне: системность, лингвистическая правильность, однозначность соответствия между термином и понятием, однозначность понимания, сконцентрированность только на существенных признаках, непротиворечивость терминам других стандартов. Только безусловное соблюдение этих принципов позволит избежать обмана потребителя», — подчеркивает эксперт.

 

Документов, регламентирующих выпуск продукции с заменой более 50 % молочного жира немолочным, сегодня нет. Она не подходит ни к одному из идентифицируемых видов продуктов — спреды, маргарины, растительносливочные кремы, сливочное масло. Однако четкого указания, куда ее отнести, как называть и как продавать, — тоже нет.

 

Принцип системности не раз акцентировался спикерами. Наталия Пряничникова, в частности, подчеркивает, что производство пищевой и молочной продукции регулируется целым рядом документов: ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания», ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». И любой продукт должен одновременно соответствовать всем регламентам, которые на него распространяются.

 

Все действия, связанные с конструированием технических наименований, с придуманными названиями, торговыми знаками, регламентируются техническими документами. Вместе с тем от того, что и как написано на этикетке, часто зависит рыночная судьба продукта. Вопрос компетенции специалистов — сконструировать наименование, не только соответствующее всем техническим требованиям, но и привлекательное для потребителя.

 

Общие подходы к терминологии могут применяться при построении наименований практически всех видов молочной продукции, но только группировка «Продукты молокосодержащие с заменителем молочного жира» имеет серьезные особенности. Такое положение продиктовано во многом противоречиями, содержащимися в действующих документах, либо отсутствием оных. Примеров того, что система стандартов отстает от регламентированных правил, немало. Вопросы, возникающие у производителей в большом количестве, лишний раз говорят о несовершенстве законодательной базы.

Например, из правового поля, ограниченного ТР ТС 033/2013, выпали продукты, произведенные по технологии молочной продукции, но с заменой молочного жира немолочным в количестве более 50 % от жировой фазы продукта. Документов, регламентирующих их выпуск, сегодня нет вовсе. Ни к одному из идентифицируемых видов — спреды, маргарины, растительно-сливочные кремы, сливочное масло — такие продукты не подходят, но и четкого указания, куда их отнести, как называть и как продавать, — тоже нет.

Ранее, до 31 декабря 2015 года, такие продукты изготавливали в соответствии с Федеральным законом № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и относили к классификационной группировке «молокосодержащие продукты», а объектами регулирования ТР ТС 033/2013 — не стали. Однако и запрета на выпуск подобной продукции нет.

По словам Натальи Стратоновой, в настоящий момент действует ГОСТ 32253–2013 «Продукция молочных предприятий. Рекомендации по формированию наименований продуктов». В нем содержатся рекомендации по формированию наименований для продукции со 100%-ной заменой молочного жира. Этот стандарт устарел, но остается единственным нормативным документом, который может быть использован в качестве аргумента для выпуска продукции в обращение. Такие продукты должны соответствовать требованиям безопасности ТР ТС 021/2011, маркировка — ТР ТС 022/2011 (общие требования к пищевым продуктам). А идентификационные показатели и наименования каждый изготовитель устанавливает в своих документах (ТУ или СТО). Периодически к такой продукции возникают претензии, в том числе на этапе декларирования, если в ее маркировке содержится информация, характерная для молокосодержащих изделий с заменителями молочного жира или масложировых.

Экспертное сообщество едино во мнении, что требуют пересмотра также и ГОСТы на мороженое.

Почему молочники вынуждены уделять такое пристальное внимание маркировке? С одной стороны, все действия, связанные с конструированием технических наименований, с придуманными названиями, торговыми знаками, регламентируются техническими документами. С другой — от того, что и как написано на этикетке, часто зависит рыночная судьба продукта. Вопрос высшей компетенции заинтересованных специалистов — сконструировать наименование, не только соответствующее всем техническим требованиям, но и задачам продвижения продукта, привлекательное для потребителя.

Источник: ПРОДУКТ.BY

Читайте также
В странах Таможенного союза статус ферментов для пищевой промышленности определяется техническим регламентом...
Закваску для пасхального супа, масло, мороженое и даже шампанское делают из молочной сыворотки польские переработчики....
По статистике, с 2012 по 2019 год экспорт сухой сыворотки из Беларуси увеличился практически в три раза — с 34,5 до 96,...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.