Вы здесь

Хорошие аппетиты роста на дрожжах

Технология производства дрожжей достаточно энергозатратная. Вот уже несколько лет ОАО «Дрожжевой комбинат» планомерно модернизирует предприятие, возраст которого подбирается к отметке 120. И то, что оставалось нетронутым полвека, за четыре года обрело черты современного производства. Об этом шел разговор с генеральным директором комбината Игорем ЗАБАШТАНСКИМ.

Наталья ЩЕЛКУНОВА

Генеральный директор ОАО «Дрожжевой комбинат» Игорь ЗАБАШТАНСКИЙ:

«При подборе новой команды пришлось пройти непростой путь. Теперь радует работа всех служб. У нас трудятся 250 человек в Минске и около 100 — в Ошмянском филиале. Поздравляю всех работников комбината с профессиональным праздником. Желаю благополучия, семейного уюта и тепла. Думаю, мы будем вместе дружно трудиться и находить мудрые решения своих задач».

— Игорь Петрович, какие основные проекты удалось реализовать, что сделано в этом году?

— Своего рода «пластическая хирургия» предприятия осуществляется четвертый год. К 2015-му планируем полностью завершить реконструкцию и модернизацию с выходом на показатели, которые в некоторых моментах будут превосходить аналогичные зарубежные предприятия. Для осуществления задумок конкретные шаги сделаны уже в этом году.

Стояла задача снизить энергоемкость, потребление воды, уменьшить трудозатраты, поскольку это основные издержки в себестоимости продукции. Судите сами, только 30 % приходится на энергетику. Много уже сделано. На турбины установлены частотные преобразователи, которые позволяют регулировать мощность в зависимости от нагрузок. Заменены устаревшие теплообменные системы на современные пленочного типа. Подготовлены к монтажу новые фильтры для воздуха, подаваемого в дрожжерастильные аппараты. Благодаря дисперсному методу подачи воздуха (то есть мелкими пузырьками) достигается высокая растворимость кислорода в культуральной жидкости.

Сейчас работаем над увеличением объемов дрожжерастильных аппаратов. Один из них уже модернизирован, осталось провести работы еще на двух. В результате вместо шести-семи аппаратов будут работать три. Соответственно удельные расходы воды и энергии существенно снизятся. Это основные проекты, на которые в этом году мы уже затратили более 3 млрд рублей собственных средств. До конца года планируем вложить еще половину такой суммы. Что примечательно, инвестиции осуществляются за счет прибыли предприятия. Причем подчеркну, что речь идет о внедрении инноваций, которые являются глобальными и определяющими.

— Ваш комбинат находится в центре столицы, и многие жители знают о нем по запаху. Не сдерживает ли ваше развитие нахождение в черте города? И как вы заботитесь о том, чтобы не создавать неудобства Минску?

— У нас хватает производственных помещений, не требуется строительство новых, наоборот, мы ужимаемся. Действительно, есть и минус, к счастью, он единственный: мы приносим запах городу, хотя все выбросы в норме. В ближайшее время планируем поставить устройства для снижения запаха от выбросов. Они смогут поглощать водорастворимую часть выбросов, а то, что не растворится в воде, будет дожигаться. Это запатентованная совместная разработка наших специалистов и московских ученых. Такие системы уже внедрены в России. Мы видели, как они работают. К слову, проект недорогостоящий. Аналогов за границей нет, но если бы пришлось покупать, то это обошлось бы в разы дороже.

— Как чувствует себя предприятие в статусе монополиста и довольны ли вы результатами завершающегося года?

— Мы закрываем 92–93 % внутреннего рынка прессованных дрожжей и до 20 % — сушеных, выпуск которых организовали в 2011 году. Планируем к лету следующего года открыть вторую очередь сушильного производства. По качественным показателям наши сушеные дрожжи не уступают зарубежным аналогам. Новый продукт успешно конкурирует с импортом. Срок хранения сушеных дрожжей — 2 года. Они выравнивают сезонные колебания. Ведь фактор сезонности сказывается на реализации. Пик приходится на большие праздники — Пасху, Новый год. А летом наблюдается затишье, которое оживляет начало учебного года. На организацию производства сушеных дрожжей нас также подвигнул небольшой срок хранения прессованного продукта. Именно по этой причине в сельскую местность прессованные дрожжи в принципе не поставлялись, особенно в летний период. Сушеные дрожжи, кстати, производный продукт от своих старших «братьев», не требуют особых условий хранения и транспортирования. Поэтому этот сегмент развивается, чтобы обеспечить недоступные места и выровнять дефицит в течение года. Думаю, что сможем занять до 50 % емкости рынка сушеных дрожжей. А вообще будем стремиться к полной монополии по всем видам нашей продукции.

Теперь отвечу на вторую часть вашего вопроса. По итогам девяти месяцев в системе концерна «Белгоспищепром» наше предприятие одно из четырех выполнило все заданные показатели наряду с производителями соли, водки и вина. С точки зрения экономики, результат хороший, но хочется работать еще лучше.

— Как идет реализация вашего нового продукта — стимулятора роста растений на основе дрожжей «Ростмомент»?

— В этом году «Ростмомент» продавался очень активно. Люди убедились в эффективности этого препарата, и даже в период затишья сельхозработ покупки не снижались. В первую очередь его приобретает население. Для того чтобы сельхозорганизации воспользовались этим препаратом при производстве сахарной свеклы, пивоваренного ячменя, рапса, необходимо было провести дополнительные исследования. В этом году мы получили подтверждение Института защиты растений НАН Беларуси в его пригодности и высокой эффективности. «Ростмомент» дает значительную прибавку урожая названным культурам, поэтому на следующий год мы планируем провести промышленные испытания. К нашему препарату проявили интерес многие страны, даже в Латинской Америке. Поступают заказы, сейчас накапливаем продукт к сезону.

— Как складывается ситуация с экспортом продукции?

— Экспорт прессованных дрожжей незначителен по причине несоответствия упаковки современным требованиям. Мы транспортируем продукцию в пластиковых ящиках, а все уже привыкли к картонным. Технология фасовки пока не позволяет нам идти в ногу с тенденциями. Но мы над этим работаем. Очень интенсивно действует служба продаж. И есть хороший результат. Небольшие объемы сушеной продукции мы продаем в Россию и страны Евросоюза. В РФ поставляются винные и спиртовые дрожжи. Технология их производства более сложная, и цена на продукт соответственно выше.

— Приятное событие — юбилей предприятия. Как вы готовитесь к этой дате?

— Готовим книгу об истории комбината. Есть уникальный человек, сын главного инженера завода, который работал еще до революции. Ему около 90 лет, он с нами поддерживает контакт, издал книгу, в которой описал технологию изготовления дрожжей в годы работы своего отца. Сейчас мы систематизируем альбом фотографий. Планируем открыть музей. Облагородили заводо­управление, ремонт продолжается. При этом производство работает круглосуточно. Настроение у коллектива – всегда на подъеме!

120 лет назад дрожжи изготавливались из отходов спиртового производства. Поскольку спирт делали из зерна, сырье было дорогим. Примерно 60 лет назад перешли на свекловичную мелассу. Дрожжи — живые организмы, которым необходимы белки, углеводы, микроэлементы. Не все одинаково полезно. Например, калий и азот усиливают рост, а ионы меди — тормозят. Дрожжи подкармливают витамином биотином, тогда у них развивается хороший «аппетит». Кроме питания, для роста дрожжей нужны хорошая санитария и воздух. Комфортная температура для дрожжей — 30–32 °С.

Объем производства прессованных дрожжей — 600–700 т/мес.

ОАО «Дрожжевой комбинат»

г. Минск, 220030, ул. Октябрьская, 14

Тел.: (017) 327-17-31

Тел./факс: (017) 328-50-78

E-mail: reklama.mdk@mail.ru

www.belyeast.by

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.