Харизма лидера в бизнесе. Имидж и мистика, психология и власть

Нужна ли харизма руководителю? Об этом шла речь на 3-м Антикризисном форуме в Москве

Почему одаренные дети вырастают неудачниками, а заурядные — «хозяевами жизни»? Бывают ли «прирожденные» лидеры? Где берут силы «живчики»? Стратегии жизненного успеха, ответственность и самодисциплину как оборотную сторону свободы и независимости рассматрел в своем выступлении на 3-м Антикризисном форуме бизнес-тренер, консультант, совладелец компании Oratorica Радислав ГАНДАПАС.

Тезисы:

Власть, основанная на статусе, — до первого кризиса.

Власть, основанная на компетентности, — до первой ошибки.

Власть, основанная на силе личности, использует кризисы и ошибки.

Харизма — сила, личности лидера. Но не только. Что же еще? Слово «харизма» окружено сегодня ореолом мистики и скепсиса. Однако мы не можем не признать, что явление это существует и люди с харизмой легко добиваются такого влияния на окружающих, какое и не снилось тем, кто харизмой не наделен. Наука давно изучает это явление, и сейчас у нас есть возможность увидеть, что харизматическое влияние может быть управляемым, оно способно стать еще одним ресурсом современного лидера для достижения самых смелых планов не только в бизнесе, но и в жизни в целом.

Прочесывание Интернета показывает, что специалистов, изучающих вопрос харизмы и излагающих свою точку зрения на этот вопрос, можно объединить в четыре группы. Это мистики, психологи, специалисты по имиджу и специалисты по коммуникации.

Мистики в разных формулировках утверждают, что харизма — данная свыше для реализации миссии способность оказывать влияние на других людей, увлекать своими идеями, вести за собой.

Психологи сводят харизму к набору психологических черт, которые в совокупности приводят к способности человека оказывать влияние на других людей, увлекать своими идеями, вести за собой.

Имиджмейкеры глумливо шутят, что при наличии соответствующего бюджета они готовы сделать героя-подводника из кого угодно. И полагают, что харизма — плод воображения окружающих. И именно этот плод — имидж — позволяет носителю оказывать такое влияние на других людей, увлекать своими идеями, вести за собой.

Специалистам по коммуникации не остается ничего другого, как признать, что харизма сводится к набору коммуникативных навыков человека. И эта совокупность навыков приводит к тому, что человек может оказывать влияние на других людей, увлекать своими идеями, вести за собой.

Кто прав? Все? Никто? Кто-то один? И все, и никто. Харизма не сводится лишь к имиджу, психологическому портрету, способности выстраивать коммуникацию или к необъяснимой одаренности чем-то мистическим. Более того, все определения дополняют друг друга и позволяют увидеть объемную картину.

Харизма включает все эти элементы, и недостаток одного из них обязательно компенсируется другими. Поэтому мы никак не можем найти единого определения харизмы. И более того, мы даже не можем договориться, что под этим понимать. И еще более того, мы спорим. Ибо у одних из нас один жизненный опыт, а у других — другой. Один встречал людей харизматичных, но у них не было тех черт, которые были у тех харизматиков, которых встречал другой.

И вот что я хочу сказать, раз уж пошел разговор о прикладном характере харизмы. Сегодня в России, в бизнесе и политике харизма в чистом виде не встречается. И не может встретиться. И слава богу! Но элементы харизматического имиджа и харизматического управления все мы используем. Правда, пока не осознаваемо.

Что же дает харизма? В первую очередь она лигитимизирует власть. Ведь власть и строка в визитной карточке «директор» — не одно и то же. Можно быть руководителем по должности и не обладать властью, а можно не иметь никакой должности, но иметь власть. И власть эта работает до тех пор, пока подчиненные признают за руководителем право на нее.

Когда я служил в армии, бывали случаи, когда получивший звание сержанта и должность командира расчета ничего не мог поделать с солдатами. Спасало только, если он заручался поддержкой одного из солдат, обладавшего авторитетом, харизмой. Грамотные командиры именно таких и должны были назначать сержантами. Но им не хватало профессионализма.

Когда я был подростком, предводителем во дворе был некто Саша по прозвищу Остап. Понятно, что шайка подростков во дворе — не армейский взвод и даже не производственный коллектив. Но власть Остапа над нами была абсолютной и для нас лигитимной. Мы сами признали его право на эту власть. Повинуясь этой власти, я выкурил первую сигарету, попробовал водку и даже один Новый год встретил под открытым небом. Он во многом повлиял на мою картину мира. Я говорю только о себе, но таких, как я, было десятка два подростков. Такова сила харизмы. Она дает право на власть и признает право харизматика повелевать, обязывает подчиняться.

Во-вторых, харизма снижает критичность в оценке самого харизматика и его поступков. Более того, ошибки и неблаговидные поступки лидера могут оцениваться и оцениваются не только как «не слишком негативные», а даже как позитивные. Повышение голоса, рукоприкладство, хулиганство рассматриваются в этом случае как экстравагантное, неординарное поведение, только укрепляющее влияние. Наверняка вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда подобное поведение объяснялось как правильное и даже полезное для всех. По большому счету даже Уголовный кодекс к харизматичным лидерам применяется не так, как к остальным.

В-третьих, харизма повышает авторитет. В том смысле, что позволяет отдавать распоряжения и добиваться их выполнения без объяснения важности и необходимости этого действия, без включения дополнительных механизмов мотивации. В том смысле, что мировоззрение харизматика принимается как наиболее адекватное и наследуется адептами. В том смысле, что поступки харизматика вызывают желание подражать и «соответствовать».

Нужна ли харизма руководителю? Нужна. Особенно во времена кризисные. Особенно во времена, когда руководитель действует в условиях недостаточности информации для принятия решений. Особенно во времена, когда нужно действовать вопреки своим личным целям и интересам. То есть почти всегда.