«Халяль» — здоровый образ жизни

Сегодня термин «халяль» является синонимом качества и экологичности. Именно поэтому пищевая промышленность индустрии «Халяль» процветает даже в кризис, поскольку определение «халяльная продукция» гарантирует, что продукт отвечает современным экологическим требованиям: овощи не содержат нитратов, мясные изделия — канцерогенов и генетически модифицированных ингредиентов, йогурт и творог — искусственных усилителей вкуса и цвета.

Рустам ХАСЕНЕВИЧ, директор Белорусского центра стандартизации и сертификации «Халяль» ООО «БелХаляль»

Слово «халяль» (от арабского al-halal — разрешенное, законное, дозволенное) обозначает то, что разрешено у мусульман к употреблению и использованию, в том числе в пищу. Мы живем в удивительное время и становимся свидетелями перехода от «эры бездумного потребления» к эпохе потребления натурального и полезного. Однако в современном мире определение «халяль» применимо не только к продуктам питания, но и к косметике, сфере услуг, гостиничному, ресторанному и туристическому бизнесу, ко всему тому, что не нарушает изначальные религиозные требования, а также подразумевает здоровый образ жизни.



В последние годы продукция «Халяль» стала элементом рыночного механизма в силу роста мусульманского населения, благодаря чему западные корпорации начали производить данные товары в мировом масштабе. Являясь важной мощной движущей силой мирового рынка, продукция «Халяль» определенно имеет долгосрочную перспективу развития.

Белорусский центр стандартизации и сертификации «Халяль» — единственный орган по сертификации на территории Республики Беларусь, получивший соответствующие полномочия от председателя республиканского религиозного объединения «Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь» муфтия шейха Абу-Бекира Шабановича.

С учетом глобализации рынка пищевых продуктов и с целью предотвращения мошенничества продукции со статусом «Халяль» в Беларуси Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь в 2012 году уполномочило ООО «БелХаляль» создать Белорусский центр стандартизации и сертификации «Халяль» при республиканском религиозном объединении «Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь», разработать нормативную документацию и процедуру сертификации «Халяль». Наша компания совместно с опытными специалистами Белорусского государственного института метрологии и Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» при Совете муфтиев Российской Федерации провела разработку нормативной документации, устанавливающей требования к продукции «Халяль». В результате был разработан стандарт «Требования к производству, хранению, транспортированию и реализации продукции «Халяль» (№ ХП.BY/02/2013). Этот документ разработан и согласован с учетом требований международных стандартов «Халяль» Малайзии, Турции, Кувейта, Индонезии, России, что дает возможность доступа данной продукции белорусских предприятий на мировые рынки и способствует непрерывному улучшению внутрифирменных систем менеджмента.

ООО «БелХаляль» осуществляет методическую помощь предприятиям, желающим производить продукцию «Халяль», через систему семинаров, участие в выставках и на международных форумах. На сегодняшний день уже сертифицирован ряд предприятий пищевой промышленности Беларуси на соответствие продукции стандарту «Халяль», многие из которых уже открыли для себя новые рынки и смогли занять свою нишу на мировом рынке продуктов питания «Халяль».

Деятельность нашей организации направлена на достижение следующих целей:
• повышение качества и конкурентоспособности производимой белорусскими организациями и предприятиями продукции и оказываемых услуг, соответствующих стандарту «Халяль»;
• развитие индустрии «Халяль» как направления сектора экономики, основанного на высокой нравственности;
• создание условий для деятельности организаций и предприятий на мировом рынке «Халяль», а также их участия в международной торговле в качестве равноправных партнеров;
• обеспечение интеграции в международные системы стандартизации и сертификации «Халяль» и тесного сотрудничества с международными центрами по сертификации продукции и услуг согласно исламским нормам.

ООО «БелХаляль» является соучредителем Евразийского центра стандартизации и сертификации «Халяль» совместно с Духовным Управлением мусульман Российской Федерации и Духовным Управлением мусульман Казахстана, который был создан для координации деятельности, установления общих норм, правил для различных видов деятельности «Халяль».

Наша компания проводит работы по сертификации продукции «Халяль» с привлечением опытнейших экспертов-аудиторов Белорусского государственного института метрологии, что гарантирует производство качественной конкурентоспособной продукции и продвижению ее авторитета на международном уровне.

Согласно отчетам ОИС (Организация исламского сотрудничества), глобальный рынок продукции «Халяль» оценивается в 2,3 трлн долларов США. В этом сегменте продовольствие составляет около 67 %, рынок фармацевтической продукции — примерно 22 %, и еще 11 % — рынок косметики и парфюмерии.



Таким образом, высокий спрос стимулирует быстрое развитие производства халяльной продукции на мировом рынке. Это означает, что потенциальный объем рынка продовольствия «Халяль» составляет 17 % общего мирового потребления. Основными потребителями продукции «Халяль» являются страны с высокоразвитой экономикой, осознающие ее преимущества.

По данным отчета ОИС, за 2016 год мусульмане всего мира потратили на продукты питания более 1173 млн долларов США, в то время как Китай — 854 млн долларов, Соединенные Штаты Америки — 771 млн долларов, Япония — 380 млн долларов, Индия — 341 млн долларов, Россия — 316 млн долларов.



Следует отметить, что мусульманские страны ежегодно импортируют 18,9 % мяса и мясной продукции, а также 47,8 % овощной продукции.

Численность мусульманского населения Земли составляет 1,7 млрд человек, т. е. примерно 24 % жителей планеты. Ожидается, что к 2030 году количество мусульман приблизится к 2,2 млрд человек. Следовательно, показатели потребления продовольствия (особенно мяса) в мусульманских странах будут расти значительно быстрее среднемировых.

Несмотря на экономические проблемы, в том числе санкции и их последствия, халяльный бизнес чувствует себя уверенно и растет высокими темпами во всем мире. Об этом свидетельствует мировой рынок, который не перестает удивлять своим разнообразием и доступностью халяльных товаров и услуг. Кроме того, большой потенциал сектора «Халяль» имеет и Европа: уже сейчас эксперты оценивают оборот европейского рынка продуктов «Халяль» приблизительно в 66 млрд долларов, а в следующее десятилетие, как ожидается, он увеличится еще на 20–25 %.

Многие люди, не исповедующие Ислам, видят в сертификации «Халяль» дополнительный знак качества, где на каждом этапе производства ведется четкий контроль. По этой причине они на прилавках магазинов ищут продукцию именно с эмблемой «Халяль».

Белорусские продукты и товары народного потребления пользуются среди мусульман репутацией качественных и относительно недорогих, что неразрывно связано с брендом этой страны, который формировался в течение многих десятилетий. В мире сложилось представление о белорусах как ответственных, аккуратных и честных людях. В значительной степени именно комплекс представлений о стране, в которой человеческие качества ее жителей занимают одно из главных мест, позволяет удерживать на высоком уровне доверие к тому, что произведено в Беларуси. Им мы уверены, что с сертификатом «Халяль» наши предприятия на мировом рынке продуктов «Халяль» могут занять достойное место.

E‑mail для связи с автором: BelHalal@yandex.ru

Источник: Produkt.by