Вы здесь

«Халяль» сулит перспективы

В рамках проекта «Школа экспорта», который организован Центром делового образования Белорусской торгово-промышленной палаты, прошел семинар «Особенности получения сертификата «Халяль». Актуальность темы обусловлена стоящей перед белорусскими производителями задачей диверсификации поставок продукции. Ряд предприятий уже имеют опыт работы с сертификатом «Халяль» и убедились, что это перспективное направление.

По словам председателя Белорусской торгово-промышленной палаты Владимира УЛАХОВИЧА, сертификация «Халяль» дает возможность для развития нашей продовольственной отрасли, экспорта, сотрудничества. Сегодня в 29 странах официальной религией является ислам. Территория, где востребована халяльная продукция, занимает 20 % мирового продовольственного рынка. Семь стран, в которых она востребована, — наши партнеры в разных сферах. Это, в частности, Египет, Оман, Индонезия, Пакистан и ряд других. Население мусульманского мира насчитывает порядка 1,8 млрд человек, или 24 % жителей земного шара.

Заместитель начальника управления международного сотрудничества Минсельхозпрода Валерий БОГДАНОВСКИЙ отметил, что наши экспортеры уделяют особое внимание диверсификации экспорта молочной продукции на рынки Ближнего Востока, Африки.

По экспертной оценке, объем экспорта халяльной продукции, которая потребляется в мусульманском мире, к 2020 году вырастет вдвое — с 700 млрд долларов до 1,5 трлн долларов. Активными потребителями халяльной продукции являются не только жители стран, где она доминирует, но и тех государств, где мусульманское население немногочисленно, например, Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Аргентина. Этот факт говорит о том, что мировые производители давно сориентировались в глобальном мире и делают ставку на развитие рынка халяльной продукции.

Объединенные Арабские Эмираты — законодатель мод и ведущая из стран региона по поставкам халяльной продукции. Примечательно, что в Дубае наряду с созданием собственной марки «Халяль» идет процесс формирования халяльного экономического хаба. Большой объем продукции поступает непосредственно через ОАЭ.

Ежегодная выставка GULFOOD, проводимая в этой стране, по праву считается крупнейшей в мире экспозицией продуктов питания. Белорусские предприятия традиционно принимают в ней участие и отмечают, что интерес к нашей продукции постоянно растет. В текущем году 14 компаний пищевой промышленности представили свои товары в Дубае. Это и молочные предприятия, и производители хлебопродуктов, и птицефабрики.

— Сертификация «Халяль» для нас очень важна, ее необходимо развивать, — считает представитель Минсельхозпрода. — В Беларуси в последнее время интерес к получению сертификата растет. 18 молокоперерабатывающих предприятий обладают таким сертификатом, этот список дополняют один мясокомбинат и четыре птицефабрики. Требования для каждого рынка отличаются, поэтому орган, уполномоченный выдавать сертификат в ОАЭ — Эмиратское агентство по стандартизации и метрологии ОАЭ, — выступил с инициативой о признании сертификата всеми мусульманскими странами. Таким образом, станет возможным охватить большее количество потребителей этой продукции.

Заместитель директора Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Кирилл ГЛУЩЕНКО остановился на ветеринарно-санитарных требованиях, установленных в ОАЭ с преломлением на сертификацию «Халяль». Важно, что два процесса — выполнение требований и получение сертификата — идут параллельно.

— Нашим департаментом проводится работа с уполномоченным органом в области ветеринарии в ОАЭ — Министерством изменения климата и окружающей среды, — рассказал специалист. — Проводятся переговоры в части согласования ветеринарных сертификатов, по которым будет поставляться продукция из Республики Беларусь в ОАЭ. На данный момент согласован ветеринарный сертификат формы № 3 на экспорт молока и молочных продуктов. Также запарафированы ветеринарный сертификат на экспорт меда и продуктов пчеловодства формы № 8 и ветеринарный сертификат на экспорт мяса и мясных продуктов. Сейчас в стадии согласования форма ветеринарных сертификатов на экспорт переработанной продукции.

Генеральный директор Эмиратского агентства по стандартизации и метрологии Абдалла аль-МАИНИ, в свою очередь, отметил, что рынок халяль — очень развивающийся сектор экономики, в 2015 году он составлял 1,5 трлн долларов. Планируется, что к 2021-му он вырастет до отметки 2,8 трлн долларов. ОАЭ развиваются как хаб для реэкспорта и привлечения халяльной продукции в другие регионы Ближнего Востока, Персидского залива, Африканского континента, страны, которые находятся в рамках пятичасового перелета. Сертификация «Халяль» — не барьер в торговле, а возможность дальнейшего сотрудничества.

По словам эксперта, сертификация продукции по стандарту «Халяль» открывает дополнительные возможности для белорусской продукции, которая уже на 80 % соответствует требованиям сертификации. Над остальной частью предстоит поработать совместно.

Как считает заместитель председателя РРО «Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь», директор ООО «БелХаляль» Рустам ХАСЕНЕВИЧ, пройти процедуру аккредитации в Объединенных Арабских Эмиратах будет сложно. Установлены очень жесткие требования к сертифицирующему органу, чтобы отсеять тех, кто просто торгует сертификатами, выдавая их компаниям, чья продукция на самом деле не соответствует ни стандартам «Халяль», ни безопасности. Партнерам из ОАЭ необходимо удостовериться в компетентности органа, проверить его аккредитацию в других странах. У каждого государства есть своя специфика требований к продукции «Халяль». Некоторые требуют аккредитации в своей стране.

— Мы надеемся, что ОАЭ удастся объединить в ближайшее время все сертифицирующие органы под одним стандартом, одним логотипом, — сказал Рустам Хасеневич. — Требования в этой стране идентичны нашим. Мы говорим о том, что для сертификации «Халяль» необходимо разделять предприятия на потоки, убрать запрещенные продукты вообще. Возможно, будут рассматриваться смешанные производства, но тогда надо будет доказывать, что нигде не произойдет перекрестной контаминации. А поставляемая на экспорт продукция пройдет дополнительный контроль. Если по результатам анализа ДНК выявят посторонние продукты, будет закрыта вся страна для поставок.

Ведущий инженер отдела сертификации систем управления Белорусского государственного института метрологии Елена БУЛАВИНА акцентировала, что наше государство стоит на страже безопасности продукции. Этому свидетельство нормативная база для пищевых производств, которая есть в республике. Кроме того, Договором о ЕАЭС (ст. 53) декларируется, что продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной. Она производится только при условии, что прошла необходимую процедуру оценки соответствия.

Самые распространенные причины инцидентов, связанных с пищевой безопасностью, — ненадлежащее хранение, несоблюдение правил гигиены, загрязненное оборудование, нарушение технологических режимов и опасное сырье, поведала эксперт. Перед проведением сертификации у аудитора стоит задача выявить причины возможных инцидентов. Безусловно, если на производстве существуют для них предпосылки, такому предприятию никогда не будет дана оценка, не будет подтверждено соответствие выпускаемой пищевой продукции требованиям стандарта.

БелГИМ сотрудничает с ООО «БелХаляль». Совместно проводятся работы по подтверждению соответствия продукции требованиям «Халяль». Они основаны на следующем. Прежде всего, необходима система обеспечения пищевой безопасности — либо ISO 22000, либо FSSC 22000. Эти стандарты объединяют общая структура и подходы
к обеспечению безопасности. На предприятии должны быть надлежащие гигиенические и производственные, а также лабораторные и ветеринарные практики. Еще важное требование — внедрение принципов HACCP, направленных на выпуск гарантированно безопасной продукции.

По словам Елены Булавиной, в Беларуси созданы предварительные условия для поставок продукции в Объединенные Арабские Эмираты. Это те 80 % обеспечения пищевой безопасности за счет государственной политики и добровольного желания предприятий выпускать гарантированно безопасную продукции, о чем сказал эксперт из этой страны. Что касается нормативных требований к продукции «Халяль», у нас проходит публичное обсуждение межгосударственный стандарт, разработанный белорусским мусульманским объединением при участии специалистов БелГИМ. При его написании приняты во внимание требования аналогичных стандартов Турции, Индонезии, Малайзии и ОАЭ. Сегодня подтверждение соответствия продукции «Халяль» происходит согласно требованиям стандарта организации ООО «БелХаляль», который в принципе идентичен тому, что сейчас обсуждается.

Для сертификации необходимо подать заявку в «БелХаляль», затем формируется компетентная комиссия в зависимости от того, в каком секторе работает предприятие. Аудиторы работают от начала до конца производства продукции. Были случаи, когда комиссия сразу отказывала, например, если на одном оборудовании производились продукты из свинины и заявляемые как халяльные. Были моменты перекрестной контаминации в разных цехах, то есть канализация и вентиляция оставались общими. Когда предприятие устраняет несоответствие, предъявляет документальное подтверждение об этом, — снова проводится проверка.

Сертификат выдается на один год. И если у предприятия происходят какие-либо изменения, то по соглашению нужно сообщить об этом в целях проведения внепланового аудита либо же принять решение о продолжении срока действия сертификата. К сертификату соответствия, который вручают в мечети, и это становится определенной вехой в истории предприятия, есть приложение, в котором перечисляется вся продукция — с ассортиментом и торговыми марками.

В заключение семинара Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Объединенных Арабских Эмиратах Роман ГОЛОВЧЕНКО сделал некоторые ремарки для комплексного понимания ситуации и открывающихся возможностей.

Вопросы «Халяль» — это только часть тех процедур, которые позволяют выйти пищевой продукции на арабский рынок. Наблюдается стабильная динамика роста поставок белорусского продовольствия в регион, активно работают молочники. Если в прошлом году было поставлено продукции на 300 тыс. долларов, то в этом уже на 800 тыс. долларов.

Но есть и сдерживающие факторы: признание ветеринарных сертификатов и сертификатов соответствия. Кстати, для молочки сертификаты «Халяль» — дополнительная ценность, их отсутствие не является препятствием для экспорта на рынок ОАЭ.

Стоит отметить, что проведена большая работа по взаимному признанию ветеринарных сертификатов. Практически получены признания по всем товарным группам продовольствия. Также признаны сертификаты соответствия по молоку, сливкам, йогурту, кефиру, сыру, творогу и сливочному маслу до мая 2019 года. Следующий шаг по снятию технических барьеров — инспекция белорусских предприятий со стороны Министерства изменения климата и охраны окружающей среды ОАЭ.

— Эту работу следует провести не откладывая, иначе вперед мы двигаться не сможем, — сказал посол. — Сейчас должен решиться главный вопрос: кто в Беларуси будет являться сертифицирующим органом, в частности по системе «Халяль» и по системе качества, недавно внедренной. Конечно, каждое предприятие может индивидуально обращаться в ОАЭ, принимать группы специалистов, но это будет дорого. Гораздо эффективнее аккредитовать непосредственно в стране орган, который впоследствии станет выдавать сертификаты.

Роман Головченко призвал делами доказывать диверсификацию экспорта.

— Посольство решает технические вопросы снятия препятствий в торговле совместно с Госстандартом и Минсельхозпродом, — подытожил руководитель загранучреждения. — За долю рынка надо бороться путем конкретных последовательных действий по выводу и продвижению своей продукции, в том числе через выставки.

Источник: Produkt.by

Читайте также
Халяльное направление: к сертификации подошли вплотную Семинар по сертификации «Халяль», проведенный на базе БелГИМ,...
Сертифицироваться, перестраивать производство, устанавливать долгосрочное партнерствоГеографическая и ассортиментная...
Успех экспорта продукции белорусских компаний во многом зависит от предприимчивости, смелых действий предприятий, такое...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

info@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.