Вы здесь

Гродненский мясокомбинат — мы всё сделали правильно

Почему нужно инвестировать только в самое лучшее?

«Гродненский мясокомбинат делает продукт из мяса и гордится этим. Наши поставщики просто не оставляют нам вариантов рассматривать альтернативные виды сырья. Мы, безусловно, движемся в русле общих тенденций — работаем над снижением себестоимости и конечной цены продукта. Однако все, что делаем, связано с новыми технологиями, оптимизацией процессов, упаковкой, но никак не с изменением состава. Благо результаты работы предыдущих лет оставляют возможности для маневра», — генеральный директор предприятия Олег ИВАНОВ рассказал ПРОДУКТ.BY, как, спустя пять лет с момента запуска, работает цех сырокопченых и сыровяленых колбас.

Загрузка — оптимальная

В 2020 году ОАО «Гродненский мясокомбинат» выпустил на 6,1 % сырокопченых и сыровяленых колбасных изделий и продуктов больше, чем в 2019-м.

Анализ работы цеха по производству сырокопченых колбасных изделий с момента его ввода в эксплуатацию показал, что рекордным по объемам производства за год был 2018-й, максимальный объем выпуска в месяц составил 680 тонн в декабре 2019-го при проектной мощности 500 тонн. Объем производства продукции за 2020 год хотя и не достиг уровня 2018-го,однако доходность реализации продукции выросла.

С учетом рыночной ситуации выполнена оптимизация загрузки, при этом важным остается тот факт, что цех работает стабильно, без скачков.

Достигнув удовлетворительных показателей по загрузке, основной задачей остается (хотя она всегда актуальна) работать над экономикой, производить продукты, востребованные торговлей. Например, сырокопченые и сыровяленые колбасы с фиксированным весом. Те, кто в теме, знают, что это — совсем непростая задача.

Наращивание объемов производства такой продукции ведет к снижению общего тоннажа, требует корректировки ряда производственных процессов. Тем не менее мы движемся в этом направлении.

Фиксируем вес

Сейчас участок по упаковке работает в режиме 24/7. На протяжении последнего года его мощность целенаправленно увеличивалась, как того требовал рынок. Фиксированный вес твердокопченых колбас минимизирует и технологические затраты продавца, и потери при длительном хранении. Сети, преследуя свои интересы, ставят перед производителями все более сложные задачи по формату и дизайну упаковки. Тот, кто лучше их решает, становится предпочитаемым поставщиком. Покупателю тоже нравятся красивая герметичная упаковка и понятная цена за единицу товара, поэтому мы идем дальше — к фасовке колбас фиксированного веса со срезом.

Это еще интереснее для потребителя — видеть, как выглядит продукт в разрезе, и делать осознанный выбор. В общем, производим то, что больше востребовано и лучше продается. Времена, когда брали то, что есть, давно прошли.

Деликатесы — на экспорт

На конкурентном белорусском рынке все увереннее чувствуют себя современные частные компании. Они вкладывают большие ресурсы в маркетинг, в продвижение, создают заметное давление в определенных сегментах.

В объеме производства сырокопченых и сыровяленых колбасных изделий в Республике Беларусь ОАО «Гродненский
мясокомбинат» занимает 32,5 %, в том числе в объеме производства Гродненской области — 79,2 % (удельный вес Гродненской области в объеме выпуска в целом по республике составляет 41 %). Цех предприятия по производству сырокопченых и сыровяленых изделий стабильно загружен заказами, но о значительном наращивании
объемов внутренних продаж речи не идет до момента начала изготовления продукции на присоединяемой производственной площадке бывшего ОАО «Лидский мясокомбинат», которую планируется запустить в 2021 году.

Сейчас порядка 30 % продукции продается за рубеж — в основном в Россию, понемногу — в Казахстан, Грузию, Азербайджан.

Сегодня главная задача комбината — наращивание экспортного потенциала деликатесной продукции и диверсификация рынка.

 

«Хамон гродненский» впервые выпустили в декабре 2019 года — всего 420 штук в качестве эксперимента. Попали с ним под огонь критики, но опыт оказался очень удачным. В декабре 2020-го произвели уже четыре с половиной тысячи штук, а за весь прошлый год — более 18 тысяч штук. Наш столярный цех работал в трехсменном режиме — делал для хамона подставки. Это еще один пример неоднозначной и непредсказуемой реакции рынка на новый продукт.

Только практика расставляет все по местам. В 2019 году «Хамон гродненский» завоевал Гран-при на Республиканском конкурсе «Продукт года», а в 2020-м удостоен Диплома 1 степени по итогам народного конкурса-дегустации «Чемпион вкуса».

Белорусское качество в цене

В сегменте вареных колбас, сосисок нам трудно конкурировать с российскими производителями по цене. Основное сырье — свинина.

У них она в среднем на 15 % дешевле, чем у нас. Это, безусловно, отражается на доходности группы. По  сырокопченым и сыровяленым колбасам несколько другая ситуация.

Россияне любят нашу продукцию. Белорусские подходы к качеству, традиционные рецептуры, узнаваемость бренда обеспечивают высокую лояльность потребителей и спрос. Тем более что мы, невзирая ни на какие сложности, держим марку, не идем на то, чтобы производить более дешевую продукцию из низкостоимостного сырья.

ОАО «Гродненский мясокомбинат» ежегодно показывает положительную динамику производства говядины и свинины, приобретаемых у сельхозпроизводителей сырьевой зоны. Все принятое сырье направляется в переработку для изготовления колбасных изделий и полуфабрикатов. Особой востребованностью на рынке пользуются колбасные изделия с длительным (до четырех месяцев) сроком хранения. Мы без проблем доезжаем с ними до Сахалина, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Комсомольска, Владивостока, широко представлены в Западной Сибири. Даже если дорога занимает 15–20 дней, остается комфортное время на реализацию. Однако наша продукция там не залеживается, воспринимается прекрасно, никаких претензий по качеству не поступает. А такие продукты, как ветчины «Прошутто» и «Пармская», «Мини-Хамон», идут просто на ура.

Напрямую в российские сети

Хотя в последние годы сегмент мясных деликатесов по уровню продаж выглядит достаточно стабильным, планировать, как раньше, на три-четыре года вперед, создавая под эти планы материальную базу, — не получится. Каждый год очень динамичен: ситуация стремительно меняется, спрогнозировать развитие событий практически
невозможно — факторов риска очень много. В таких условиях приходится маневрировать при минимальных затратах, еще более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. На этом фоне продвижение на зарубежные рынки, даже в Россию, дается особенно нелегко. Конкуренция жесткая, и белорусских производителей там не ждут. Тех, кому удалось закрепиться, можно буквально пересчитать по пальцам одной руки, однако ОАО «Гродненский мясокомбинат» за 2020 год смогло нарастить объемы реализации колбасных изделий на 111,3 %.
Считаем — это неплохой результат.

Дальнейшее продвижение, как видится, может быть связано с попаданием напрямую в сети. Посвященные знают, что это довольно рискованный шаг, чреватый штрафами, неустойками, репутационными потерями. В то же
время он открывает обширный и разветвленный канал сбыта, а значит, — риск оправдан.

Анатолий ГРИШУК, экс-генеральный директор Гродненского мясокомбината:

— Цех сыровяленых и сырокопченых колбас, пожалуй, — самое сложное для меня, но и самое правильное решение за многие годы работы на предприятии. Сколько было откровенных противников у этого проекта: «Разве на рынке есть дефицит колбас?» Сколько сомневающихся: «Нужно ли строить на пятьсот тонн, достаточно и двухсот!» Но наша команда все продумала, просчитала и не испугалась взять на себя ответственность.

Видели, как работают подобные производства за границей, какие там оборудование, технологии, культура производства. Видели, какой продукт выпускают немцы, поляки, голландцы, и понимали, что выходить на большой рынок нужно с чем-то подобным.

Не сдались, приняли решение, вложили 25 миллионов евро. Сделали все по самому высокому разряду. Запустили. В июле 2016 года на два месяца ранее запланированного в бизнес-плане срока вышли на проектную мощность, а уже в декабре 2019-го произвели 680 тонн. Работали с компанией «Дымов» под заказ, изучали рынок, искали новых партнеров. Всю нашу продукцию забирали с колес.

И ни у кого — ни одного замечания по качеству! Конечно, была благоприятная рыночная ситуация. Но и сейчас, глядя, как работает цех, могу с гордостью сказать, что мы все сделали правильно! Это пример того, что не
нужно бояться инвестировать.

Однако, если вкладывать деньги, то только в самое лучшее. Когда работаешь на пике технологий, внедряешь инновации, а главное, чувствуешь и понимаешь рынок, — продукт будет востребован, и цена будет хорошая.

Блиц-интервью Натальи КАЛИНКОВИЧ, заместителя генерального директора по производству и качеству

— В чем секрет популярности гродненской продукции у покупателей?

— Всех секретов не раскрою, уж очень высока конкуренция в нашей отрасли. Но один спойлер дам. Дело — в команде. Наша продукция — произведение, над которым трудится коллектив талантливых людей, настоящих профессионалов. А вообще, все начинается с формирования ассортимента. Здесь надо учитывать интересы различных групп потребителей: с разной покупательской способностью, детей и взрослых, экспериментаторов и тех, кто всегда верен классике, зожников и любителей сытно поесть. Стараемся каждому предложить что-то особенное. Ассортимент у нас постоянно обновляется. Покупателя нужно завоевывать. Как? Искать новые вкусы по всему миру, в истории, книгах, путешествиях. Вкусы Италии — очень яркие, и вдохновляют многих. Вот и у нас появилась острая и пряная разновидность салями «Пепперони». Давно известно, что говядина хорошо сочетается с черносливом. Почему бы не попробовать соединить их в сырокопченой колбасе? Попробовали, и результат понравился покупателям. Ну, и так далее. Пробуешь, пробуешь, создаешь много-много вариантов — и, наконец, появляется рецептура с идеальным соотношением ингредиентов, с тем самым неповторимым вкусом, который, спустя некоторое время, становится визитной карточкой предприятия.

— Как рождаются рецепты для новинок?

— Задавать такой вопрос технологу — то же самое, что спрашивать у художника, откуда он черпает вдохновение.
Главные слагаемые всем известны: опыт, труд и вечный поиск. И все же, как мне кажется, у нас, как и в любой профессии, результат определяется талантом.

Инициатором создания многих новинок становится наш руководитель, что-то исходит из отдела маркетинга, ну, а приоритет, конечно, — у команды отдела главного технолога.

Постоянно экспериментируем, ищем, изучаем потребительский спрос. Например, используем пробиотики: стартовые и аромакультуры. Они сокращают время созревания классических колбас и окороков, улучшают вкус и структуру. Как и все современные производители мясной продукции, много экспериментируем с пищевыми добавками. Особое внимание уделяем изготовлению колбасных изделий для питания детей дошкольного и школьного возраста. Для них используются сырье из строго определенной сырьевой зоны, только разрешенные ингредиенты. Разыскиваем старинные рецепты, по которым наши предки веками готовили традиционные продукты, и даем им новую жизнь. Из шпика делаем «Сало по-белорусски», «Грудинку с чесночком», «Грудинку крестьянскую», из свинины — «Полендвицу домашнюю новую сыровяленую», «Окорок гродненский особый». В них, естественно, не используются никакие добавки — только соль, сахар и композиция пряностей, в которой весь секрет.

Большой стимул к развитию, и особенно для внедрения инновационных оболочек, создания интересных образцов, — выход на российский рынок. Там очень много места для экспериментов, больше частного предпринимательства, больше динамики. Правда, основные правила игры по-прежнему диктует потребитель. Для настоящего высокого творчества остается совсем мало места: фирменная торговля, выставки, конкурсы и поиски в рамках обновления традиционного ассортимента, который существует на предприятии много лет.

— Как строится работа команды, чтобы обеспечить безусловное качество?

— От команды требуется постоянное совершенствование в профессиональной сфере и много-много труда. Правда, никто не застрахован от неудач. Если что-то пошло не так, делаем работу над ошибками. Потом опять — рутина будней, служебные обязанности, творческие замыслы, новые находки. Безусловность и совершенство — категории, присущие гениям. Мы же, как хорошие специалисты и настоящие профессионалы, просто стремимся как можно лучше, честно и ответственно делать свою работу.


ОАО «Гродненский мясокомбинат»
г. Гродно, ул. Мясницкая, 25

+375 (152) 45 50 00 (приёмная)
+375 (152) 45 50 13 (отдел продаж)



Источник: ПРОДУКТ.BY

Читайте также
Сергей ЛИЩУК, управляющий партнер консалтинговой компании Retail4you, рассказал, почему нужно работать с зарубежной...
Белорусским молочным экспортерам приходится отвоевывать свою долю рынка у международных корпораций. Они преуспели и уже...
На мировом рынке молочных продуктов преобладают восходящие тренды. Но в то же время по некоторым категориям в последнее...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.