Государственная Империя Из истории и современности Белкоопсоюза

К такому явлению отечественной деловой жизни, как Белкоопсоюз, можно относиться по-разному. Очевидно одно: равнодушным к нему быть невозможно. Вот о вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем дне потребкооперации мы решили побеседовать с председателем правления Белкоопсоюза Валерием Ивановым.

Александр НОВИКОВ

ИЗ РАЗРЯДА «ОБЩЕЕ»

— Валерий Николаевич, а как бы вы сами охарактеризовали потреб- кооперацию в Беларуси?

— Проще всего это сделать с помощью цифр. Так вот, сегодня Белорусский республиканский союз потребительских обществ — это крупнейшая общественно-массовая организация. Она объединяет около 700 тыс. членов-пайщиков и обеспечивает занятость более 83 тыс. человек. Белкоопсоюз обслуживает свыше 3,4 млн белорусов (то есть около трети населения страны).

Система отечественной потребкооперации объединяет предприятия торговли и общественного питания, заготовительную сеть, звероводческие хозяйства, промышленные предприятия. Кроме того, у нас есть свои собственные строительные и транспортные организации, учебные заведения и другие структурные предприятия, расположенные по всей республике.

ТОРГОВЫЕ «ОСТРЫЕ СТРЕЛЫ»

— Учитывая направленность нашего издания, хотелось бы узнать о специ- фике развития белкоопсоюзовской торговли на селе и в городе.

— Вы знаете, торговля является ключевым отраслевым направлением нашей деятельности. Это, по сути, единственный постоянный и надежный источник обеспечения сельских жителей товарами повседневного спроса. Неслучайно ведь, что по количеству торговых предприятий сеть потребкооперации — самая крупная в Беларуси. Она насчитывает 9,5 тыс. объектов. Большая часть объектов розничной торговой сети потребкооперации (69 %) расположена в сельской местности. А на города и райцентры, соответственно, приходится чуть меньше трети от общего числа наших магазинов. Мы стараемся вести взвешенную политику развития своей торговой сети, с учетом складывающейся демографической ситуации и реальной потребности жителей обслуживаемых регионов.

— В каком смысле?

— Хотя бы в том, что в 2014-м в городах было открыто 54 торговых объекта, а в сельской местности — только 12. Учитывая расположение торговой сетипотребкооперации, охватывающей практически все населенные пункты республики, а также разнообразие форматов обслуживания, наши организации конкурируют с торговыми структурами всех форм собственности. Это и крупные сетевые компании, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в регионах. Основное отличие работы потребительской кооперации — обязательства по обслуживанию населенных пунктов. Причем независимо от численности проживающего там населения и экономической эффективности. Например, полторы тысячи стационарных магазинов потребительской кооперации функционируют в населенных пунктах, где живет до 100 человек. Или взять работу наших автомагазинов. Они обслуживают все без исключения деревни, не имеющие стационарных торговых объектов. А это более 14 тыс. населенных пунктов. При этом примерно в 4000 деревень и сел проживает менее 10 человек.

— В последнее время много говорили о вашей непростой конкуренции с сетевой торговлей…

— Давайте для начала расставим приоритеты, а они у нас принципиально разные. Сетевой ритейл развивается преимущественно в довольно больших городах и райцентрах, исключительно на экономически эффективных площадках. И сетевики не ставят перед собой одной важной задачи: полностью охватить население региона в соответствии с нормативами социального стандарта. О нашей социальной стратегии сказано выше.

Кроме того, организации потребительской кооперации ориентированы на работу с белорусскими производителями и продвижение отечественной продукции на внутреннем рынке. Думаю, в республике не осталось такого предприятия, продукция которого не была бы представлена в магазинах потребкоопе- рации. Одно из направлений сотрудничества с отечественными производителями — организация работы торговых объектов и реализация в них товаров по договорам франчайзинга.

На сегодняшний день ситуация в торговой отрасли потребкооперации в целом характеризуется положительными тенденциями. Совершенствуются ассортиментная политика, технологии торговых процессов, постепенно внедряются компьютеризация учета движения товаров и автоматизация всех этапов управления логистикой товародвижения.

— В массовом сознании магазин Белкоопсоюза — это промежуточное звено между ларьком и маленьким магазинчиком. Парируйте, если это не так.

— Я прекрасно понимаю, о чем вы… Но сегодня такое время, когда любые мифы быстро разрушаются. В нашем случае это означает следующее. В системе потребкооперации ведется активнейшая работа по открытию крупных торговых объектов. Причем как за счет строительства новых, так и реконструкции плюс модернизации уже существующих. Только за 2014 год по всей республике мы открыли более 20 крупных современных торговых объектов. Развиваются сети магазинов шаговой доступности, расширяется парк автомагазинов. Отдельным направлением деятельности потребкооперации можно выделить развитие сети узкоспециализированных торговых объектов — «Мясная лавка», «Детский мир», «Техника», «Стройматериалы», специализированных фирменных магазинов, секций и отделов по продаже товаров ведущих отечественных производителей и собственной продукции. Уже привычными для наших покупателей стали регулярные акции по снижению цен и внедрение дисконтных программ.

Важная задача сегодняшнего дня в нашей торговле — формирование единого центра закупок и продаж. Он базируется на основе недавно созданного оптово-логистического центра торгового унитарного предприятия «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза». Прорабатываются вопросы интеграции центра с областными оптовыми предприятиями, районными торгово-распределительными складами. Оптово-логистический центр потребкоопе- рации оказывает услуги по поставке товаров внесистемным предприятиям, в том числе субъектам малого бизнеса.

ПОТОМУ ЧТО БЕЗ ЕДЫ…

— В последнее время в обществе много внимания уделяется развитию общепита. Здесь, судя по всему, есть, куда двигаться?

— Абсолютно верно. Если говорить про потребкооперацию, то Белкоопсоюз располагает разветвленной сетью предприятий общественного питания — это 2,4 тыс. объектов на 118 тыс. мест. В нашей системе функционируют: 88 ресторанов, 272 кафе, 697 столовых, в том числе 515 при учебных заведениях, 487 закусочных, плюс 129 пунктов питания придорожного сервиса. Из них более половины расположено в сельской местности.

В числе основных направлений деятельности отрасли — создание специализированных объектов общественного питания. В 2014 году, к примеру, открыто 22 предприятия быстрого питания, ориентированных на организацию обслуживания молодежи, посетителей с детьми. В их меню в обязательном порядке включены блюда белорусской национальной кухни.

Еще одно актуальное направление — открытие объектов придорожного сервиса. Пока удельный вес потребительской кооперации в общем числе объектов, расположенных на автотрассах республики, составляет 14,1 %. Кроме того, в данной отрасли у нас функционируют 102 кондитерских цеха. Активно осуществляются их модернизация и техническое переоснащение современным технологическим оборудованием. В этом году нами произведено и реализовано более 11 тыс. тонн кондитерских и сдобно-булочных изделий!

Ну, а одним из перспективных и высокотехнологичных направлений в работе объектов общественного питания нескольких последних лет является приготовление блюд и изделий с применением технологии шоковой заморозки.

— Когда говорят про Белкоопсоюз, помимо торговли, сразу же вспоминаются ваши заготовка и переработка как символы чего-то удивительно домашнего, теплого.

— Да, и мы стараемся эти традиции поддерживать и развивать. Потребительская кооперация закупает более 30 видов сельхозпродукции и сырья, организует их последующее хранение, переработку и реализацию. Это достаточно мощный сектор. Только для обеспечения закладки картофеля и плодоовощной продукции на межсезонный период мы задействуем 141 хранилище емкостью 32,7 тыс. тонн. Они оснащены 403 камерами для раздельного хранения продукции. Из них — около 300 оборудованы современной системой активной вентиляции и соответствующего температурного режима. С 2011 года организации потребкооперации проводят поэтапную модернизацию имеющихся хранилищ. В 2015-м все наши камеры будут оснащены режимами, способствующими максимальным срокам хранения продукции.

Что касается нашей промышленной отрасли, то она также весьма динамично развивается. В системе действуют 67 хлебозаводов и пекарен, 68 мясоперерабатывающих и 15 рыбоперерабатывающих производств, 78 скотоубойных цехов. Кроме того, 14 цехов и шесть предприятий ориентированы на выпуск безалкогольных и алкогольных напитков, еще два занимаются выпуском консервированной продукции. В настоящее время наше производство, как вы сами невольно подметили, ориентируется на выпуск качественной продукции на натуральной основе. Подтверждением тому являются продукты из мяса по «национальным домашним рецептам» и плодоовощная продукция, переработанная традиционными методами соления, квашения, мочения, без добавления пресловутых консервантов и других пищевых добавок.

«ТЫ МНЕ, Я ТЕБЕ»

— Потребкооперация исторически была заинтересована во внешнеторговой деятельности. Во всяком случае, подобные идеи всегда были на слуху.

— Белкоопсоюз как никогда заинтересован сегодня в активизации внешнеэкономической деятельности, то есть в поставках на экспорт собственной продукции. Разумеется, приходится думать и о закупке товаров, не производимых в Республике Беларусь, для обеспечения растущих потребностей сельского населения.

Экспортные поставки продукции в нашей системе осуществляют более 150 организаций. В 2013 году они продали товаров более чем на 75 млн долларов США в 20 стран мира. На экспорт мы поставляем пушнину, производимую в зверохозяйствах потребительской кооперации, дикорастущие ягоды и грибы, мясо крупного рогатого скота, продукцию из кожевенного сырья, картофель, свежие и переработанные овощи, некоторые виды вторичных ресурсов. Заработанную валюту потребительская кооперация в режиме сообщающихся сосудов использует для закупки морской рыбы и морепродуктов, риса, чая, кофе, тропических фруктов и других товаров «критического импорта». Прошу заметить. Уже на протяжении многих лет мы обеспечиваем положительное сальдо внешнеторгового баланса.

— У меня складывается впечатление, что все сферы деятельности потребкооперации были подробно освещены. Или я что-то упустил, а вы бы хотели развить тему?

— Пожалуй, стоит сказать о звероводческой отрасли Белкоопсоюза. Она представлена шестью зверохозяйствами, на долю которых приходится более 90 % всего производства пушнины в стране. Общее количество шкурок норки, полученных в звероводческих хозяйствах потребительской кооперации, превысит в текущем году 860 тысяч, а также будет получено 4000 шкурок лисицы и песца.

У нас внедрена современная технология выращивания клеточных пушных зверей. Заглядывая в будущее, хочу отметить, что в 2015 году завершится строительство нового зверохозяйства на 80 тыс. зверомест в деревне Стриевка Гродненского района. В последние годы Белкоопсоюзом более половины производимой пушнины направлялось на международный финский пушной аукцион. Белорусская пушнина пользуется спросом у потребителей в Китае, России, Греции, Италии и других стран. Вместе с тем мы занимаемся пошивом и продажей готовых меховых изделий. Сегодня два фирменных магазина «Королевство меха» открыты в столице и еще один — в Бресте. В ближайшей перспективе прорабатываем вопросы создания таких торговых точек в каждом областном центре. В общем, нам есть чем гордиться и на этом участке.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

— Один из ваших коллег в приватной беседе признался несколько лет назад: «Существующая система потребкооперации совершенно самодостаточна. И выстроена она таким образом очень давно. Почему часто говорят, что потребкооперация — это государство в государстве?.. У нас ведь все свое». Что из этих слов актуально для 2014 года?

— Да практически все (улыбается. — Авт.). Если серьезно, достаточно вспомнить, что потребительская кооперация сохранила свой образовательный комплекс, созданный более полувека назад. Он включает Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, а также семь колледжей. В настоящее время в системе потребительской кооперации оказывается более 70 видов платных услуг. Не хотелось бы повторяться. Мне кажется, на тему нашей системности было уже и так много сказано.

— Валерий Николаевич, и последний вопрос. Вы были весьма активным посетителем выставки «ПРОДЭКСПО-2014». Чем она вам запомнилась?

— Уже хотя бы тем, что представители торговых организаций потребкооперации — ее постоянные участники. «ПРОДЭКСПО» в принципе является одним из ключевых мероприятий для нашей системы, поскольку на долю продовольствия в наших продажах приходится более 85 %. Кроме того, система потребительской кооперации с одной стороны — это торговля, с другой — производство. И на таких выставках, как «ПРОДЭКСПО», мы довольно часто выступаем с позиции производителя, активно предлагая разнообразную продукцию наших перерабатывающих предприятий. Это мясные полуфабрикаты и колбасы, изготовленные по традиционным «бабушкиным» рецептам, хлебобулочные и кондитерские товары, минеральная вода, безалкогольные напитки, плодоовощные консервы, рыбная продукция и многое другое.

Проведенные во время выставки встречи и совещания позволяют нам определиться со стратегией развития продовольственного рынка, открыть новые направления для поставок. В целом работа «ПРОДЭКСПО-2014» оставила самые положительные впечатления.

— Спасибо за содержательную беседу. И удачи в наступающем году.

— Благодарю. Ваше издание хочу поздравить с наступающим Новым годом. Всех благ, как говорится, тиражей, читателей и интересных тем — побольше…