Где будущее российского зерна - исследование рынка

Ситуация на российском зерновом рынке по-прежнему остается запутанной.

Последнее время на всех уровнях стало модным начинать деловое общение разговорами о погоде и постепенно переводить тему в денежные измерения.

Давайте для начала воздадим дань моде. Как раз в начале февраля NOAA – National Oceanic and Atmospheric Administration опубликовали свои данные по развитию феномена El Nino в 2009 году, и мы можем оценить эту аномалию в цифрах.

Для специалистов эти ряды цифр, как «азбука Морзе» для радиста, но вдаваться в детали в одностороннем порядке не вижу смысла. Наше агентство может представить результаты исследований. Во всяком случае, скажем, что наши эксперты нащупали цикличность в температурных флуктуациях, а также их взаимосвязь с урожайностью зерна в России.

Минсельхоз США в февральском отчете американцы вполне предсказуемо подкорректировали мировые балансы пшеницы и кукурузы. В результате балансовый индекс по этим важнейшим культурам снизился соответственно на -0,05% и -0,30% и придал биржевым котировкам сигнал на повышение.

Как сообщают Крестьянские Ведомости, правительственные меры по регулированию российского зернового рынка вызывают нарекания операторов.

Во-первых, закупочные интервенции сработали скорее не на стабилизацию, а на дестабилизацию, и этот момент, например, в Алтайском крае весьма характерно прорезался. Более того, кукурузной распродажей была сбита волна укрепления цен фуражного зерна, которую в январе инициировала эта культура, а «интервенты» распродали ее ниже рынка в среднем на 300 рублей. Насколько мне известно, многие аграрии придержали пшеницу в расчете подготовиться к яровому севу за счет кукурузы.

Во-вторых, ни для кого не секрет что налоговая инспекция и прочие фискальные органы приучены шкурить операторов по команде и эпопея с НДС весьма сомнительно попахивает. Тем более авторов коррупционной инициативы развести сельхозпроизводителей и потребителей аграрной продукции в сфере одностороннего обложения НДС среди «бухгалтеров – счетоводов» стоит поискать. Между тем, экспортеры знают, что судиться с фискальными органами дело безнадежное и были вынуждены минимизировать убытки опять же, за счет аграриев. Вот вам и ответ на вопрос, почему на мировом рынке зерно со второй декады февраля вверх выстрелило, а на российском сползло на ~200 рублей.

Однако как только Россия решится вывозить зерно на рынки Северной Африки и Ближнего Востока, мировые цены припадут. Придется опять из государственных карманов субсидии тянуть, а этого как раз международные гроссмейстеры и ждут. Владельцам «биржевой рулетки» разыграть ожидания на массированном экспорте российского интервенционного зерна в сторону снижения цен дело техники.

Например, USDA в своем очередном отчете снизит оценки потребления за предыдущий сезон, начальные запасы текущего сезона после такой ревизии припухнут, а конечные возрастут. Чикагские «медведи» на это отреагируют снижением котировок и… за счет «российских слонов» легко и непринужденно нарубят денег.

Но это лишь одна сторона медали. С другой стороны, на наших «слонов» уже капканы расставлены.

Как думаете, почему египтяне российскую пшеницу в прошлом году три раза арестовывали?!

Официальная версия – претензии по качеству, хотя я полагаю, это международные гроссмейстеры перед большой игрой «на кошках тренировались». Они «мелочь по карманам не тырят» и вступают в игру исключительно с большими ставками. Для сравнительно недавно вышедшей на мировой рынок России потеря репутации чревата потерей рынка и если хитрая комбинация выстрелит, боюсь вместо вожделенного экспорта 40 млн. тонн зерна придется доказывать мировому сообществу, что «долгоносики» больше не будут ревизии в государственных закромах разводить. Кто сочтет такой расклад фантастичным, тот специфики глобального рынка не чувствует. А дело в том, что крупнейший нетто – экспортер зерна в лице США страны OPEC в страхе держит и «черную кровь» сосет за счет «продовольственной иглы». Если Россия, Украина, Казахстан в три руки вытеснят американцев своим зерном из ключевого нефтедобывающего региона, автоматически ослабнет их влияние на строптивые страны OPEC, и усилятся позиции нашего зернового триумвирата. Поэтому когда «амбициозные рулевые» при мизерной господдержке аграрного сектора, которая в 30 раз скромнее американской, грозятся «весь мир зерном затоварить», такая наивность невольно вызывает саркастичную улыбку.

Словом, на мой взгляд, мы вплотную подошли к рубежу, с которого в коротком, но емком афоризме для нашей страны просматриваются лишь три пути: «жить рабом – унижение, умереть свободным – доблесть, жить свободным – достоинство» и этот выбор предстоит совершить нынешним поколениям граждан России…