Финансовый кризис подорвал тягу белорусов к спиртному

Особенно врачей беспокоит структура выпивки: это крепкие спиртные напитки и плодово-ягодные вина.

Если в благоприятном 2008 году в среднем на душу населения приходилось 12,3 литра в пересчете на чистый алкоголь, то в прошлом году планка "среднестатистического пьянства" опустилась до 12 литров. Впрочем, и такое потребление с медицинской точки зрения близко к рекордному, пишет Рэспубліка.

Почему у белорусов столь сильная приверженность к "тяжелому" спиртному? Просто тратим мы на алкоголь относительно немного. Да и структура потребления продуктов питания, говоря иначе, закуски, больше подходит под "сорокаградусные" напитки.

На алкоголе белорусы экономят – факт статистический. Согласно обследованию домашних хозяйств, регулярно проводимому Национальным статистическим комитетом, на спиртное средняя белорусская семья расходует около 2,2 % от своих потребительских расходов, которые во втором квартале 2010 года составили 1264 тысячи рублей. Получается, что на спиртное тратится в семье чуть более 27 тысяч в месяц или менее 340 тысяч рублей в год. Правда, в прошлом году каждая семья в среднем тратила 2,3 % потребительского бюджета на питание вне дома. А в кафе и ресторанах обычно тратятся не только на обеды, но и на выпивку. В любом случае, сумма получается не такая уж и большая, учитывая среднедушевые объемы потребления в пересчете на абсолютный алкоголь. Вот и приходится ориентироваться на самый дешевый градус в составе спиртного.

Самый дешевый градус содержат плодово-ягодные вина: 1 грамм чистого алкоголя в этом напитке стоит менее 30 рублей. Следом идет водка – около 40 рублей за градус даже после недавнего очередного увеличения отпускных цен на "беленькую". Пивной алкоголь обойдется дороже – 50—70 рублей за 1 чистый грамм, если рассматривать самые ходовые недорогие сорта. Натуральное виноградное вино, даже самое бюджетное, белорусской бутилировки, — самый невыгодный алкоголь, чистый грамм которого стоит от 90—100 рублей и выше.

Исходя из цены градуса и выстраиваются напитки в табель о рангах, первые места в котором надежно удерживают водка и плодово-ягодные вина. На них приходится почти 75 % потребленного алкоголя. Самое интересное, что объемы потребления "сорокаградусной" за последнюю пятилетку почти удвоились. Почти на треть больше стали потреблять пива. Продажи плодовых "чарликов" незначительно колеблются то в положительную, то в отрицательную сторону. Потребительские предпочтения тут навряд ли делают погоду, скорее, сказывается политика государства, которое то проводит борьбу с такими напитками различными административными мерами, то снижает давление, и плодово-ягодная продукция снова "поднимает голову" в рознице.

Натуральное виноградное вино занимает достаточно скромное место в алкогольной структуре – всего 0,4 литра на человека в абсолютном алкоголе. И динамика прироста за последние пять лет не впечатляет. Хотя в стране уже более 20 предприятий занимаются бутилировкой этих напитков, что делает их, в общем-то, достаточно доступными по цене. Особенно по сравнению с импортом. Тем не менее белорусы не спешат менять рюмку на бокал.

Генеральный директор ЗАО "Минский завод виноградных вин" Денис Мороз считает: в стране культура потребления спиртного находится на достаточно низком уровне. И задача белорусских производителей ее повышать. Правда, строгое рекламное законодательство связывает такие социальные проекты по рукам и ногам. Когда речь заходит об алкоголе, слишком много ограничений, которые сводят на нет многие социальные инициативы белорусских компаний. Приучить же белорусов к более легкому спиртному – задача достаточно сложная и кропотливая. Ведь структура потребления алкоголя зависит от множества факторов. В том числе и кулинарных традиций.

Например, согласно обследованиям домашних хозяйств Белстатом, на фрукты и ягоды средняя семья тратит около 2,4 % своего потребительского бюджета, а на рыбу и рыбопродукты – 2,1 %. В среднем на человека приходится около 800 граммов в месяц свежих и мороженых даров моря и по 2,1 килограмма фруктов. Относительно немного белорусы потребляют и сыров – всего 300 граммов на человека в месяц. А ведь это именно те продукты питания, которые наиболее подходят в качестве дополнения к вину. Этот напиток, если посмотреть на мировую тенденцию, активно потребляют в южных странах: Испании и Италии. Чем севернее, тем эти показатели скромнее. Вполне естественно, что жители жарких прибрежных регионов предпочитают легкий алкоголь: он утоляет жажду в отличие от тяжелого спиртного. Кроме того, в их рационе присутствует много рыбы, сыров, фруктов и овощей.

Национальная же кухня северных народов, например эскимосов, практически полностью состоит из мясных блюд: за полярным кругом чистый вегетарианец рискует просто замерзнуть. Традиционная белорусская кухня тоже богата мясными блюдами, а также различными соленьями и маринадами. Климат в стране не самый мягкий в зимние месяцы, сочетание низкой температуры и высокой влажности делает погоду промозглой даже при небольшом морозе. Комфортное существование в таких условиях требует определенного рациона. А под соленые огурчики, квашеную капусту, картошку или драники со шкварками не сильно подходит виноградное вино. Скорее уместен более крепкий алкоголь.

Кстати, и мяса в чистом виде мы потребляем относительно скромно: 900 граммов свинины и 100 граммов говядины на человека в месяц. Зато набираем калории за счет колбасных изделий и копченостей, которых среднестатистический белорус съедает в среднем около 1,7 килограмма в месяц. А еще – 5,2 килограмма хлеба и около 300 граммов животного масла. Другими словами, бутерброд занимает серьезное место в повседневном рационе. А такая закуска вряд ли является достойным сопровождением к легкому алкоголю.

В советское время шутили: реализацию плана сухого закона в 80-е начали с уничтожения закуски. В каждом юморе всегда есть доля истины. Культура питания – один из факторов, который влияет и на формирование традиций потребления алкогольной продукции. И переориентация на легкое спиртное может произойти только вместе с соответствующим совершенствованием повседневного рациона.