Есть ли шанс у Беларуси стать сырной державой?

Чиновники утверждают: страна контролирует мировой объем продаж сыра на 10,8%.

А Комитет ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в отношении значения Беларуси в мировом экспорте по позиции “сыр и творог” оперирует цифрой не более 2%. Выполнима ли поставленная Александром Лукашенко задача вывести страну в лидеры по производству сыров? И что на самом деле нужно, чтобы занять серьезную нишу на мировом рынке? Об этом пишет Завтра твоей страны.

У белорусского сыра есть перспективы в Китае и ЮАР

Объемы производства белорусских сыров в последние годы и вправду существенно выросли, а объемы экспорта в среднем в денежном выражении увеличивались на 50%. При этом по сырьевой базе у Беларуси имеется значительный потенциал: если в крупнейших молокопроизводящих странах на производство сыров идет от 35 до 50% молока, то у нас этот показатель до недавнего времени не дотягивал и до 30%.

Нужно также отметить, что Беларусь, хотя и не входит в число 17 ведущих мировых производителей молока (главные из них – Индия и США), но имеет значительные излишки этого продукта. Молочными излишками, к сведению, располагают не так уж и много стран. Самая известная из них -- Новая Зеландия, которая экспортирует до 90% производимого в стране молока и молочных продуктов.

Развитие сыродельной промышленности в Беларуси имеет большие перспективы не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Дело в том, что уровень потребления сыров в нашей стране составляет около 2 кг на душу населения. Для сравнения: в Греции этот показатель равен 29 кг, во Франции 25 кг, в целом по Евросоюзу – 19 кг, в Финляндии – 16 кг, США – 15,5 кг, в соседних с нами Польше и Литве – соответственно по 12,5 и 12 кг. на человека.

Крупные мировые державы Китай и ЮАР, где уровень потребления сыра еще ниже, чем в Беларуси, вполне могут рассматриваться в качестве перспективных рынков сбыта для белорусских сыров.

В то же время в структуре отдельных экономик только у трех стран сыр до недавних пор входил в десятку самых важных экспортных продуктов. По данным ЮНКТАД за 2005-2006 годы, позиция “сыр и творог” по объемам экспортных продаж занимала пятое место в Новой Зеландии (3,5% в общем объеме национального экспорта и 4,38% в мировых продажах), девятое место на Кипре (2,4% в структуре местного экспорта и 0,2% в мире) и десятое место в Уругвае (2,4% от национального экспорта и 0,5% от мировых продаж).

Самый важный белорусский экспорт

В то же время белорусская экспортная десятка на тот период по данным ЮНКТАД выглядела следующим образом:

А сыр придется съесть самим

Анализ данных ЮНКТАД позволяет сделать выводы, на чем национальные экономики могут достичь высоких мировых результатов. Но нужно отметить, что стран и позиций, по которым они имеют доминирующее положение на мировом рынке (не менее 30%), немного.

В первую группу входят страны, которые имеют в отдельных отраслях доминирующее положение на основании природной уникальности тех или иных ресурсов, масштабов их эксплуатации.

Так, Португалия контролирует свыше 60% мирового рынка пробки. У Австралии сразу три позиции, где она занимает лидирующие места в мире: уголь (35,88%), алюминий и алюминиевый концентрат (31,12%), железная руда (31,56%). Чили контролирует свыше 35% мирового рынка меди и медного концентрата. Индонезия и Малайзия обеспечивают каждая по около 35% мировых продаж пальмового масла, Таиланд контролирует 35% мирового рынка каучука.

Ниши, в которых ведущие позиции занимает вторая группа стран, также уникальны, но не природным, а человеческим фактором. Ирландия до недавних пор контролировала свыше 35% мирового производства эфирных масел для парфюмерии и других отраслей, Нидерланды – около 35% мирового производства семян цветов, Швейцария контролирует почти 40% мировых продаж часов.

Наконец, третья группа стран – это те, что завоевали свои ниши упорным трудом в постоянной конкуренции. В ней всего две страны – США и Китай. Американцы доминируют в мире (свыше 40% рынка) в продажах самолетов, космических аппаратов и оборудования, а также неэлектрических двигателей (свыше 30%).

Китайцы, в свою очередь, занимают свыше 30% мирового рынка в производсте детских колясок, игрушек, спортоваров, а также телевизионного оборудования. Также велика доля Китая на мировом рынке компьютерных принадлежностей, обуви и одежды.

У Беларуси, по мнению экспертов “Завтра твоей страны”, есть шанс занять доминирующее положении в мире только на основании природной уникальности. Ее выигрышные позиции – удобрения и транзитное положение.

Что же касается сыра, то тут эксперты советуют поработать над наращиванием объемов на внутреннем рынке – это самый удобный для бизнеса вариант.