«Если не мы, то дверь для них открыл бы кто-нибудь другой»

В ноябре в Гродно обявлено о начале сотрудничества компаний АBC и PepsiCo. Теперь соки и нектары "Привет" будут разливаться на линиях АВС

Смотрите, кто пришел!

Владелец ABC Иван Моисеев считает приход PepsiCo предупреждением для белорусского сокового производства

11 ноября в Гродно было торжественно объявлено о начале сотрудничества компаний ABC и PepsiCo. Теперь соки и нектары «Привет» (ТМ принадлежит ОАО «Лебедянский», 75 % акций которого были куплены PepsiCo в 2008 году примерно за 1,4 млрд долларов) будут разливаться на линиях ABC. Импортный «Привет» завозился в объеме около 1 млн литров, а его производство в Беларуси составит в следующем году до 5 млн литров. Для ABC — событие очень большого масштаба. PepsiCo входит в тройку мировых компаний, занимающихся продуктами питания, с годовым оборотом более 43 млрд долларов.

Александр ВЛАДЫКО

Едва наши производители воспользовались нелюбовью государства к импорту и перевернули соковый рынок в свою пользу, как импорт преобразился, надел наше национальное платье и оформил белорусское гражданство. «Привет»!

Торговая марка эконом-сегмента «Привет» появилась на «Лебедянском» (ТМ «Я», «Тонус», «Фруктовый Сад», «Долька»…) еще в 1993 году и с тех пор постоянно находится среди лидеров продаж благодаря низкой цене.

Сегодня специалисты PepsiCo говорят, что спрогнозировали удачный выбор ТМ под лицензионный розлив в кризисное время (PepsiCo хватит денег и умения раскрутить на белорусском рынке знакомый, но не «хитовый» сок по цене до 3 тысяч рублей — столько теперь будет стоить литр «Привета»). Однако на стартовом этапе переговоров была высока вероятность того, что «Лебедянский» отдаст ABC на розлив свой главный бренд — «Фруктовый сад». Причина, по которой «Сад» остается пока в России, оказалась не связана с финансовым кризисом — у ABC на этот момент нет необходимого оборудования для упаковки. Как только в следующем году оно появится, стороны обещают сесть за стол переговоров.

ABC начал производство с 8 SKU «Привет»: яблочный, апельсиновый и мультифруктовый, нектары и томатный сок (асептически разлитые в упаковки объемом 0,2 и 1 литр). Выбор вкусов был сделан на основе истории продаж «Привета» в Беларуси.

С этими соками-нектарами все вроде бы понятно. Хотя самое главное в этом проекте — дальнейшие планы PepsiCo в Беларуси, которые пока скрылись за обтекаемыми формулировками «мы всегда готовы к рассмотрению возможностей и предложений…». Если мировой гигант заинтересуется рынком сока в Беларуси, он купит себе производство, не ограничиваясь, как сейчас, арендой оборудования и рабочих рук. Причем действует PepsiCo стремительно: к «Лебедянскому» присматривались около 7 лет, а саму покупку оформили за пару месяцев.

Сколько времени и к кому присматривается PepsiCo в Беларуси, пока можно лишь догадываться. Взять хотя бы ABC: современное оборудование, которое сегодня может закрыть 70 % белорусского рынка соков, уже проведенная работа по изучению компании, аудит, налаженные бизнес-процессы, в конце концов, владелец, который с удовольствием вступит в переговоры с PepsiCo:

— Продажа? Я был бы не против, — признался Иван Моисеев. — Но пока нашей главной задачей является технологический, профессиональный рост, соответствующий интересам PepsiCo.

В целом, считает бизнесмен, приход PepsiCo на белорусский рынок является тревожным знаком для остальных производителей:

— Конечно, спокойнее было бы рынку обойтись своими силами. Но если стучатся мировые гиганты, то или ты откроешь им дверь, или ее откроет кто-нибудь другой. Мы решили, что пусть уж PepsiCo заходит через ABC.

Помимо соков, топ-менеджеры PepsiCo активно распространялись по поводу своей агропрограммы, обещая поделиться с белорусскими фермерами новыми технологиями и совместными усилиями довести картофельные урожаи до 30 тонн с га. Сама компания, напомним, является крупным промышленным потребителем картофеля. Однако учитывая, что белорусскую картошку без восторга берет даже белорусский общепит, сложно предугадать насколько она годна для производства тех же Lay’s. Если же PepsiCo решила через сельское хозяйство добиться лояльности белорусских властей, то пока что ей это удается: правительство и руководство гродненской области официально уже поддержали первые шаги гиганта.

В структуре продукции PepsiCo — известные напитки Pepsi-Cola, Diet Pepsi, Mirinda, Mountain Dew, cоки Tropicana, воды Aquafina (Аква Минерале), спортивные напитки Gatorade, а также соленые закуски Lay’s, Cheetos, Quaker Oats, Doritos и другие. Старейший бренд компании — Pepsi-Cola — представлен на рынке уже более 110 лет.

Компания PepsiCo намерена реализовать в Беларуси собственную агропрограмму

Компания PepsiCo намерена реализовать в Беларуси собственную агропрограмму. Об этом сообщил вице-президент по корпоративным отношениям PepsiCo в странах СНГ Сергей Глушков, передает корреспондент БЕЛТА.

По словам вице-президента, PepsiCo рассматривает возможность запуска в Беларуси нескольких проектов, одним из которых может стать агропрограмма. Речь идет о стимулировании АПК путем обучения фермерских хозяйств-партнеров, а также вложения инвестиций в их технологическое развитие.

PepsiCo представила свои намерения о внедрении агропрограммы в Беларуси на заседании Консультационного совета по инвестициям в правительстве. Руководство компании надеется на помощь правительства в поиске партнеров для реализации программы. После переговоров будут определены конкретные сроки и объемы агропрограммы PepsiCo в Беларуси.

Как отметил Сергей Глушков, интерес компании к подобным проектам является прямой реакцией на действия правительства Беларуси, направленные на улучшение условий ведения бизнеса и привлечение инвестиций.

Собственную агропрограмму PepsiCo уже реализовала в России. Так, в ряде регионов этой страны при поддержке компании и с использованием передовых технологий сельхозпроизводства и овощехранения выращивается около 250 тысяч тонн картофеля в год. Эту продукцию закупает и использует в производстве ООО «Фрито Лей Мануфактуринг» — подразделение PepsiCo по выпуску соленых закусок (чипсов). В рамках программы фермеры обеспечиваются качественным посадочным материалом, уборочной техникой, строятся овощехранилища с системой климат-контроля. Партнерские фермерские хозяйства получают микрокредитование, помощь и консультации экспертов, участвуют в семинарах по обмену опытом.

PepsiCo является крупнейшим в России промышленным потребителем картофеля. Компания закупает для производства чипсов более 200 тысяч тонн высококачественного картофеля в год. В конце 2009 года будет введен в строй второй завод по производству соленых закусок в городе Азове Ростовской области, в связи с чем потребность в картофеле в течение нескольких лет возрастет до 390 тысяч тонн в год.

PepsiCo входит в тройку крупнейших мировых производителей продуктов питания. Компания имеет годовой оборот более 43 млрд долларов. В ее штате — около 198 тыс. сотрудников в 200 странах. 18 мегабрендов корпорации PepsiCo ежегодно обеспечивают розничную выручку свыше 1 млрд долларов каждый.