Экспортный рывок

Январь 2019 года показал хорошую динамику поставок сельхозпродукции на внешний рынок. Драйверы роста, перспективы рынков и тактику производителей анализируем с начальником Главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексеем БОГДАНОВЫМ.



Цифры с приростом

Итак, цифры первого месяца текущего года. Беларусь нарастила экспорт на 10,2 %, что составило 413 млн долларов. Продукция экспортировалась в 53 страны мира против 48 в январе прошлого года. При этом на всех рынках произошел прирост. Так, на российском он составил 102,7 %, в странах СНГ без учета Российской Федерации — 155,0 % (47,6 млн долларов). В страны Азии и Океании экспорт увеличился в 1,9 раза — до 9,1  млн долларов, в страны Африки — в 6,8 раза — до 622 тыс. долларов, Америки и Карибского бассейна — на 51 % — до 663 тыс. долларов, Европейского союза — на 66 % — до 17,6 млн долларов. В целом в дальнее зарубежье экспорт вырос на 52 % и составил 37,9 млн долларов.

Рынки, товары, приоритеты

В структуре экспорта в географическом разрезе по-прежнему лидирует Россия (доля сохранилась на уровне прошлого года — 79,0 %). Размер экспортной выручки составил 328,4 млн долларов. На втором месте Казахстан (17,7 млн долларов) при росте на 17,5 %. На третьем — Украина (11,6 млн долларов, на 42,0 %). Из стран дальнего зарубежья стоит выделить Китай, куда отгружено продукции на 5,1 млн долларов (рост в  3,4 раза). Из указанной суммы на предприятия системы Минсельхозпрода пришлось 4 млн долларов.

Характеризуя продовольственный экспорт в Поднебесную, Алексей Богданов отметил продолжающийся рост поставок мяса. В январе отгружено говядины и  мяса птицы на 864 тыс. долларов. Также в январе выросли поставки молочных продуктов — до 2,6 млн долларов. Кроме того, в Китай поставлялось льноволокно.

Еще один растущий рынок — узбекский. Экспорт в  Узбекистан вырос на 44,0 % — до 1,2 млн долларов.

Как рассказал собеседник, наиболее широкий ассортимент мясной и молочной продукции поставляется в страны СНГ. Это объясняется, во-первых, удобной логистикой, благодаря чему можно экспортировать не только продукты с длительными сроками хранения, но и скоропортящиеся цельномолочные, а также мясные. Во-вторых, близкими вкусовыми предпочтениями потребителей.

Мясная и молочная продукция поставляется и на Украину, где, в частности, падает производство молока. В основном украинцы покупают масло и цельномолочные продукты.

По итогам января Беларусь наторговала сельхозпродукцией на 7,3 млн долларов с Литвой, что на 64,0 % больше, чем в январе минувшего года, на 2,8 млн долларов — с Польшей (рост в 1,8 раза), на 1,7 млн долларов — с Германией (рост на 2,2 %).


Полностью материал читайте в печатной версии журнала «Продукт.BY» № 2 (193) март-апрель 2019, оформив подписку.

Источник: Produkt.by