Экспортный потенциал «белого золота»

Молокоперерабатывающие предприятия Беларуси сегодня составляют по-настоящему достойную конкуренцию европейским производителям. За относительно непродолжительный период наша страна зарекомендовала себя как надежный экспортер качественной молочной продукции. Безусловно, за общими цифрами отчетов об объемах производства и рентабельности продаж стоит ежедневный кропотливый труд аграриев и перерабатывающих заводов на местах. О том, какую роль в экономике региона играет молочная отрасль и с какими проблемами приходится сталкиваться представителям молочного рынка, наш разговор с первым заместителем председателя Щучинского райисполкома Сергеем МАТУЙЗО.

— Сергей Иванович, насколько перспективно заниматься производством молока?

— Сегодня для сельхозпредприятий наиболее выгодным направлением является производство молока. Мясо по экономической эффективности находится лишь на втором месте. Статистика по Щучинскому региону за последние три года свидетельствует, что именно за счет молока организациям удавалось получать хорошие показатели по рентабельности. В некоторых АПК она доходила до 50 %. Даже несмотря на то, что в прошлом году из-за диспаритета цен на энергоносители и строительные материалы ситуация для сельхозпроизводителей складывалась не лучшим образом, некоторым хозяйствам удалось достичь уровня рентабельности в 25 %. Правда, при условии, что удой молока на одну корову в сутки составлял 18–22 литра. Следующий момент — экспортный потенциал «белого золота»: сегодня молоко является основным источником поступления валюты в бюджет сельхозпредприятий. Таким образом, за счет поставок данного продукта можно не только поправить финансовое положение организаций агропромышленного комплекса, но и неплохо заработать. Что отнюдь немаловажно. Учитывая это, вполне логично, что молоко оказывается в приоритете, и государство стимулирует сельхозпроизводителей вкладывать средства в данную отрасль.

Со своей стороны мы также стараемся поддерживать фермеров. В частности, в Щучинском районе тариф на молоко сорта «экстра» самый высокий в области — 5 млн рублей за тонну. При этом в нынешнем году мы ввели новую надбавку — за тонну сданного молока высшего качества сельхозпредприятия получают дополнительную сумму из местного бюджета. Ни за КРС, ни за свинину, ни за птицу таких бонусов нет.

— Повлиял ли ввод новых ферм на производственные показатели хозяйств?

— Только за прошлый год мы модернизировали порядка 11 новых комплексов. Сегодня 72 % поголовья дойного стада находится на современных фермах. После реконструкции еще трех-четырех комплексов эта планка поднимется до 92–95 %.

Программой развития молочного скотоводства региона до 2015 года предусмотрено увеличение производственных показателей по молоку на 30 %. Сейчас в районе насчитывается 16 828 голов дойного стада, каждый месяц оно прирастает на 80–100 животных. За три года данная прибавка составила 21 %. Планируется, что за оставшийся период этот показатель достигнет 20 тысяч голов. Это позволит полностью обеспечить суточную потребность Щучинского маслосырзавода в молоке. В Гродненской области такие результаты пока продемонстрировали лишь наш и Гродненский районы.

Вместе с тем есть ряд хозяйств, которые не имеют необходимой продуктивности. Чтобы подтянуть их до нужного уровня, необходимо поправить генетический потенциал животных. Над чем мы сейчас и работаем. Надеемся, что через год отстающие сельхозпредприятия смогут выйти на нужные показатели.

— Сегодня для многих производителей достаточно остро стоит кад-ровый вопрос. Приходится ли вам сталкиваться с данной проблемой, и какие шаги необходимо предпринять, чтобы предотвратить отток специалистов из отрасли?

— Безусловно, ввести в строй современные комплексы — это всего лишь полдела. Для того чтобы иметь нужные объемы молока, причем высокого качества, необходимо соблюдение всей технологической цепочки. А это невозможно сделать без грамотных специалистов. Да, сегодня в агрогородках создана хорошая инфраструктура — здесь есть школа, детский сад, ФАПП, спортивные сооружения, в том числе и бассейн. Однако, к сожалению, в решении проблемы закрепляемости кад-ров данные факторы играют не самую первую роль. Руководители и специалисты должны чувствовать себя хозяевами, только тогда можно исключить формальный подход к делу. И главный стимул здесь — достойный уровень заработной платы, не менее 700–1000 долларов. При этом должна быть разработана грамотная система премирования, которая будет основываться на экономических показателях предприятия за год. К примеру, если прирост выручки составляет 20 %, целесообразно, чтобы один процент от данной суммы пошел на выплату надбавок к зарплате работников. При такой раскладке люди будут понимать, что в конце года они получат бонус в размере 10–20 тысяч долларов. Согласитесь, что это действительно хороший стимул относиться к земле и имеющейся материальной базе как к своей. Одним словом, предприятия должны быть наделены большей финансовой свободой. В том числе и при начислении зарплаты руководителю организации.

— Конъюнктура молочного рынка отличается колебанием цен, что происходит, в том числе, и из-за постоянного перетягивания каната между производителями и переработчиками. На ваш взгляд, как изменить сложившуюся ситуацию и найти компромисс в интересах?

— Действительно, такая проблема существует. Сегодня некоторые перерабатывающие заводы получают хорошую прибыль. Соответственно ее можно было бы распределять следующим образом — из 20 млрд 1 млрд рублей отдать на развитие своей сырьевой зоны. К сожалению, этого не происходит. Между тем в договорах контрактации, которые заключаются в начале года на поставку продукции, должно быть четко оговорено: 5–10 % прибыли должно отдаваться на развитие базовых сельхозпредприятий.

Многие переработчики говорят, что сегодня гораздо дешевле покупать свинину в Польше, чем в Беларуси. Но при этом предприятия не понимают, что такое снижение цен на европейское сырье происходит потому, что на оте-чественном рынке присутствует собственный продукт. Как только он исчезнет, стоимость немецкого или польского мяса сразу же возрастет с 2 долларов за килограмм до 5. И при отсутствии других предложений наши предприятия вынуждены будут закупать этот дорогой продукт. Нужно всегда смотреть на несколько шагов вперед. Если сегодня переработчик потеряет свою сырьевую зону, то завтра столкнется с более серьезными проблемами. Никакого деления и перетягивания каната между производителями и перерабатывающими предприятиями не должно быть, они все работают в одной упряжке.

Из всего вышесказанного вытекает следующий шаг — необходимость создания холдингов «переработка плюс производитель». Сегодня половина свиноводческих комплексов в состоянии построить у себя небольшой заводик. Если это будет происходить сплошь и рядом — под угрозой окажутся, прежде всего, крупные мясокомбинаты, которые недополучат свое сырье. Так что наиболее разумно с экономической точки зрения взять под свое крыло пять или шесть сельхозпредприятий и таким образом гарантировать себе бесперебойную поставку свинины, говядины или молока. Благодаря этому у предприятий появится своеобразная подушка безопасности.