Вы здесь

Экспорт в Евросоюз — это круто!?

Виталий БАШИНСКИЙ
национальный консультант ФАО в области биобезопасности и ветеринарии

Продовольственный рынок Украины, как и вся экономика страны, работает в условиях стресса. Это с особой остротой обнажает существующие проблемы, но в то же время стимулирует бизнес искать нестандартные решения. Сама жизнь заставила украинских производителей осваивать рынок Евросоюза, и они не без труда, но делают это.

Виталий БАШИНСКИЙ — консультант ФАО в области биобезопасности и ветеринарии Какие товары имеют лучшие экспортные перспективы? С какими проблемами сталкиваются украинские поставщики? Чему их учит Европа, и что из их опыта могут взять на заметку белорусы? Экспортную практику украинских производителей мясной и молочной продукции анализирует национальный консультант ФАО в области биобезопасности и ветеринарии Виталий БАШИНСКИЙ.

Хамон против «Докторской»

По мнению эксперта, несмотря на сложности в экономике и резкое снижение покупательной способности на Украине, общая ситуация достаточно благоприятна для развития экспорта говядины, баранины и курятины. Со свининой немного сложнее, и даже не изза наступления АЧС, а потому, что свинина — не халяльный продукт, и рынок для нее ограничен. Свинина традиционно интересна для постсоветских стран, но поставки ее в Россию по известным причинам невозможны. Отголоски конфликта с Россией чувствуются также в Беларуси, Азербайджане, Казахстане, Армении. Особняком держится только Грузия, и туда украинская свинина успешно экспортируется, и даже АЧС этому не помеха.

«Готовые мясные изделия и колбасы украинского производства неперспективны в плане экспорта, — отмечает собеседник. — Подобная продукция не просто не пользуется спросом на зарубежных рынках, кроме СНГ, а официально признана вредной. Кроме того, ей приходится конкурировать с продуктами с многолетней историей безопасного потребления. На стороне последних — репутация и ответственность мелкого производителя из Франции, Германии, Португалии и других стран, а не ГОСТы, которые только пугают европейцев. Поэтому «Баварские колбаски» в аэропорту Мюнхена — да, а вот колбаса «Московская» в Париже — вряд ли.

Что перспективно? Шанс имеют мраморная говядина, баранина, курятина, даже свинина на ограниченных пространствах, но при условии доверия к Украине или любой другой стране, как гаранту безопасности и качества на государственном уровне. Шанс имеет сырокопченая и сыровяленая продукция, но в ограниченных количествах и опять же при отличном качестве. На рынке дорогих товаров традиционно господствуют прошутто, хамон и так далее. Другим необходимо время, чтобы заработать имя и авторитет. А для начала нужно вспомнить, что способны выращивать скот без рактопамина, хлорамфеникола, без антибиотиков. Поработать с кормами, гигиеной… Словом, производить качественное и безопасное сырье».

В плане географии экспорта, по словам специалиста, наиболее перспективны страны Персидского залива, Африка, Китай. «Европа — только для качественного и на 100 % безопасного продукта. Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Египет — для говядины, баранины, курятины. На международные торги ООН, армии Египта и тому подобное можно выставить консервы. Остальное придется съесть самим, — шутит Виталий Башинский. — Вареные и варено-копченые колбасы, вареные мясные продукты на широкий экспорт шанса не имеют, разве что на традиционные рынки».

Если молоко — то экстра-класса

Экспорт — это, конечно, и дополнительная выгода, и авторитет, и отличный маркетинговый ход, и расширение рынка сбыта. Но в то же время и репутационная ответственность, дополнительные требования, дополнительный контроль. И лишние затраты, чтобы достичь уровня соответствия требованиям страны-импортера. Например, для получения права поставки молока и продуктов его переработки необходимо пройти целый ряд довольно сложных и дорогостоящих процедур.

Поэтому экспортный вояж эксперт советует предварить анализом состояния своего предприятия, его потенциала и возможностей. «В первую очередь, — считает он, — следует осознать, чего от вас ждет рынок, определить, какие продукты экспортировать. Обязательно глубоко изучить выставляемые условия страны-импортера, знать дополнительные требования и особенности спроса. А еще важно знать, как распределяются квоты, и иметь контрагентов по ту сторону границы. И, конечно, выполнить расчеты по времени окупаемости затрат на открытие рынка страны-импортера. Проводить самооценку и стремиться к совершенствованию, наконец».

Это большая и кропотливая работа, о чем говорит даже самый краткий перечень обязательных требований к предприятиям-поставщикам.

1) Для изготовления молочных продуктов на экспорт в Евросоюз должно использоваться молоко исключительно сорта экстра.

2) Если предприятие наряду с молоком сорта экстра принимает или принимало на переработку молоко низших сортов, необходимо доказать физическое разделение потоков молока, либо документально подтвердить, что в течение последних трех месяцев предприятие принимало исключительно молоко сорта экстра.

3) Температурный режим хранения, доставки и переработки должен соответствовать требованиям Евросоюза. Эти требования должны быть официально введены в программные действия системы ведомственного контроля, которая строится на принципах НАССР.

4) Необходимо наличие государственного надзора на предприятии. Нужно вести соответствующие записи о результатах государственного контроля и составлять перечень корректирующих мероприятий в соответствии с представленными инспекторами замечаниями. Должна иметься запись в одном из актов проверки действенности системы НАССР специально подготовленным для этого инспектором компетентного органа.

5) Должна быть внедрена система ISO 22000 или ISO 9001 + НАССР, IFS.

Система признания соответствия сертификации на рынках различных стран или блоков стран признается по-разному. В Евросоюзе проверка системы проводится по виду товара, происходит аудит системы контроля, авторизуется не предприятие, а контролирующий орган. Страны Ближнего Востока признают систему контроля Евросоюза, дополняя ее собственными требованиями, основанными на религиозных традициях. Проводится авторизация предприятия, но с признанием контролирующего органа.

Резюме

Экспорт в Евросоюз — это круто! Он потенциально открывает более 40 стран, которые имеют с ним соглашения о свободной торговле и полностью или частично признают эквивалентность его системы контроля.

К предприятиям-экспортерам в Евросоюзе всегда особое отношение — это ли не самый большой маркетинговый ход — фишка! Это знак качества.

Для уверенного выхода на рынок Европейского союза нужно заслужить уважение и доверие торговых партнеров. Лучший способ — прозрачная работа и государственные гарантии. Система контроля должна соответствовать мировым требованиям. Необходимы лабораторный парк и инспекторский состав соответствующего уровня, что требует внимания со стороны правительства и финансовой поддержки.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Виталий Башинский, кандидат ветеринарных наук. В настоящее время работает советником министра иностранных дел Украины в части санитарных и фитосанитарных мер. Как эксперт в области ветеринарии курирует проект технической помощи Европейского союза «Совершенствование системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине». В конце ноября Виталий Башинский проведет в Минске семинар по вопросам ветеринарного законодательства Евросоюза для производителей мяса, птицы, рыбы. Дата мероприятия согласовывается.

Источник: ПРОДУКТ.BY

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

 


 
 
Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
 
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.