Еда без «химии»

Корреспондент «Продукт.BY» побеседовал с Надеждой Соболевской и Дмитрием Лутаевым — владельцами первого белорусского интернет-магазина фермерских и органических продуктов «ЭкаЕжа».

Магазин «ЭкаЕжа» появился в столице три года назад. Надежда Соболевская вместе с мужем Сергеем не побоялись рискнуть и сделали ставку на бизнес, которым до них в Беларуси никто не занимался. За этот период у магазина фермерских продуктов сформировался постоянный пул поставщиков. Некоторые из них работают с первого дня основания компании, кто-то к этому списку присоединился совсем недавно, с кем-то из фермеров, наоборот, пришлось расстаться. Сейчас «ЭкаЕжа» предлагает минчанам продукты от 15 фермеров. Среди них много людей, по-настоящему увлеченных своим делом. Так, один партнер — выходец из ЮАР, приехавший в Беларусь в 1990-е годы в качестве проповедника-миссионера и осевший здесь. Он решил продолжить в нашей стране дело своего отца, который всю жизнь разводил овец. В теплую компанию уникального интернет-магазина хорошо вписались семья бывших минчан, которые занялись разведением птиц, отставной военный, превратившийся в завзятого кроликовода, и многие другие.

ФЕРМЕРСКИЙ РЫНОК

— Мы не гонимся за количеством поставщиков, — признается Надежда. — Прежде всего, руководствуемся принципом: готов ли человек производить органическую продукцию и развиваться в данном направлении. Нам важно, чтобы люди, которые поставляют в магазин продукты, понимали, что они делают и к какому результату это приведет. К сожалению, таких фермеров мало. Как правило, те, кто занимается интенсивным хозяйством, не мыслят своей деятельности без «химии». Над некоторыми позициями нам пришлось работать достаточно долго. Казалось бы, распространенный продукт среди белорусов — мясо курицы. Однако нужного фермера мы искали практически два года. Более-менее стабильные поставки удалось организовать лишь с прошлого года. То же самое касается и кролика.

К сожалению, в Беларуси пока нет внутреннего законодательства, регламентирующего органическое сельское хозяйство. В отличие от той же Европы, где данный сегмент экономики — объект целенаправленной политики государства, главной целью которой является улучшение качества жизни населения. Европейцы давно поняли разницу между органическими и неорганическими продуктами и делают осознанный выбор.

НЕХИТРЫЕ ПРАВИЛА

— Какие требования вы предъявляете к фермерам? — интересуюсь у хозяйки магазина.

— Фермер, который претендует на то, что его продукция является экологически чистой, должен соблюдать нехитрые правила, которые хорошо были известны нашим дедушкам и бабушкам, — отвечает Надежда. — Занимаясь растениеводством, он не может использовать пестициды, минеральные удобрения, обязан придерживаться принципов севооборота. В животноводстве не применять антибиотики и комбикорма, держать животных преимущественно на свободном выпасе. Также выполнять стандартные процедуры проверки качества продуктов для нашей страны: ветсанэкспертиза, исследования на нитраты, радионуклиды.

Безусловно, в идеале хотелось бы, чтобы фермеры могли подтвердить статус своей продукции органическими сертификатами. Однако, как уже упоминалось ранее, в Беларуси нет соответствующей законодательной базы, а значит, расходы по сертификации оплачивать никто не помогает. Между тем процедура эта довольно дорогая, и позволить себе такие расходы в состоянии далеко не каждый фермер. К тому же процесс получения документа может затянуться на два-три года. Неудивительно, что европейская сертификация проникает в нашу страну медленно. Тем не менее определенные подвижки все-таки есть — некоторые фермеры, работающие с «ЭкаЕжей», уже получили европейские сертификаты о соответствии нормам органического сельского хозяйства, кто-то еще находится в процессе получения. Выдаются эти документы через украинский сертифицирующий орган.

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ БИЗНЕС

С фермерскими продуктами «Эка-Ежа» работает по предварительным заказам — заявки на продукцию конкретного фермера на сайте магазина можно оставлять до вечера среды. Сотрудники компании обрабатывают заявки и в этот же день отправляют их фермерам, чтобы они подготовили необходимый товар. В четверг курьер получает путевой лист с конкретными адресами, объезжает фермеров и собирает продукцию. А в пятницу продукты уже раздаются клиентам — кто-то приезжает в офис сам, кому-то еду доставляют курьеры. При этом следует иметь в виду, что спрос на фермерские продукты никогда не бывает равномерный — он зависит как от сезона, так и от определенного дня недели.

— Это очень персонифицированный вариант бизнеса, когда постоянно приходится выступать в роли модератора между клиентами и фермерами, — говорит Надежда. — Мы всегда реагируем на малейшие замечания заказчиков. Если у них есть хоть какие-то вопросы, обязательно звоним фермерам и уточняем, а также передаем пожелания покупателей. Одним словом, к фермерам мы относимся как к своим партнерам, пытаемся совместными усилиями совершенствовать все наши бизнес-процессы.

Что касается типичного портрета покупателя продукции от фермеров, по словам Надежды, нарисовать его достаточно сложно. Клиентами магазина являются люди из разных социальных слоев, имеющие совершенно различные уровни достатка. Одна из категорий — это, безу-словно, молодые женщины с детьми, другая — люди, у которых есть те или иные проблемы со здоровьем, и они стараются тщательно отбирать продукты для своего питания. В то же время есть среди покупателей и молодежь, и пожилые люди, нередко в роли заказчиков выступают мужчины. Правда, улыбается Надежда, покупают они, как правило, только мясо.

«ОРГАНИКА» ИЗ ЕВРОПЫ

В 2013 году «ЭкаЕжа» решила расширить свое поле деятельности и начала ввозить в Беларусь органические продукты из Европы — сейчас на сайте магазина можно найти импортные крупы, бобовые, масла холодного отжима, шоколад, орехи, сухофрукты, муку. Сделав такой шаг, владельцы магазина, по сути, сразу убили двух зайцев. С одной стороны, увеличили свой ассортимент, с другой — наладили контакт с минскими супермаркетами. Импортная линейка экоеды реализуется сейчас на полках таких сетевых магазинов, как BIGZZ, «Престон маркет», «Соседи».

— На самом деле, в Беларуси нет рынка органических продуктов, — поясняет Надежда. — Никто фермеров, как в Европе, не поддерживает, никто не мотивирует, чтобы они переходили на другую форму сельского хозяйства. Импорт может стать одним из стимулов развития этого сегмента, продвижение «органики» через торговые сети позволит познакомить с данными продуктами большее количество людей. Выйти в традиционную розницу с фермерскими продуктами было просто нереально, так как это, как правило, скоропорт.

— Сложно ли было найти поставщиков за границей?

— Дело в том, что многие европейские производители «органики» специализируются на выпуске какого-то одного вида товара. К примеру, у Вивани (Vivani) есть только линейка шоколада, французская «Биопланета» выпускает одни масла, — уточняет Надежда. — Мы же искали не монобрендового поставщика, а универсального продавца, который может предложить разнообразную линейку продукции. Это оправдано как с точки зрения логистики, так и с точки зрения сроков годности. Нашу продукцию нет смысла закупать палетами или фурами, поскольку это штучный товар. Так что о крупнооптовых закупках здесь речи быть не может.

— Начав заниматься импортом, мы поняли, почему в Беларусь завозят так мало органических продуктов, — продолжает поднятую тему Дмитрий. — Ты вкладываешь в них много денег, а продаются они достаточно медленно, потому что проигрывают по цене другим товарам на полках. Плюс ко всему для того, чтобы начать продавать в Беларуси органические продукты, европейского сертификата оказывается недостаточно, любой продукт необходимо отдать на повторное исследование здесь. В прошлом году мы вложили более шестидесяти миллионов в то, чтобы повторно сертифицировать ввозимые продукты. Однако, как показали последние события, на этом дело не закончилось. Из-за вступившего в силу Указа № 666 мы обязаны для всех импортируемых продуктов по новому кругу сделать внутреннюю экспертизу. Подобные постоянные изменения законодательства мешают бизнесу стабильно развиваться.

О СЕТЯХ И ОБ ЭКСПОРТЕ

— Наладить контакт с сетями даже у крупных производителей зачастую получается не с первого раза. Как небольшой компании удалось найти подход к сетевому ритейлу?

— Искали общие точки соприкосновения. Один из аргументов, который сыграл нам на руку, — это уникальный ассортимент, то, что выгодно может отличать одну сеть от другой. Первым с нами начал сотрудничать «Престон маркет». Вторым таким партнером стал BIGZZ. Надо сказать, мы очень довольны сотрудничеством с ними. «Органика» здесь продается на отдельном стеллаже, она выгодно выделяется на фоне других товаров и не теряется в общей массе. А если говорить о сложностях, то их действительно хватает. Причем обусловлено это как субъективными, так и объективными причинами. В частности, одним из таких нюансов является то, что в цепочке наших взаимоотношений задействовано много людей: так как мы поставляем достаточно широкую линейку продукции, приходится работать с разными категорийными менеджерами. Чем больше людей, тем сложнее привести все к единому знаменателю. Что касается субъективных факторов, то к ним, прежде всего, относится так называемая оплата за маркетинг — оплата того, что твой товар выделен на фоне других каким-либо образом. Некоторые сети требуют просто несоразмерных сумм.

— Планируете ли поставлять продукцию белорусских фермеров на экспорт?

— Организация экспортных поставок отечественной экоеды — вопрос не одного года. Пока мы к этому не готовы. Все упирается в банальное отсутствие нормально развитого внутреннего рынка, — поясняет Дмитрий. — Как правило, крупные трейдеры «органику» закупают большими объемами, белорусские фермеры эти запросы удовлетворить сейчас не в состоянии. Хотя потенциальные покупатели с нами связываются постоянно и интересуются той или иной продукцией. Так что это вопрос будущего. А в том, что такие продукты сегодня действительно востребованы за рубежом, можно убедиться хотя бы на примере соседней Украины: местные фермеры уже давно поставляют на экспорт свое пшено и многие другие продукты.