Держать сыр "колесом"!

«Молочная сфера» рассказывает о развитии рынка упакованного сыра.

Журнал «Молочная сфера» (№2 за 2011год) рассказывает о том, как сегодня в России развивается рынок упакованного сыра, сообщает Upakovano.ru.

Для настоящих гурманов важен не только вкус, но и вид продукта. По данным NP Consulting, при выборе сыра более трети потребителей руководствуются его ценой и почти столько же — дизайном и видом упаковки. На вкусе фокусируют внимание 16%, вес и сроки хранения имеют определяющее значение для 9% и 7% соответственно.

В России доля сыра, который не требует дальнейшей фасовки в магазине, составляет около 20%. Большинство сыроделов поставляют продукт в виде голов размером от полутора до 7-8 кг. Так что конечный потребитель видит не красивую упаковку с названием марки, а стандартные, нарезанные в магазинах и завернутые в пленку бруски по 200-300 гр.

В настоящее время в России рынок фасованного твердого сыра делится следующим образом: 88% приходится на фасованный кусок (упаковка в вакуум, флоупак), 8% — на нарезку (упаковка мультивак) и 4% — на тертый сыр (упаковка флоупак, пищевой пластик).

Способ упаковки и материал выбирается в соответствии с видом сыра и технологическими требованиями. Для мягких сортов и сыров, созревающих с поверхности, с небольшим сроком хранения и потребностью в доступе кислорода, подойдет простое обертывание. Стрейч-пленка используется, когда продукт поступает маленькими партиями и не должен долго лежать на прилавках.

Лучше всего сыр хранит его собственная корка. Если сыры идут на продажу целыми головками, чаще всего они покрыты натуральной коркой, парафином или упакованы в вакуумный пакет. Также вакуумная упаковка популярна, когда сыр поставляется небольшими кусочками для магазинов с самообслуживанием. Она используется для длительного хранения твердых и полутвердых сортов, поскольку предохраняет от формирования плесени и высыхания поверхности.

Для твердых и полутвердых сыров со средним сроком хранения все более востребованной становится упаковка в газовой или модифицированной среде (MAP), которая, благодаря добавлению углекислого газа и снижению уровня кислорода, позволяет избежать образования плесени и увеличить срок годности продукта. Сыр выглядит очень естественно, не прессуется и не деформируется. Появились эксперименты по упаковке больших голов в фольгу — продукт в ней свободней дышит, однако сохнет гораздо быстрее, чем в вакуумной упаковке.

Результаты проведенных исследований показали, что в отношении упаковки покупатели высказывают следующие требования: увеличение времени хранения сыра в домашних условиях, гигиеничность продукта (чтобы к нему не прикасались руки продавцов и фасовщиков), гарантия качества (невозможность наклеить этикетку с новым сроком выработки и хранения в магазине), небольшой вес, удобство транспортировки и потребления продукта (нарезка), эстетичный внешний вид упаковки.

В связи с ростом популярности сегмента компания «Валио» летом планирует начать производство сыра в нарезке на заводе «Ершово». Осенью прошлого года на прилавках российских магазинов появились сыры под брендом «Гранфор»компании «Вимм-Билль-Данн». Продукт представлен в упаковках трех разных форматов: от больших голов весом до 2,5 кг до кусков по 250 гр. и нарезки весом 150 г. Сыр также производится в удобном для розницы формате «колесо» (12 кг) и «брус» (3 кг).

Завод «Плавыч» (Барнаул) в декабре 2010 года начал выпуск колбасных сыров точной фасовки. Новинка представлена в батонах по 180 и 400 гр. Точный вес позволяет наносить на каждую упаковку штрих-код, что выгодно при работе с торговыми сетями.

Кубанская «Калория»летом 2010 года заявила о планах ввести линию упаковки, которая позволит фасовать сыры в особую барьерную пленку нового поколения с жестким дном и легко открывающейся крышкой.

Ирландский производитель сыров Carberyв конце года представил свой бренд Dublinerв упаковке с системой DoubleZip. Система представляет собой двойную застежку, позволяющую повторно закрывать упаковку. Она обеспечивает более эффективное запечатывание упаковки и долгий срок хранения продукта. Кроме того, потребителю не нужно дополнительно упаковывать продукт, например, в целлофан.

Компания Emmi,крупный швейцарский производитель сыров и молочной продукции, еще в 2009 году выпустила наборы твердых сыров «Käsplättli» в упаковке из пластиковой подложки, разделенной на четыре отсека с разными сырами. Она запаяна пленкой, произведенной Amcor Flexibles, на которуюнанесена контурная перфорация. Благодаря технологии перфорации Amcorможно вскрыть всю упаковку сразу или открывать отсеки по очереди, тем самым сохраняя остальные куски сыра свежими и необветренными.

Каждый сыр заслуживает того, чтобы быть упакованным красиво. Австралийское креативное агентство The Grainупаковало кусочки сыра от Mainland в картонные пачки, на которых расположено фото того вида сыра, который там находится. Внутренняя поверхность упаковки «затянута» названием продукта, напечатанным светло-серыми крупными буквами десятки раз. При этом слова расположены так плотно, что создается ощущение, будто поверхность буквально из них сплетена.

А в преддверии Дня Святого Валентина британская Pilgrims Choice предложила отойти от традиционных для праздника шоколада и красных роз и подарить своим любимым сыр специальной серии I Love Cheese в упаковке сердечком.

По прогнозам экспертов,в Россиив ближайшем будущем оригинально упакованный сыр на полках супермаркетов, по-прежнему, будет редкостью. «Сырный» рынок станет более брендированным, широкое распространение получат частные марки. Так, в 2009 году на сырзаводах, входящих в группу компаний «Доминант», запустили марку «Кубанский молочник». В начале 2010 года свою марку «Аланталь» создал «Порховский».

Продолжится смещение спроса в сторону продуктов в небольшой упаковке, которая становится все более удобной и компактной. Наиболее быстрый рост будет наблюдаться в сегменте фасованной продукции.Среди компаний, реализующих «фасовку» на российском рынке сыра можно выделить «ТД «ПиР» (Московская область), «Невские Сыры» (Санкт-Петербург), «Артис-Дистрибьюция» (российский дистрибьютор шведско-датской компании «Арла Фудс Артис»).

Игорь Кочанов, руководитель группы по продаже весовой техники и оборудования для нарезки и упаковки Schaller Lebensmitteltechnik:

— На российском сырном рынке существует четкая тенденция увеличения доли промышленной потребительской упаковки, отход от полукустарной упаковки, изготовленной на полуавтоматах или вручную, и переход к серьезным упаковочным решениям.

Все идеи в области форм и методов торговли, а также промышленной упаковки приходят к нам с запада и сталкиваются с потребительским спросом на российском рынке, который, как известно, ниже, чем в европейских странах. Поэтому речь идет лишь о времени, которое должно пройти для того, чтобы те или иные формы упаковки стали востребованы в России. На данный момент основными трендами я бы назвал: увеличение доли нарезки фиксированного веса местного или прибалтийского производства; увеличение импорта дорогих сортов типа горгонцолла, грюйер; увеличение доли упакованного кускового сыра.

В основном мысли производителей крутятся вокруг стандартных решений: нарезка сыра стопкой и черепицей в газовой среде на термоформовочных машинах. Все чаще делают упакованные кусочки в защитной атмосфере.

Основные методы упаковки в газовую защитную среду обеспечивают сроки хранения от 2 до 4 месяцев в зависимости от сорта сыра и гигиены производства. Перспективными представляются дальнейшие эксперименты с газами и пленками. Использование новых концепций, таких как EasyPeelPoint, а также эксперименты с формой упаковки еще, видимо, далеко впереди.