Дело — табак.

В сообщении Государственного пограничного комитета Беларуси, распространенном 16 мая, прозвучала шокирующая информация: незаконное переправление сигарет через границу приобретает криминальный характер. Объемы и стоимость изымаемых контрабандных сигарет по обе стороны границы исчисляются миллионами пачек и, соответственно, долларов США. Судя по всему, вполне вероятны решения на уровне Правительства такого плана: «О незамедлительных мерах по борьбе с высокоорганизованным теневым бизнесом, в который оказались втянутыми граждане Беларуси».

Пока суд да дело, нам есть смысл оценить, что собой представляет табачный рынок нашей страны и куда он может двигаться. Александр НОВИКОВ

Если кратко, то на протяжении последних лет отечественный табачный рынок переживал драматичные моменты. Два основных игрока — ОАО «ГТФ «Неман» и «Табак-Инвест» ООО — вкладывали немалые средства в развитие бизнеса, боролись за место на торговых полках и более-менее скрыто сражались друг с другом. Примерно как игроки в водное поло…

Восьмилетка — ударный фронт

Белорусский рынок табачных изделий, начиная примерно с 2005 года, характеризуется одной яркой чертой: борьбой с импортом за счет масштабного роста импортозамещающей продукции.

Скажем, за период с 2005 по 2010 годы объемы поставок импортных сигарет в Беларусь уменьшились в 8 раз — с 4 млрд до 500 млн штук.

Основной вклад в дело развития импортозамещения внесли две транснациональные корпорации — British American Tobacco (BAT) и Japan Tobacco International (JTI). Первая компания осуществляет контрактное и лицензионное производство своих марок на Гродненской табачной фабрике «Неман». Продукцию JTI выпускает, главным образом, «Табак-Инвест».

Кроме того, в 2010 году импортозамещающим производством на белорусском рынке начинал заниматься еще один игрок — британская компания Tobacco International Enterprises. Для организации производства британцы согласились инвестировать в Гродненскую табачную фабрику «Неман» 4,5 млн евро.

Но масштабным это сотрудничество не получилось. По мнению экспертов, данный факт связан с тем, что к моменту прихода Tobacco International Enterprises BAT и JTI уже обзавелись прикассовым оборудованием, позициями в рознице, связями и т. д. Так что пирог оказался поделен между двумя игроками. Третьему развернуться по большому счету не удалось.

Вот достаточно яркие показатели, взятые из официальных источников. За январь – декабрь 2012 года ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» было произведено 26,6 млрд штук продукции. Выпуск контрактных и лицензионных марок продукции составил 5,8 млрд штук. В том числе для British American Tobacco — 5,1 млрд штук (117,3 %), для Japan Tobacco International — 0,6 млрд штук (94,1 %), для Tobacco International Enterprises Limited — 0,1 млрд штук (35,7 %).

Дела 2010 года

Три года назад много писали о том, как Комитет госконтроля «рекомендовал Гродненской табачной фабрике «Неман» перейти от контрактного на лицензионное производство брендов, принадлежащих British American Tobacco». Риски для дальнейшего плодотворного сотрудничества аналитиками рисовались приличные. При такой схеме BAT мог бы утратить контроль за дистрибуцией своей продукции на белорусском рынке (в премиум-сегменте доля достигала 50 %) и, по мнению многих наблюдателей, потерять интерес к дальнейшей работе. Однако скептики оказались посрамлены. Интересы сторон были вроде бы соблюдены.

И вместо «борьбы за долю» руководство BAT объявило в середине 2010 года о решении инвестировать 6,5 млн евро для модернизации производственной базы ОАО «ГТФ «Неман». В итоге реализации инвестиционного проекта на гродненском предприятии в 2011 и 2012 годах появились пять суперсовременных линий.

Слухи и не только

Несколько лет назад на полном серьезе писали о том, что «British American Tobacco готово рассмотреть предложение об участии в приобретении акции гродненской фабрики». Повод для таких разговоров был. По состоянию на конец 2010 года объемы инвестиций BAT составили 8,5 млн евро. А такую сумму теоретически можно было бы обменять на крупный пакет акций, пусть даже не контрольный, но явно больший, чем 40 %. Однако анализ ситуации в 2012 году вызвал ассоциации с известным мультфильмом: «Это моя корова, и я ее буду доить».

По объемам налоговых платежей в 2012 году Гродненская табачная фабрика «Неман» выдала показатель в 1,8 трлн рублей. С таким результатом ГТФ заняла шестое место в Республике Беларусь и первое место по Гродненской области. По некоторым данным, предприятие на сегодняшний день занимает 80 % рынка табачных изделий в стране. И кто после таких фактов будет серьезно говорить о перспективах его приватизации, да еще западной ТНК?

Говорят также, что когда начался кризис 2011 года, ГТФ «Неман» приходилось продавать свою «социально значимую продукцию» себе в убыток. Убытки приближались к 30 %. Но, табачных бунтов в стране, как в СССР начала 90-х годов прошлого века, не допустили. Зато прямой конкурент-частник в это время спокойно отсиживался. Лежал у него миллиард готовой продукции на складе и ждал себе лучших времен. Дождался.

В итоге конкуренты ОАО «ГТФ» «Неман» сейчас активно инвестируют в пресловутый девелопмент. В нашем случае — в строительство торгово-развлекательных центров: «Корона», Robinson Club, Lido и т. д. Производство в чистом виде «Табак-Инвест» ООО, судя по всему, становится все менее интересным. Бывает, что ж.

Что колыхало и будет колыхать рынок?

Рост цен на сигареты сразу на 28,6 % в январе 2012 года, связанный с увеличением акциза почти в два раза, рынок пережил достаточно спокойно. Во всяком случае, генеральный директор ОАО «ГТФ «Неман» Юрий Чернышев отметил, что отгрузки предприятия оказались практически на уровне прошлого года. Другой вопрос, как эти объемы продавались белорусской розницей. Но об этом лучше спрашивать у торговли.

Нас же больше волнует тот факт, что табачный рынок страны ждут новые малоприятные для производителей, продавцов и потребителей сюрпризы. Очередное повышение акциза, правда, менее серьезное в сравнении с январем, запланировано на июль 2013 года. Аккурат ко дню рождения ОАО «ГТФ «Неман». Отпускные цены ведущему производителю страны на фоне поздравлений и прочих реляций снова придется поднимать, чтобы не допускать работы в убыток. Кроме того, на горизонте маячит выравнивание ставок в рамках Таможенного союза. «Хотелось бы, чтобы это было как можно позже, — признает Юрий Чернышев. — У России больше возможностей, больше опыта. Достаточно сказать, что у них рынок — 400 млрд сигарет, а у нас — 30 с небольшим».

В этих условиях гродненское предприятие старается оказаться впереди накатывающего паровоза с Востока. Поэтому проводится столь впечатляющими темпами модернизация, чуть ли не каждый квартал запускаются новые линии, ищутся серьезные инвесторы.

Опять же, ведется работа по наращиванию поставок готовой продукции за пределы Беларуси, создаются новые логистические цепочки и т. д. Тут тоже имеет место работа на опережение. Это — официальная версия.

Такая разная борьба за экспорт

Сегодня, равно как и вчера, перед всеми конкурентоспособными белорусскими предприятиями стоит задача «наращивать экспорт любой ценой». Скажем, экспорт продукции собственных марок для ОАО «ГТФ «Неман» составил в 2012 году 10,6 млн долларов (рост в 4,4 раза к 2011-му). По мнению генерального директора предприятия, экспорт должен составлять около половины от общего объема производства.

И вот здесь мы вынуждены обратиться к началу статьи. Понятное дело, госпредприятие не захочет, чтобы его продукция ассоциировалась с контрабандой. Да и оснований для таких рассуждений нет. Хотя российская деловая пресса высказывает серьезную озабоченность, наблюдая развитие серого табачного рынка. В апреле 2013 года появились несколько публикаций в газетах «Коммерсантъ» и «РБК daily». Суть их сводилась к следующим заявлениям. В связи с разницей в ценах на табачную продукцию в странах Таможенного союза, на рынок России из Беларуси массово хлынули контрабандные сигареты. По мнению участников рынка, в ближайшее время товар из Беларуси займет заметную долю рынка Москвы.

В 2012 году потери российского бюджета в связи с приграничной контрабандой сигарет из Беларуси составили до 2 млрд рублей. Сопоставимой суммы бюджет недосчитался из-за нелегального ввоза табачной продукции из Казахстана. Белорусские сигареты сегодня предлагаются мелким и средним оптом, партиями от 50 коробов. При этом оптовая цена пачки Winston начинается от 25 рублей (официальная МРЦ в России — 48 рублей). В Москве уже отмечено появление специализированных ларьков «Белорусские сигареты».

В то же время, если верить предположениям РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», весьма перспективными для наших производителей становятся не только и не столько рынки Евросоюза, России и Украины, а страны арабского мира. Именно там наблюдаются завидные темпы роста потребления табачных изделий. Если в Западной Европе объемы продаж сигарет в 2005–2010 годах сократились на 12 %, в Северной Америке — на 20 %, а в странах АТР — на 10 %, то на Ближнем Востоке рынок вырос на 17 %.

Арабский регион имеет недостаточные производственные мощности, зато растущий спрос на табачные изделия и деньги. Вот три кита, на которых может выстраиваться наша табачная экспортная стратегия.