Дело, которому служишь

Владимир Луконин
Владимир Луконин
директор ЗАО «Холодон»

Девяностые годы.… В то непростое и вместе с тем интересное, дающее новые возможности время начинали свой бизнес многие предприимчивые молодые люди. Владимир Луконин — один из них. Четверть века назад он начал развивать свое дело, начав с открытия небольшой мастерской по ремонту кондиционеров. Никто не учил бизнесу, нужно было постигать специфику дела, обучаться на практике и уметь определять меняющиеся потребности рынка. Настойчивость и целеустремленность дали свои плоды. Бизнес в холодильной отрасли получил развитие, а компания сформировала команду профессионалов и единомышленников. Имя этой компании — «Холодон». И сегодня Владимир Луконин — гость нашего журнала.

Дело

— Владимир Евгеньевич, сейчас ЗАО «Холодон» — крупнейшая инжиниринговая компания в области коммерческого и промышленного холода. Авторитет на холодильном рынке заработан, и он приносит свои плоды. Каковы ваши ощущения, что вы чувствуете, оглядываясь назад?

— За эти 25 лет я накопил широкий профессиональный опыт и знания, всегда интересовался как отечественным, так и зарубежным опытом, инновациями в холодильной области. Сформировал команду специалистов, с которыми выполнили немало технически сложных и даже очень амбициозных проектов, которыми можно гордиться по праву. Компания известна во многих странах и плодотворно сотрудничает с партнерами и коллегами из коммерческих и общественных профессиональных организаций России, Чехии, Германии, Италии, Китая, Украины, Польши…

Оглядываясь назад, я испытываю чувство удовлетворения от того, что были достигнуты многие профессиональные цели, чувство благодарности к людям, которые шли вместе со мной. Что бы ни происходило на холодильном рынке за эти годы, компания в лидерах, и это не может не приносить удовлетворение.

— В холодильной сфере, пожалуй, не найдется уголка, где бы ваши специалисты ни приложили свои руки. Это обычная профессиональная работа. Но всегда есть два-три события, о которых можно говорить с гордостью. Назовите их.

— Первое самое яркое событие — мы сделали наш собственный холодильный шкаф. Разработали конструкторскую документацию, собрали опытную партию ходильных шкафов. Это было в конце девяностых, и мы тогда стали первыми. Была гордость: мы это сделали!

Второе значимое событие — создание совместного предприятия с московским производителем холодильного промышленного оборудования ООО «Остров» в Беларуси. На территории свободной экономической зоны организовано собственное производство холодильных агрегатов. Это дало потенциал дальнейшего развития белорусской холодильной отрасли: раз есть производство, будут специалисты, наладится их обучение, появятся перспективы работы на своем рынке и возможности освоения новых.

Ну и конечно, значимые события — это ввод новых объектов. Наша гордость — культурно-спортивный и развлекательный комплекс «Чижовка-Арена». Ввод в эксплуатацию оборудования систем холодоснабжения и кондиционирования ледовой арены был очень сложным и ответственным. Сроки накануне проведения в Беларуси чемпионата мира по хоккею — очень сжатые. Считаю, что все задачи мы выполнили с честью: спроектировали, смонтировали и сдали объект. Все оборудование хорошо функционирует.

— Создание АПИМХ тоже можно включить в этот список?

— Конечно. Еще одно значимое событие — создание Ассоциации предприятий индустрии микроклимата и холода. В конце 2003 года мы собрали наших конкурентов за один стол и провели первую встречу. Каждый понимал, что нужно защитить отечественный рынок холода от засилья «варягов», организовать подготовку собственных специалистов, совместно решать многие другие вопросы. Тогда в нашей сфере был дефицит кадров, приходилось брать на работу людей без необходимых знаний, учить их, растить. Дефицит и сейчас есть, но в меньшей степени. Поэтому каждый руководитель, который работал в этом бизнесе, «держался» за своих работников. И это было очень болезненно, когда у тебя «уводили» хорошего монтажника. Так вот, мы смогли объединить компании конкурентов и создать ассоциацию с общими целями и задачами. Люди поняли, что сообща легче и проще решать многие вопросы.

Бизнес

— Как завершился прошлый год, который многие называют кризисным? Что он принес, чем запомнился? Сказался ли на вашей стратегии, на планах, на понимании своего будущего, скажем, через три-пять лет? Куда сейчас направляете свой корабль?

— Прошлый год сказался только в одном: те стратегические цели, которые намечались на 2015–2016 годы, выполнены не все, они претерпят изменения и перейдут на новый период. Компания не получила планируемого развития, но это нормально. Меняется ситуация на рынке, и компания тоже должна корректировать курс. Это та кризисная ситуация, с которой всем пришлось столкнуться. Я уверен: мы из нее выйдем.

— А вообще как за прошлый год изменился белорусский холодильный рынок? Насколько он перспективен?

— Некоторые эксперты оценивают снижение рынка примерно на 30–37 процентов. Рынок сжался. Это достаточно большой объем, но все-таки не половина… Крупным компаниям рынка не хватает и многие, насколько я знаю, делают попытки перехода на соседние рынки, например, российский.

— На холодильном рынке, как и на других, есть свои правила игры. Насколько они вас устраивают?

— Любой цивилизованный бизнес в принципе основывается на неких гласных и негласных правилах, этических принципах, продиктованных рынком и сообществом. Бизнесмены, в свою очередь, выбирают наиболее эффективные стратегии и тактики в достижении своих целей, а вот насколько они будут в рамках правил — это уже на их ответственности. Конечно, бизнес — игра жесткая, но при этом надо оставаться порядочным человеком. Я уверен, что зло, как и добро, обращенное в сторону других, имеют свойство возвращаться вдвойне.

— Что сегодня составляет основу вашего бизнеса? Какие направления работы можно назвать приоритетными?

— Прежде всего — инжиниринг. «Холодон» — это та компания, которая должна разбираться в сложных технологических процессах, вникать в технологию. Я считаю, чем больше интеллекта вложено в труд, тем он более перспективен. Купля-продажа, обычная торговля, дистрибуция — да, все это дает стабильный доход, но интереса это не приносит. Мы видим себя в инжиниринге и в развитии производства.

Ассоциация

— Давайте вернемся к разговору об АПИМХ. Вы вдохнули жизнь в эту ассоциацию, были ее первым руководителем и оставались на этом посту несколько лет. Насколько эффективно это объединение?

— В ассоциации — 25 членов. Как уже было сказано выше, удалось наладить цивилизованные взаимоотношения между представителями холодильного бизнеса. В АПИМХ пришли не только компании, но и индивидуальные предприниматели, и мы рады их принять, они тоже работают в этой сфере и влияют на холодильный рынок. Я считаю, что это тоже очень хороший шаг в нашей работе.

Мы активизировали работу в рамках проекта ПРООН/ГЭФ «Содействие в реализации ускоренного вывода из обращения гидрохлорфторуглеродов в Республике Беларусь». И это очень важно для реализации обязательств по Монреальскому протоколу.

С 2020 года в Беларусь ограничат ввоз некоторых холодильников и кондиционеров, которые выделяют озоноразрушающие вещества. Можно говорить о том, что мы подготовились к тем переменам, которые могут происходить в ближайшее время. Я имею в виду замену тех хладагентов, которые используются сейчас в холодильных агрегатах. Приоритет будет отдан природным хладагентам — аммиаку, СО2, изобутану и другим безопасным для озоновой среды соединениям. Несмотря на то, что это вопрос завтрашнего дня, мы к этому заранее готовимся. Специалисты прошли обучение, ездили за опытом в Европу. Нам также удалось материально поддержать белорусских холодильщиков: многие получили инструменты, оборудование. То же самое можно сказать и об учебных заведениях, которые готовят специалистов для холодильной сферы.

Им тоже оказана материальная помощь.

О личном

— Если бы была такая возможность, что бы вы хотели поменять в жизни?

— Ничего. Меня все устраивает. У меня прекрасная семья, чудесная супруга, хорошие дети. У меня отличный коллектив. Я считаю, что на сегодняшний день имею достойный статус в белорусском обществе. Я удовлетворен своей работой и тем результатом, который есть. И, конечно, думаю о стратегии движения вперед.

ЗАО «Холодон» — крупнейший поставщик холодильного, морозильного и кондиционерного оборудования, а также хладагентов и оборудования для обслуживания холодильной техники. 

Основные направления деятельности компании: подбор, поставка, монтаж и пусконаладка холодильного и климатического оборудования, гарантийное, послегарантийное и сервисное обслуживание, серийное производство холодильной техники, а также под индивидуальный заказ клиента по техническому заданию. Разработка и производство систем автоматизации.

Выступает на рынке Республики Беларусь официальным дилером таких мировых брендов, как: BITZER, LU-VE, «Север», Copeland, GUNTNER, ALCO, DANFOSS, CPS», Becool, Arkema, K-flex, Liebherr, Brimstone, «Ариада», Hisense, Ballu, Daikin, ES System.

Цель компании — комплексный подход в реализации проектов.