Цветной эксклюзив

В Минске в конце прошлого года открылся первый в Беларуси магазин, «одетый» в оборудование черного цвета, — совместный проект собственников магазина, консультанта Екатерины Богачевой и компании «Колдимс».

О том, как родилась идея модернизировать магазин «Подсолнечник» в таком необычном дизайне, нам рассказала его директор и учредитель Людмила Жибуль. — История нашего «Подсолнечника» началась в 1998 году, когда мы выкупили убыточный государственный магазин «Ветеран». Дела пошли неплохо, но при этом новый магазин мало чем выделялся на фоне других: обычное оборудование и ассортимент. Тем более что по соседству, буквально через стену, стоял наш конкурент — «Невель-2». В 2004 году нам удалось договорить о его приобретении, после чего мы сделали новый ремонт и еще шесть лет работали на два входа. В одном была традиционная форма обслуживания с кулинарией, во втором — самообслуживание.— Как родилась идея по их объединению и принципиальному изменению дизайна интерьера? — Идея возникла во время моей учебы в школе «ИПМ», где Катя (Богачева. — Авт.) рассказывала об ассортиментной политике, выкладке и других вещах, в которых слывет профессионалом. Прежде возникло понимание необходимости ломать стены и объединять два торговых зала в один. Катя поддержала идею, а вместе с ней и необходимость ремонта. На выходе обещали рост оборота в четыре раза, но мы были согласны и на двойное увеличение. И, забегая вперед, в два раза уже получилось.— Хотели сделать что-то необычное или заранее были уверены в черном цвете? — К идее черного оборудования мы пришли совместно, предварительно изучив много других вариантов: оранжевые, зеленые, синие цвета. Мне не нравилось, что-то напоминало совдеп, что-то — просто не радовало. Однако Катя предлагала все больше новых идей, и вскоре из всего этого мы начали складывать цельную картину, поняв, что черный цвет оборудования — это очень необычно, стильно и вместе с тем это как раз то, что нам абсолютно подходило. Сегодня все кажется просто, но решались мы долго.— Что смущало? — Проект, который нам предложили, показался на первый взгляд неподъемным в финансовом плане. Поэтому пришлось пойти на разумную экономию и где-то хитрости. Так мы определились, что помимо нового имеет смысл использовать б/у оборудование Arneg. «Колдимс» предлагала варианты — мы выбирали. Когда, к слову, привезли оборудование, я поймала себя на мысли, что с трудом могу понять где новое, а где нет. В некоторых случаях мы пошли на более дешевые аналоги тех материалов, которые нам предлагали. К примеру, поначалу проект освещения оценивался в 80 млн, а мы его сделали за 25…— Каким образом? — Отказались от металлогалогенных ламп, которые, на наш взгляд, не очень выгодно освещают продукты питания. Отказались от больших размеров плитки, которую кладут в европейских магазинах. А также от наливных полов, которые красивы и блестят, но при нашем потоке покупателей этот лоск быстро пришел бы в негодность. Цена вопроса составила 50 тыс. долларов.— Не ограничивал ли вас цвет при выборе оборудования? — Нет, любое оборудование красится под заказ. Мы частично использовали то оборудование, которое стояло раньше в магазине. Оставалось только его перекрасить.— Черный цвет добавляет премиальности. У вас магазин получился дорогой или дешевый? — До ремонта мы ориентировались на средний и ниже среднего потребительские уровни. Сегодня мы предлагаем достаточно качественный товар, поэтому упор делается на покупателей среднего и выше среднего достатка. Хотя речь здесь идет даже не столько о цене, сколько о качестве и широком выборе.— Не потеряется ли на черной полке продукт в темной упаковке? — Нет. Полки под рядом упаковок почти не видно, поэтому не столь важно, какого она цвета.— Как покупатели отреагировали на оборудование черного цвета? — Не поверите: мы собрали семь тысяч отзывов, чтобы проверить реакцию! Большинству все очень понравилось. Отдельные покупатели восхищенно произносили: «Как же у вас комфортно и уютно»! Были нюансы с людьми пенсионного возраста, которым понадобилось время, чтобы привыкнуть к новой навигации в торговом зале, но и они быстро разобрались. Сейчас так вообще приходят только к нам! Проблема оказалась не в черном цвете, а в том, что за время 4-месячного ремонта люди отвыкли ходить в магазин и не сразу поняли, что «Подсолнечник» открылся. Поэтому как только мы поняли, что нас обходят стороной из-за уверенности, будто магазин еще закрыт на ремонт, то сразу поставили на вход промоперсонажей, включили музыку и буквально приглашали каждого. Сегодня у нас в день около 3 тыс. покупателей на 510 квадратных метров и около 12 тыс. единиц ассортимента.— Через окна разве не видно, что магазин открыт? — Окон-то у нас нет! Мы их заделали листами жести и позже покрыли пленкой с фотографиями интерьера (говорят, что в магазине должно быть как в казино — ничто не напоминать о времени). Одновременно за счет низкого света в глаза бросается только изобилие на полках. Если спросить покупателя на выходе из магазина о том, что ему запомнилось, то он как раз подтвердит вам, что у нас очень много товара. А на черный цвет оборудования никто и внимания не обратит.— Во сколько в общем вам обошелся новый «Подсолнечник»? — В проект, по самым скромным подсчетам, мы вложили бы не менее 2,5 млрд рублей. С учетом экономии потратили 1,8 млрд. Думаю, для того, чтобы покрыть все расходы, понадобится минимум два года активных продаж.— Вы советуете идти по вашему пути другим магазинам? — Одним черным, белым или красным цветом задачу роста товарооборота не решить. Конечно, мы параллельно создали благоприятные условия для обслуживания, пересмотрели ассортимент, расширив, к примеру, промышленную группу, сделали акцент на уникальных предложениях и новинках рынка.

Но «фишка» в условиях конкуренции нужна каждому магазину. Одной из ряда многих других может стать цвет.