Что привлекает литовских производителей в России?

Пока литовские производители молока ждут, что они опять смогут предложить жителям России свои продукты, эксперты подсчитывают, какие убытки могут потерпеть предприятия, потерявшие один из самых крупных рынков.

Сами производители успокаивают, что блокада России не катастрофична, но все же этот рынок незаменим для литовских производителей.

По подсчетам предприятия Creditreform Lietuva, шесть крупнейших литовских предприятий по переработке молока за год зарабатывают столько, сколько один самый крупный переработчик молока в России, но на российском рынке импортных сыров литовцы занимают третье место. Им удается опередить более сильные экономически предприятия из западных стран.

Директор Creditreform Lietuva Саулюс Жилинскас подчеркивает, что уже некоторое время большинство российских молочных предприятий являются частями крупных международных концернов Западной Европы (Danone – Франция, Parmalat – Италия, Valio – Финляндия, PepsiCo – США).

Как сообщает Creditreform Lietuva, по данным российской таможни, в прошлом году литовские сыры составляли 12% всех сыром, импортируемых в Россию. Опередить литовцев удалось только немцам и украинцам.

Жилинскас отметил, что Россия достаточно зависима от импорта молочных продуктов: доля импортного сыра составляет 43%. Импорт творога составляет 10%, кисломолочных продуктов – 8%.

Литовские производители могут похвастаться и количеством плавленых сырков, экспортируемых в Россию. Здесь они занимают третье место после Финляндии и Германии.

Подчеркивается, что возможность неплатежеспособности крупнейших литовских предприятий невысока, они стабильны.

Западные рынки снизят прибыль

Экономист Римантас Рудзкис утверждает, что 30% всего экспорта литовских продуктов направляется в Россию.

«Промышленники утверждают, что в России прибыльность больше, чем в других местах. Если мы потеряем этот рынок, это болезненно отразится на нас», – утверждает аналитик.

По словам экономиста, Россия может предложить литовским производителям большую прибыль, чем другие рынки, из-за большего риска и меньшей конкуренции.

«Сейчас произвести продукт легче, чем продать, а чтобы продать, надо инвестировать в рекламу, добиться, чтобы покупатель знал продукт. Литовский продукт известен в России давно. Это экономит наши деньги, которые в другом случае мы должны были бы вложить, чтобы прийти на новый рынок», – сказал Рудзкис.

Он не исключает, что при необходимости литовские производители молочных продуктов могли бы переориентироваться на западные рынки. Правда, это снизило бы прибыль.

Экспортировать в другие страны труднее

Говоря о влиянии российского рынка на литовские предприятия по переработке молока, аналитик Литовской конфедерации промышленников Александр Изгородин напомнил о географической близости стран. По его мнению, литовским производителям нелегко переориентироваться на более далекие рынки.

По словам аналитика, рынок молочных продуктов Европейского Союза конкурентоспособен, поэтому литовцам легче работать в России. Здесь рынок молочных продуктов больше зависит от импорта.

По данным компании Versli Lietuva, экспорт молочных продуктов в Россию в этом году в среднем составлял около 55 млн. литов.

67% составил сыр, 21,9% – незрелый сыр и творог, 4,7% – йогурт, пахта, сметана, кефир и пр., 2,9% – молоко и сливки.

Аналитик Вадим Иванов отмечает, что скоропортящиеся продукты в общей структуре экспорта молочных продуктов в Россию составляли около трети всего экспорта молочных продуктов.

«Предприятия прекратили производство скоропортящихся продуктов для российского рынка, и стали производить больше сыра. Убытки на сегодняшний день подсчитать нелегко, так как неизвестно, по каким ценам удастся реализовать продукцию на другом рынке. Также неизвестно, сколько будет продолжаться российская блокада», – сказал специалист.

После России, больше всего литовского сыра и творога в прошлом году экспортировалось в Италию, Латвию, Великобританию, Германию, Нидерланды, Эстонию.

Источник: delfi.lt