Что поймает придорожный общепит в ближайшее время?

Как выполняется в республике госпрограмма, направленная на поддержку и развитие объектов придорожного сервиса?

В конце июля отечественные бизнес-союзы направили первому заместителю главы Администрации президента Наталье Петкевич свои предложения по развитию придорожного общепита.

Понятное дело, эти предложения были инициированы ею же. Последние пять лет как минимум на уровне первых лиц страны вдруг проносится клич: нужно что-то делать с придорожным сервисом. Ибо его развитие не соответствует нашему статусу центра Европы. Дальше шум по верхам — и тишина.

В связи с этим мы не будем излагать все предложения лидеров белорусского предпринимательского движения. К тому же от предложений бизнеса отменить, скажем, предельные наценки в объектах общепита второй (самой массовой) наценочной категории до реальных постановлений и директив далековато.

Сегодня мы расскажем историю об одном придорожном кафе. Как ни странно, историю с достаточно счастливым концом. Из «скромности» название кафе опущено.

Александр НОВИКОВ

Вместо предисловия

В республике действует государственная программа, направленная на поддержку и развитие объектов придорожного сервиса. На эту тему снимаются телепрограммы, ваяются масштабные позитивные публикации в прессе. Однако слова о необходимости поддержки и реформ и реальные реформы с поддержкой белорусских придорожных кафе не пересекались до сей поры ни разу. Эти соображения живут как бы в параллельных мирах.

А факт остается фактом. Наши придорожные предприятия в большинстве своем либо не отличаются высоким уровнем развития, либо вынуждены умирать.

Но мы не ограничимся рассуждениями на эту тему и не станем размышлять, почему, мол, в той же Литве с кафешками у дорог все так хорошо, доколе нам терпеть лихо...

Почему мы привыкаем ко всему этому?

На трассе Минск — Гомель не первый год работает кафе, назовем его Х.

В 2009 году оно имело все возможности умереть.

История рождения этого кафе обычная. На рубеже 80–90-х многие наши граждане уверовали в принципы свободного развития предпринимательства. В бизнес тогда бросились многие. В частности, два офицера-сослуживца из Марьиной Горки решили, что свои семьи за счет проявления предпринимательской сметки они смогут прокормить на пять с плюсом. В итоге в 1992 году они выкупили «хоромы» на Гомельском шоссе, где был какой-то кооператив, и открыли новую страницу своей биографии. Потом один из партнеров приболел и подарил долю в предприятии сыну. (Уточним, что упомянутый в человек — ветеран войны в Афганистане, и болезнь его — следствие боевых ранений).

В Америке эта история закончилась бы скучно. При грамотном ведении бизнеса оба компаньона расширили бы дело, открыли второе заведение, потом третье и т. д. Про ветерана — родоначальника бизнеса писали и снимали бы душещипательные сюжеты все СМИ.

Но в Беларуси все по-иному. Взять здание в собственность — это, как выяснилось, тьфу для нашей новой экономической истории. Имея на руках все документы, компаньоны так и не смогли решить вопрос с отводом земли, на которой задумали заложить основы своего коммерческого процветания. Но на эти мелочи внимания не обращали. Люди хотели работать и развиваться.

В начале 90-х никто не думал о том, что эта часть дороги может быть расширена и, соответственно, отведена в государственных интересах. Думать пришлось позже.

Около 10 лет назад представители «Белавтодорцентра» объявили, что кафе находится в зоне потенциального расширения трассы. Соответственно, в личную собственность эту «святую» для дорожников землю отдать «не можно». Но работать предпринимателям на ней не запрещали. Вплоть до особых распоряжений.

Попутно требовалась одна «маленькая формальность». Для того чтобы рестораторы могли работать на дороге и дальше, им предложили подписать один формальный документ: «Просим временно разместить наше предприятие и т. д.». И каждые два года они этот договор продлевали. Как некую формальность.

Это сейчас нас учат: внимательно читайте документ, прежде чем его подписывать. А кто ж тогда обращал внимание на слово «временно»?.. Между тем именно оно имело колоссальное значение.

Итак, предприятие Х временно разместили. С пролонгацией через каждые два года договора аренды. При этом к нему очень даже не временно были подведены вода, электричество, канализация и т. д. А тут 23 февраля 2009 года закончился договор аренды. И «арендаторам-армейцам» предложили освободить помещение. Мотивов два:

1. В Минской области хватает более удачных мест для расширения объектов придорожного сервиса. (Анализ показал, что утверждение такого рода как минимум далеко от истины. Места-то найти можно, но они лишены инфраструктуры в виде упомянутых уже воды, электричества и т. д. Да и находятся далеко.)

2. Предусмотрено расширение трассы Минск — Гомель. А в районе кафе Х некий план расширения предполагает обустройство насыпи с одной стороны, отсутствие съезда — с другой и т. д. При таком-то размахе стоит лишь внести в проект 5 метров для съезда, и кафе остается в строю. Ну неужели слабо?..

Было бы смешно, если бы не было так…

Железная логика, скажете вы?.. В рамках публикации мы даже не станем обсуждать целесообразность устройства насыпей и развилок на этом участке заведомо второстепенной трассы. Не будем прикидывать, сколько денег отдельно взятым управленцам можно было «освоить» в процессе масштабного дорожного строительства.

При этом стоит посетовать на инертную политику районных властей в истории этого кафе. Такое ощущение, что правительственная программа, направленная на поддержку придорожных кафе и ресторанов, большинство наших чиновников на местах не волнует. А закроют этих — не беда. Появятся новые. Такая вот логика.

Итак, два предпринимателя начали играть по одним правилам игры, а тут им быстренько предложили по другим.

В ситуации с кафе Х все было доведено до абсурда. Дорожная техника к данному участку дороги (69-й км трассы Минск — Гомель) не подошла. Не подошла она сюда и по сей день.

Тратить деньги на развитие второстепенных дорожных проектов сегодня не с руки, тут бы с первостепенными разобраться. Это ясно было вчера, ясно еще больше сегодня.

И в этих, далеко не самых идеальных условиях два предпринимателя в 2009 году просили мизер: дайте возможность доработать до реального расширения нашего злосчастного участка дороги. То есть до момента, когда подъедет дорожная техника и примется формировать «ландшафт» из насыпи и проч.

Но это предложение не находило никакого отклика ни у кого. Сворачивайтесь — и точка. Так примерно с ними говорили.

Наша родная партизанщина

«Чисто формально» хозяева кафе занимали летом 2009 года свое место незаконно. За это они могли в любой момент получить штраф в 50 базовых величин. То есть 1 750 000 за попытку работать в рамках государственной программы развития белорусского придорожного общепита, частью которого, собственно, и являлись.

И два предпринимателя рискнули. Они не снесли свое кафе, а просто понадеялись на здравый смысл. Дошли до верхов в Министерстве транспорта и коммуникаций. И случилось чудо. Заместитель министра ведомства взял на себя труд разобраться в этой ситуации, вызвал жалобщиков и задал один вопрос: «Чего вы хотите?» «Доработать до тех пор хотя бы, пока трассу не расширят», — ответили просители.

Достаточно быстро, в течение нескольких минут, замминистра по селектору узнал, что трассу в этом месте начнут расширять лет эдак через пять.

Он, конечно, потом много говорил про перегибы на местах, формализм и глупость отдельных чиновников. Предприниматели ждали. И — дождались. Заместитель министра начертал разрешительную резолюцию на прошении тружеников дорожного общепита.

С тех пор они работают. Но жалуются на кризис, не располагающий к тому, чтобы все проезжающие водители питались в их заведении.

И им уже не до проведения реформ внутри своего многострадального заведения. А ведь было когда-то желание расширяться. Куда там теперь.

К сожалению, судьба многих других малых предприятий в Беларуси, формально горячо поддерживаемых государством, бывает еще печальнее.

Не так давно директор универсама «Юбилейный-92» Владимир Нерозя рассказывал, как в Бельгии попытались закрыть одно придорожное заведение. Так там все водители встали на дыбы. Они начали ездить именно в эту точку. Газеты с ТВ опять же раздули огонь проблемы одного отдельно взятого частного кафе до небес. В итоге оно осталось на месте.

Что имеем?

В Беларуси на дорогах есть несколько очень приличных мест. Например, кафе «Веста» на Брестской трассе. Или «У Пунтуса» на Гродненской трассе. Есть еще достаточно знаменитое кафе на Птичи. Можно еще вспомнить о кафе под Молодечно.

То, что они достигли такого уровня, можно объяснить серьезными возможностями (и не только финансовыми) их хозяев.

Всем остальным живется сложно. Возвращаясь к письму в адрес Натальи Петкевич, с которого начиналась эта статья, можно вспомнить пару фактов из него. О том, как одного предпринимателя чуть не лишили лицензии за то, что в обязательном ассортиментном перечне придорожного кафе не оказалось двух полагающихся видов рыбных консервов. Или о том, как ведет себя ГАИ (в письме, по сути, предлагается вообще запретить этой службе работать у закусочных).

Ясно, что вся система дорожного общепита давно и безнадежно буксует. Если уж жизнеспособность одного крохотного маленького кафе приходится решать на уровне замминистра, то что тут говорить…

Подождем, что принесет новая инициатива деловых кругов, негласно и на сей раз достаточно вовремя инициированная Администрацией президента. Вот на этом можно ставить точку.