Что нужно поколению Y и Z?

Ответ на этот вопрос был предложен участникам сессии «Программы лояльности против скидок: как продавать больше, не торгуясь», состоявшейся в рамках деловой программы конвента «Мир торговли» (Казахстан, Астана). Спикер Евгений НИКОНОВ, руководитель проекта RuGenerations, автор книги «Теория поколений: необыкновенный Икс» (Россия), предложил обсудить способы стимулирования потребительского спроса, не прибегая к скидкам, и методы обеспечения лояльности современного покупателя, помимо подарков или бонусов.

Сделав акцент на решениях для молодой аудитории миллениумов, которая уже на пороге платежеспособности, эксперт заострил внимание слушателей на привычках, потребностях будущего клиента поколения Z (они рождаются с 2004-го и будут рождаться примерно до 2024 года).

Итак, о ценностях, которые, как известно, формируются у ребенка в возрасте 10–12 лет под влиянием тех событий, свидетелем которых он становится. Человека окружают четыре больших группы факторов. Первая — это события в стране и мире, информация о которых доходит до каждого ребенка, например, теракт в США 11 сентября 2001 года, чемпионат мира по футболу в России, запуск первого искусственного спутника Земли. Второй источник формирования поколенческих ценностей — воспитание. Все родители желают детям одного и того же — успеха, но в разное время родители по-разному разговаривают и используют разный язык и предлагают детям немножко разный набор тех предметов, явлений, которые они считают правильными для себя. Происходят трансформации. И третий источник — это информационные сообщения в обществе на тему, которая затрагивает всех, как например, финансовый кризис. Четвертый источник, где чаще всего ошибаются, — рассуждения о поколениях, когда в первую очередь люди говорят о поколении большого пальца, поколении Интернета.

Очень важно понимать, что ценность формируется не там, где изобилие, а там, где — дефицит. Пример дефицита: необходимость добывать контурные карты, циркули в советское время. Поколение, выросшее в таких условиях, испытывает труднопреодолимую страсть к канцелярским принадлежностям.

Чего не хватает нынешним детям? Они испытывают дефицит автономности. Хоумлендерами дети названы потому, что они домоседы: много времени проводят дома, их не выпускают особенно на улицу, рядом всегда есть взрослый, который за ними присматривает. А им нужна свобода эксперимента с окружающим миром.

В чем отличие хоумлендеров от миллениумов? Это поколение родилось в мире кибервыборов. Все поколения до них жили в мире дефицита, всегда чего-то не хватало. Миллениумы вошли в жизнь в эпоху кибервыборов, в связи с этим возникли специфические технологии жизни. Во-первых, возник запрос на активизацию выбора. Отсюда расцвет блогерства. Блогеры — это люди, которые помогут сориентироваться. Во-вторых, появляется индустрия посредников. В мире кибервыборов очень изменяется понятие успеха. Уже важно не то, чем ты обладаешь, а тот опыт, который ты получаешь. Опыт проживания жизни становится более важным, чем обладание чем-то. Звучит желание: «Я не хочу накапливать всю жизнь, я хочу тратить деньги сейчас и получать более важный опыт».

Весьма важной ценностью в мире кибервыборов становится время. Это ключевой фактор успеха. От этого поколение начинает проявлять повышенные требования к скорости всего. К скорости бизнес-процессов, скорости реакции. Скорости ответа на вопрос: «Вы возьмете меня на работу?»

Что касается хоумлендеров, если дети постоянно находятся под присмотром, с точки зрения модели их поведения это приведет к тому, что сформируется более высокая ценность семьи. Это их единственный мир, другого нет, они будут стараться сохранять отношения.

Сильно вырастет процент людей, которые занимаются культурой, наукой, искусством, потому что это деятельность, доступная одному человеку. Мол, сижу дома и могу рисовать, писать стихи и поделиться этим. Это поколение, которое научено действовать по инструкциям. Самый главный звучащий от этого поколения вопрос из-за гиперопеки: «А что я могу сам сделать?».

Что это все означает? У каждого поколения есть свой чек-лист. Ты приходишь куда-то и быстро начинаешь ощущать мое – не мое. Чтение книг, казалось бы, — обязательный формат развития. Для нынешнего поколения он далеко не единственный. Миллениумы и хоумлендеры — поколения значительно более визуальные, чем предыдущие. Они лучше рисуют, стандарт их визуальности гораздо выше, чем предыдущих поколений. Рисовать им привычнее, чем писать. Это предъявляет к вам, производителям, высокое отношение к стилю, дизайну.

Если говорить конкретнее о рынке Казахстана: здесь наблюдается гендерный баланс — поровну мужчин и женщин и большое количество молодой аудитории, которая сейчас общается, переписываясь, и объясняет, что так удобнее.

Поколение миллениумов выросло в эпоху скидок, распродаж. Если это убрать, они будут чувствовать себя очень некомфортно. Они привыкли к более меньшим пространствам, чем торговый центр. Это означает, что нужно создавать специализированные нишевые пространства.

Источник: Produkt.by