Четкая идея и жесткая воля

Директор и главный родитель успеха «Бабушкиной крынки» Игорь Конончук рассказал о секретах эффективных инвестиций, отношениях с российскими компаниями и перспективах консолидации сил молочной отрасли.

— Игорь Павлович едва ли не каждый инвестиционный проект «Бабушкиной крынки» окупается меньше чем за год. Создается впечатление, что внутренний и особенно внешний рынок с жадностью «выпьет» каждую каплю того, что вы предложите. «Крынка» в 4 раза увеличила экспорт и в прошлом году показала невиданную ни для себя, ни для рынка цифру — 92 млн долларов. Но ведь все непросто — рынки более чем конкурентные… — Молоко — это наша нефть. Сложный продукт в получении и переработке, но две трети его предприятиям страны удается продавать на внешнем рынке. Успех наших инвестпроектов заложен в их своевременности и отличной проработке идей. По крайней мере, в результате их реализации нам удается продавать продукт по высокой цене при высоком на него спросе — это лучший показатель качества. Полностью всем быть довольным нельзя, но большинство из поставленных целей было достигнуто. Оглянитесь на нашу историю: пять лет назад мы перерабатывали сто тонн сырья, а теперь полторы тысячи. Ежегодно «Бабушкина крынка» вкладывает около 5 млн евро в техперевооружение. В следующие пять лет планируем инвестировать более 30 млн евро. В частности, есть идея по строительству еще одного сырного завода к 2012–2013 году.— Ваша «нефть» требует колоссальных усилий по «добыче», но в презентации проектов предприятия мы сосредоточились на переработке. А какие последние новости из сельского хозяйства «Бабушкиной крынки»? — В прошлом году мы стали управлять совхозом «Забелышино» в Хотимском районе. Сама по себе это не новость. Расположен он от нас на том же расстоянии, что и Минск. Ну да ладно. Назвали хозяйство «Бабушкино подворье», «поправили» там дисциплину, построили новую ферму на 640 голов — продажа молока выросла в 5 раз при товарности 95 %. И это только начало — губернатор рекомендовал продавать не менее 30 тонн молока. Поэтому в этом году построим в совхозе еще одну ферму. Всего для развития сырьевой зоны мы в 2010 году построили одиннадцать таких ферм на 640 голов.— Сколько стоит одна? — Около 14 млрд рублей. У нас нет другого пути, если хотим расти дальше. А расти надо — в 1,5–2 раза. Сегодня «Бабушкина крынка» может переработать до 1 700 тонн молока. Будет надо — сделаем больше, потому что идеями мы уже вооружились, осталось модернизировать свои филиалы. Купить туда оборудование — для нас не проблема. А вот наполнить все трубы молоком — для этого нужно постараться, и это старание стоит дорого. Инвестиции в сельское хозяйство нашей сырьевой зоны идут постоянным потоком: комбикорма, оборудование, фермы, кредиты. Любой переработчик подтвердит — сырьевая зона стоит не дешевле, чем модернизация перерабатывающего комплекса.— Тем более велик соблазн идти в разработанную сырьевую зону. Белорусские предприятия с напряжением, но держатся за свое молоко друг перед другом, хотя и здесь время от времени есть проблемы. Но за последние годы у вас появился уникальный опыт соседства с «Данон-Юнимилк». Какие в связи с этим мысли? — Все очень спокойно. Соседство этой компании я пока почти не чувствую, хотя она очень серьезная. Мы не раз общались с ее представителями и были друг у друга в кабинетах. Но хоть и не ссорились, друзьями стать как-то пока не получилось. Компания, повторюсь, серьезная, но она не пошла в Хотимский район, а остановились в Шклове, известном как один из трех валообразующих молочных районов области. У «Данон-Юнимилк» гарантированы рынки сбыта, но я пока не вижу новых технологий — упаковку молока в пленку я к таким технологиям не отношу. Сегодня россияне заигрывают с производителями ценовым фактором. Если смотреть не на один, а на два шага вперед, ни к чему хорошему это не приведет ни мое предприятие, ни в конечном итоге — сельхозпроизводителей. Это меня, конечно, беспокоит.— После ставшей знаменитой встречи российской компании с Президентом многие ощутили чувство локтя. Но есть и те, кто не удивится, если завтра белорусские переработчики столкнутся с проблемами на востоке. Российский бизнес не раз демонстрировал умение ударить единым, политически-деловым кулаком. Это ли не повод для белорусов сесть за круглый стол и, наконец, организоваться? — Логика в объединении есть. Я ничего не могу возразить. Но есть и давняя проблема, которую нам пока решить не удалось: зависть и неумение дружить, делиться опытом и т. д. Вот если бы кто-то взялся за создание ядра!— Многим показалось бы логичным, если бы этим делом занялись лидеры рынка, одним из которых является Игорь Конончук… — Знаете, что тогда скажут? «Что там Конончук замышляет?». Нет, это работа должна быть проведена хотя бы на уровне министерства — нужна жесткая и четкая идея и воля. Иначе от подозрений в консолидации никогда не избавиться.— Игорь Павлович, есть еще одна серьезная и интересная тема. Недавно ваша 24-метровая новогодняя елка шестой раз подряд стала лучшей в городе. В этом году изюминкой праздника были живые кролики, которые жили под этой лесной красавицей. Где кролики? Вы их съели? — Все кролики живы-здоровы и давно находятся в зоосаде! Я предвидел и эту проблему (смеется. — Авт.).— В марте вы отмечаете десятилетие своей работы в молочной отрасли. Но за спиной остается 21 год руководства и работы в системе потребкооперации. Вы сегодня производитель или продавец? — Мне очень помог опыт в торговле. Только благодаря этому я сумел убедить работников «Могилевского молочного комбината», что произвести продукт — полдела, не более. Сложнее и важнее его продать. Торговля всегда «на коне». Актуальна в период дефицита и еще более востребована в период конкуренции и изобилия. Поэтому я сразу нацелил всех менеджеров на магазины, заинтересовал их в успехе и — поехали! Дальше — самый ценный опыт на основе шишек, который каждому помог определить правильный путь.— Вы согласны с мнением, что в восточной Беларуси сложнее строить бизнес из-за низкой человеческой инициативы и т. д.? — Я сам родился в Климовичах, но кто обвинит меня в пассивности и отсутствии инициативы? Здесь люди работают не хуже, чем в западных областях. В какой-то период там активнее перенимали европейские идеи и опыт, но вы посмотрите сегодня на цифры, говорящие о развитии Могилевской области. Мало кто работает с такими темпами. «Восточная проблема» на молочном комбинате проявилась таким образом: о хорошем говорить стеснялись, а плохое само выпячивалось. Поэтому все и казалось ужасно. В то время как на западе пиар стал хорошим подспорьем для энергично развивающихся предприятий, которые не боялись дела, добивались успехов и говорили об этом на всю страну. Зажечь огонь в глазах людей — вот что стало моей основной задачей. Для этого в день я проводил более десятка собраний. Со временем мы добились качества продукции. Прекратив воровство и наведя дисциплину, создали команду и распределили полномочия. Так и закрепились. А когда выходишь на стабильно высокий уровень, то не ты ищешь партнеров, а они тебя находят. Вот и весь секрет эффективных инвестиций.

5 событий пяти лет

1 Сыродельный филиал в Белыничах — главный успех команды Игоря Конончука и один из лучших по эффективности проектов пятилетки во всей молочной переработке. На новом заводе поставлена уникальная для Беларуси линия, на которой производятся сыры «голландского», «российского» и «швейцарского» типа в объеме до 20 тонн ежесуточно. В 2009 году здесь был проведен последний этап модернизации: установлена линия по производству твердых сыров, открыт участок по сгущению сыворотки, запущены камеры созревания сыра с автоматическим климат-контролем, проведена реконструкция воздушной компрессорной с установкой винтовых компрессоров, а также введена в строй установка станции обезжелезивания. За эти годы «Бабушкина крынка» инвестировала в модернизацию филиала (который теперь фактически можно назвать новым сырным заводом) без малого 10 млн евро, рассчитывая на окупаемость проекта за 4 года. Благодаря хорошему качеству продукции и удачной конъюнктуре цен проект окупился за 1 год.

2 Сразу два принципиальных изменения произошло на творожном участке. Сначала была установлена базовая линия по производству «Деревенского» творога, производство которого выросло с 2 до 7 тонн в сутки. В 2010 году запущена новая, полностью автоматическая линия по производству зерненого творога мощностью 5 тонн в сутки.Ирина Мухомендрикова, первый заместитель директора: «Самым лучшим зерненым творогом мы открываем новую линейку продуктов «Калi ласка» — это сочетание традиций качественного производства и самых современных технологий. В новом продукте — лучшее сырье, самое красивое зерно и идеальное сочетание вкуса творога и сливок. Мы начали производство с небольшого ассортимента: творог со сливками и с двумя вариантами варенья (вишня и клубника). В будущем планируем попробовать делать творог с пряностями и, конечно, с другими интересными сладкими комбинациями».

3 За прошедшие пять лет родился и успешно себя зарекомендовал проект глубокой переработки подсырной сыворотки. Насколько важно использовать сыворотку — всем хорошо известно: это и деньги «из воздуха» (по крайней мере, вчера сыворотка сливалась в канализацию), и вопросы экологии.Дмитрий Фирсов, главный инженер: «Мы решили сделать сушку в два этапа: в Белыничах, где из 20 тонн сыра получается до 200 тонн сыворотки, построили участок по сгущению сыворотки (сокращение объема примерно в 4 раза) с применением нанотехнологий. А в Могилеве открыли цех по сушке концентрата. Полученный сухой порошок используем в заменителях цельного молока. К тому же это экспортно выгодная позиция. Общая сумма затрат составила порядка 14 млрд рублей. Но в проектных расчетах фигурировала цена сыворотки 0,6–0,7 доллара за килограмм, а сегодня рынок дает за нее не меньше 1,5 доллара. Проект окупился за год. Конечно, сыворотка остается лишь дополнением к экономике сырного производства, но очень перспективным. Недавно мы прошли сертификацию таких компаний, как «Нестле» и «Дирол Кэдбери», которым сыворотка нужна в процессе производства продуктов питания».

Кстати! Проект уже не прошлого, а настоящего — начало производства агломерированного быстрорастворимого молока. Уже в марте будут получены первые партии. К этому проекту «Бабушкина крынка» шла около 1,5 лет через многочисленные командировки и поиск знаний о продукте и рынках его сбыта. Оказалось, что это один из самых востребованных на рынке сухих молочных продуктов товар. Особенно для тех стран, где из-за климатических особенностей часто происходит «спекание» традиционного сухого молока при неправильном хранении. Агломерированное молоко не только проще в хранении, но и восстанавливается с наименьшей потерей сухого вещества. Если поставить на линию фасовщика, то можно получить готовый продукт для розничной торговли. Ожидаемый срок окупаемости проекта стоимостью 840 тысяч евро — 8 месяцев.

4 Настоящая транспортная революция тем временем произошла в гаражах «Бабушкиной крынки», где сегодня прописаны более 200 машин. Только в прошлом году было куплено два 30-тонных автомобиля, четыре 18-тонных (два из которых оснащены мобильными лабораториями) и четыре «восьмерки» — итого на 1,2 млн евро. В этом году осталось докупить еще две 30-тонных и порядка десяти 8-тонных машин. Таким образом, комбинат обеспечит себе доставку и вывоз продукта собственными силами, получив дополнительный контролируемый этап.5

Громко успел заявить о себе на рынке новый польский фасовочный автомат Trepkа — в час он делает 3–4 тонны масла, мимо которого сложно пройти, не заинтересовавшись нестандартным для этого продукта брикетом.