Чем закончатся проверки по сертификатам?

Интервью с консультантом управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли Татьяной Радкевич

Мало какая отрасль желает стать предметом изучения Комитетом госконтроля. Отечественная торговая сеть из-под этого внимания, кажется, не выходит. Всему виной — импортеры, в деятельности которых найдено уже столько изъянов, что иногда кажется, проще избавиться от них, как класса, чем пытаться изменить. Что удивительно: по последним данным, доля импортных продовольственных товаров в магазинах Беларуси сократилась уже до 13,3 %. Тем не менее борьба продолжается за каждую десятую процента. В конце сентября на коллегии КГК была анонсирована очередная волна проверок по следующему поводу: импортные товары во многих случаях не соответствуют сертификатам. Или наоборот: не соответствуют сертификаты, потому что критике подверглись не только импортеры, но и наши ведомства: Министерства торговли и здравоохранения, а также Госстандарт. Как обстоят сегодня дела на фронте (не побоимся этого слова), мы попросили рассказать консультанта управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли Татьяну Радкевич.

Александр ВЛАДЫКО

— Татьяна Ивановна, с каким настроением в вашем управлении ждут новогодних праздников?

— С профессиональной точки зрения мы скорее довольны, чем нет. Рынок продтоваров стабилен, насыщен и широко представлен отечественными продуктами. За 10 месяцев их доля выросла до 86,7 % от всего рынка. В Минске эта цифра меньше, но для столицы такая ситуация традиционна.

— Это хороший показатель или его надо развивать?

— Хороший. Когда-то мы стремились к 70 %. Мне кажется, что достигнутые цифры свидетельствуют: наша продукция стала лучше, вырос уровень доверия к ней.

— Это единственная причина, учитывая многочисленные меры?

— Это во многом результат нашей совместной с производителями работы. Мы регулярно делаем анализ продаж импортных продуктов, изучаем таможенные данные и на основе этой информации два раза в год рассказываем нашим производителям о ситуации на рынке. В конце концов, мы хотим, чтобы продавалось то, что нужно людям, а не чтобы люди покупали то, что нужно продать производителю.

Товар лишился сертификата, что делать?

— К теме «купляйце беларускае» хотелось бы еще раз обратиться. А сейчас продолжим. На каком этапе находятся сертификационные проверки?

— Эти проверки всегда были. Просто сейчас они инициированы КГК и проводятся в большем масштабе. Судя по нашей информации, нарушений находят немало, больше всего они касаются правил нанесения маркировки.

— Ваши специалисты не участвуют в этих проверках?

— Непосредственной работой занимаются специалисты Минздрава (они выдают удостоверение гигиенической регистрации) и Госстандарта (выдают сертификат соответствия). Помимо торговых точек и конкретных продуктов, они проверяли и работу своих же подразделений. Тот же Госстандарт пришел к необходимости пересмотреть количество работающих лабораторий.

Что касается нашего участия, то в стороне мы не могли, конечно, остаться. К нам стекается информация об итогах проверок. На основании полученных результатов мы уже разработали комплекс превентивных мер для торговой сети.

— Сколько вы получаете документов об отзыве или приостановке сертификатов?

— В Министерство торговли поступает информация из Минздрава и Госстандарта по вопросу приостановления и аннулирования действия сертификатов соответствия определенных видов товаров. Эта информация нами в оперативном порядке доводится до организаций торговли, которыми принимаются меры. Ежедневно приходит одно или несколько писем. Это больше, чем было до сих пор. Среди них есть и наши продукты, но больше, конечно, импортных.

— Магазины к вам обращаются с вопросами?

— Чаще всего звучит такой: до нас дошла информация об отзыве сертификата продукта, которым мы торгуем, что нам с ним делать?

— И что им теперь с ним делать?

— Мы и сами хотели бы знать это от поставщика. Впредь этот процесс «ухода» продукта с полок будет регулировать наше министерство и Минздрав. Поставщик будет обязан проинформировать нас о том, что он собирается делать с проблемным товаром: уничтожать, вывозить, перерабатывать… Это сложная работа, но лучше делать ее до того, как пойдут жалобы от населения, а не после.

Предписания о доле белорусских продуктов в ассортименте сегодня нет

— Давайте вернемся к белорусской доле. Сегодня есть официальная бумага, предписывающая нашим магазинам иметь столько-то процентов отечественной продукции?

— Раньше было постановление Правительства, теперь — нет. Есть постановление об ассортименте. Мы в начале года инициировали этот вопрос в ином формате: чтобы определяющей была не доля, а наличие необходимого количества позиций белорусского производства в определенной товарной группе. При этом, если есть требуемые, например, 10 видов нашей продукции, импортных может быть хоть 110.

— Если нет оснований для проверок по белорусской доле в ассортименте, почему тогда приходится слышать так много жалоб со стороны магазинов по этому поводу? Многим даже приходится тратить время на перестановку ассортимента на время проверки, а потом возвращать все на свои места…

— Я, честно говоря, не верю, что по ассортименту жалуются многие. Что касается выкладки, то она должна регулироваться не только желанием магазина, но и нашими требованиями по выкладке отечественной продукции на хороших местах. Я сама совершила не одну проверку по этому вопросу, делала замечания и хорошо понимаю, что после моего ухода выкладка принимала прежний вид. Хочу сказать одно: лучше магазинам самим прислушиваться к интересам государства и с их учетом регулировать ситуацию, не провоцируя изменения в законодательстве и новую волну проверок.

Я думаю, что так постепенно и происходит. По крайней мере, в магазине около моего дома многие белорусские продукты лежат на лучших местах.

— Возможно ли, что директор этого магазина просто смирился с вашим постоянным присутствием?

— Скорее он и сам понял, что и продаются белорусские товары сегодня неплохо.

— Известно, что лучшие места на полке продаются. До сих пор этот момент наши производители использовали как козырь в борьбе с импортом. Но внутренняя конкуренция тоже не стоит на месте. Что будет, когда на одно место будут претендовать уже несколько белорусских производителей?

— Я вижу, что магазины довольно профессионально научились выкладывать максимум ассортимента на видном месте. Думаю, они найдут устраивающее всех решение.

«Надо работать вместе, а не меряться силой»

— Татьяна Ивановна, Министерство торговли ведь заинтересовано в финансовом успехе подотчетной отрасли?

— Разумеется.

— Если допустить, что все эти выкладки и регулирование ассортимента негативно сказываются на финансовых показателях магазина, не теряют ли они для вас смысл?

— Мы стараемся найти золотую середину. С одной стороны, мы не хотим испортить магазинам работу. С другой — мы же не коммерческая компания, а государственная организация. Главное, что эта золотая середина с каждым годом находится все легче. Повторюсь, с ростом качества белорусской продукции торговля может успешно зарабатывать и на ней. Я говорила вам о 86-процентной доле белорусских продуктов? Никакие нормативные документы не заставят людей покупать такой объем.

— Вы рисуете просто идеальную картину добровольного взаимодействия поставщика и торговой организации.

— Я рисую картину, в которой отображено понимание бессмысленности существования друг без друга. Пока что не всегда удается достичь желаемого результата. Я, например, прочитала интервью с руководителем «Коммунарки» в последнем номере вашего журнала и увидела такие акценты: мы хорошие, а торговля плохая. В то же время несколько лет назад торговля помогала кондитерам продавать не только то, что нужно потребителю, но и то, к чему потребитель был равнодушен. Мы участвовали в развитии отрасли, помогали, а теперь оказывается, что «мы сильные, нам никто не нужен». Мы должны работать в одной команде. А вообще перед новогодними праздниками эти вопросы возникают постоянно.

— Начав с новогодних праздников, мы ими и закончили. Спасибо за интервью!

Врезка:

По состоянию на 29 октября специалистами Госстандарта (исполнение протокола заседания Президиума Совмина от 24 июля в целях защиты отечественного рынка от недоброкачественной и небезопасной продукции) проведены 1033 проверки импортных потребительских товаров по 10627 наименованиям (продукты питания, бытовая техника, автозапчасти, товары легкой промышленности, бытовая химия…).

Нарушения установлены в 90 % случаев, по 63,8 % наименованиям. 51,8 % от общего числа нарушений составили несоответствия требований по маркировке и информации о товаре: отсутствие информации об импортере, возрастных ограничениях, массовой доле ингредиентов, дате изготовления (либо плохая читаемость), о содержании молочнокислых организмов, терминов «номинальный», слов «место расположения даты изготовления», «массовая доля жира», информация об отличительном состоянии и специальной обработке и номинальном количестве товара нанесена шрифтом высотой менее 2 мм.

По результатам проверок запрещена реализация импортных товаров на общую сумму 3 млрд 375,1 млн рублей.

Врезка:

19 октября Министерство торговли и Белкоопсоюз утвердили Комплекс мер по обеспечению субъектами торговли реализации товаров в соответствии с требованиями законодательства. Так, предусматривается:

· реализация продтоваров только при наличии необходимых документов

· контроль за поступлением в продажу товаров, отвечающих требованиям законодательства по маркировке, упаковке и др. (соответствие СТБ 1100–2007)

· заключение допсоглашений по действующим договорам/контрактам, а также установление в новых контрактах ответственности поставщика за несоответствие товаров требованиям

организация и проведение региональных семинаров.