Чехия объединилась с Беларусью…

Не знаю как вам, но нам, коллективу журнала «Продукт.BY» и мне лично, в канун пасхальных праздников хотелось какого-то дополнительного драйва, событий, «обыкновенных чудес».

И нас, в общем-то, услышали свыше. В марте в Беларуси сварили настоящее чешское пиво, точнее, белорусский продукт из чешского сырья. У нас есть возможность познакомить в теории торговлю с новым товаром, способным продавать себя вполне самостоятельно, — пивом под маркой Stara Pivnice.

Александр НОВИКОВ

Нет ничего лучшего, как в начале непростого разговора укрыться за широкими плечами авторитета. В наше время, то есть предпасхальные дни, сам Бог велел так сделать. Итак, американский ученый, политик и дипломат Бенджамин Франклин, лично знакомый и любимый большинством жителей земного шара из-за своего присутствия на стодолларовой купюре, был еще и грандиозный острослов, и просто умница. Это ему принадлежат канонические фразы: «Торговля не разорила еще ни одного народа»; «Время — деньги».

Нам же он интересен еще и своим эмоциональным афоризмом: «Пиво — доказательство того, что Бог любит нас и хочет, чтобы мы были счастливы».

Глаза боятся, руки делают

Мысли Франклина оказались удивительно близки директору белорусской компании «Полгейт Систем» Павлу Лапотко. Он (Лапотко, а не Франклин) активно торговал и не разорялся; ценил и время, и деньги. И был божественно счастлив из-за возможности выбирать оригинальные пивные марки в нашей стране. Хотя ему, как в той песне, «всегда чего-то не хватало».

С 1995 по 2000 годы поставлял в Россию белорусское пиво, потом, в силу разных обстоятельств, известных профессионалам рынка, изменил вектор деятельности на 180 градусов и… переключился на поставки российской продукции в Беларусь. Он и его тогдашняя фирма были одними из первых, кто ввез в нашу страну легендарную уже «Балтику».

Потом было много поставок, контрактов, прорывов. Но человека не оставляла одна «мятежная мысль». Будучи фанатом хорошего чешского пива, он жалел, что этой продукции в родной стране практически нет, либо она зачем-то приравнивается к роскоши. «Я не стану покупать прекрасное чешское пиво в Беларуси, — рассуждал Павел Ростиславович пять лет назад в ходе интервью одному из белорусских изданий. — Ну не должно оно стоить более 4 долларов. О каком соотношении цены и качества мы в данном случае можем говорить?..».

И эта мысль о том, что и он сам, настоящий фанат качества во всем, и белорусы достойны лучшей доли (в смысле — настоящего чешского пива) терзала его не один год. В итоге энергичный и динамичный П. Лапотко не стал ждать, пока ситуация сама собой изменится к лучшему, а решил изменить ее сам. В октябре прошлого года был разработан проект по выпуску в нашей стране белорусского пива чешского класса.

О фарте и гордости чешских пивоваров

Для его реализации требовалось «всего ничего»: пробить ввоз в страну чешского солода и чешского хмеля, приобрести соответствующую расу дрожжей, найти подходящее предприятие, способное реализовать этот план. Плюс пригласить авторитетного чешского пивовара, готового вложить душу в реализацию Мечты. В общем, нужен был сумасшедший фарт, и чтобы звезды сошлись как нужно.

В итоге все ставки сыграли. И с апреля в Беларуси реализуется пиво Stara Pivnice («Старый пивной погребок» по-нашему) с характерной надписью на бутылке: «Гордость чешских пивоваров».

И это вам не просто красивая пустая фраза. Смысл в ней очень даже имеется. Посмотрите.

Пара слов «за сырье»

Почему чешское пиво прославилось на весь мир? В том числе и за счет своего удивительного сырья: ячменного солода и хмеля особых сортов. Именно их сочетание дарит напитку золотистый цвет и благородную горечь.

Создатели пива Stara Pivnice были прекрасно знакомы с этими прописными истинами: до разработки собственного бренда компания «Полгейт Систем» много лет была (и остается) представителем ведущих чешских пивных марок на территории Беларуси. Поэтому для производства нового продукта было принято решение использовать отборный солод пльзеньского типа и сорт хмеля Saaz (местность близ Праги, откуда он родом) и Premiant.

Кроме того, в чешском Научно-исследовательском институте пивоварения и солодоварения закупили особую расу чешских дрожжей. Для варки пива из того же института привлекли Мартина Слабого, начальника отдела, второго по рейтингу дегустатора пива в Чехии. Он, что называется, поклялся разработать по-настоящему уникальную рецептуру пива, никому не подражающему.

Местом для «священнодействия» была выбрана минская «Крынiца». Причина данного выбора кроется в позиции П. Лапотко: «Крынiца» останется ведущим белорусским производителем в обозримые 5–10 лет, — сказал он не так давно. — По объемам, во всяком случае. Так что мы весьма сознательно делаем ставку на взаимоотношения с данной компанией, государственной и прозрачной».

Так что предыстория получилась богатая. Но, что называется, скоро сказка сказывается.

Все — как в аптеке

Прежде чем приступать к процессу варки, нужно было пройти еще ряд процедур. В Минск приезжали самые авторитетные европейские эксперты. Проводились аудиты на предмет соответствия оборудования, персонала, технологий специфике производства настоящего чешского пива и т. д. Посовещавшись, эксперты официально заявили: «Только 30 % заводов в Голландии и Чехии имеют такого класса пивоваренное оборудование, как белорусская «Крынiца». Отдельно проводились анализы воды, которые также дали хорошие результаты.

И только после выполнения всех формальностей за дело взялся пан Мартин Слабы. Под контролем мастера была полностью сварена первая партия, частично — вторая и третья. Проводились дегустации, которые доказали: в Беларуси появился уникальный продукт. Чешский мастер сдержал свое слово.

Цветочные нотки новому пиву придают дрожжи, приятную горечь — хмель. За счет солода пиво имеет свой оригинальный, какой-то солнечный цвет. Если правильно наливать в бокал, пена в Stara Pivnice стоит более двух минут. Давно вы видели такое?..

На выходе получилось пиво премиум-класса, безусловно, стоящее тех денег, по которым его предлагают. Аналогов ему на оте­чественном рынке просто нет.

Стоит также сказать о прагматичности проекта. Все роли в этом действе изначально распределены. Производит продукт «Крынiца», а собственник ТМ, давалец сырья, технологий и рецептур — «Полгейт Систем».

Патриот пива

На презентации нового пива в стенах ОАО «Крынiца» П. Лапотко произнес зажигательную речь: «Я уважаю пиво, потому что это живой, настоящий продукт, дарованный нам природой. Для меня — честь быть патриотом этого напитка. Сегодня хотелось бы дать отечественному потребителю возможность попробовать пиво, сваренное в Беларуси, но в лучших традициях Чехии».

На одном из профильных сайтов сказано на сей счет: «Пивные ценители уже определили Stara Pivnice как хороший чешский «лежак» с мягкой, приятной горечью, характерной для жатецкого хмеля».

Первая партия произведена в объеме более 16 тысяч декалитров. Stara Pivnice уже поступает в продажи по республике и в Минске (в том числе в заведения общепита, в кегах). Соотношение кеги/стекло в первой партии составило примерно 15 % к 85 %.

Слово к ее величеству рознице

Как известно, сегодня можно произвести очень многое. А вот продать…

Руководство «Полгейт Систем» уверено, что будущее в Беларуси — за сетевой торговлей. «Хотелось бы видеть нашими партнерами сети и через них довести новый уникальный продукт до потребителя, — констатирует П. Лапотко. — Все условия игры, принятые в отечественном ритейле, будут нами поддержаны. Подчеркну, на белорусском рынке конкурентов в этой ценовой категории у Stara Pivnice просто нет. По сути, сегодня производство классического чешского пива оказалось перенесено на белорусскую землю. Это самое большое чудо в моей бизнес-биографии, что нам удалось сделать все так, как намечали, избежав любых погрешностей».

Завершим все это «сказание» пусть несколько затертой, но совершенно искренней мыслью.

От классического чешского пива по ра­зумной цене в Беларуси мало кто откажется. Примета такая. В общем, в добрый путь, Stara Pivnice. ??

Контактные телефоны ООО «Полгейт Систем»:

(017) 242-27-91 — отдел продаж,

(017) 243-69-14 — приемная.