Чего ждать белорусам от свободных цен?

В первый день весны цены уходят в свободное плавание.

На фоне растущей инфляции подобную меру многие восприняли с определенной опаской. Оно и понятно: ведь еще недавно власти с гордостью заявляли, что государственное регулирование оградит население от ценового беспредела. Как отразится свободное ценообразование на кошельках рядовых белорусов и балансе производителей, анализируют эксперты «Завтра твоей страны». «Сегодня у Беларуси нет денег, чтобы делать такие инвестиции»

— Подобный шаг следовало сделать еще раньше, — говорит о принятии президентского указа № 72, в соответствии с которым с 1 марта субъектам хозяйствования разрешено свободно формировать цены, глава Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. — С другой стороны, свободное ценообразование следует внедрять, когда мы действительно переходим от распределительных методов экономики к рыночным. Именно поэтому сейчас это нельзя было не сделать. В предыдущей модели экономики, когда мы имели квотирование, жесточайшую поддержку различных отраслей (не говорю, что мы уже ушли от этого, но перемены некоторые происходят), одной из целей могло быть сдерживание цен, особенно на социально значимые товары, путем существенных государственных инвестиций в производство этих товаров. Сегодня у Беларуси нет денег, чтобы делать такие инвестиции.

Еще одна причина, по которой власти были вынуждены пойти на этот шаг –договоренности в рамках Таможенного союза, которые ограничивают государственное регулирование.

— Даже если бы правительство и держало цены, то в рамках Единого экономического пространства это было бы экономически ущербно и убыточно, — считает Маргелов. — Любой перекос цен в сравнении с Россией нам же вылезет боком. Если у нас будет дешево – все уедет в Россию, если дорого – все приедет из России. Вот почему надо вести сбалансированную ценовую политику, причем с учетом рыночных колебаний, конъюнктуры рынка, в том числе международного. Свободное ценообразование – это правильное решение, которое сбалансирует наши отрасли экономики.

«Ускорение инфляции будет связано с экономической политикой, а не со свободным ценообразованием»

И все же граждан больше интересует вопрос, как отразится свободное ценообразование на их кошельке. Ведь ни для кого не секрет, что последние несколько месяцев цены растут как на дрожжах. Дорожают продукты питания, коммунальные услуги.

— Сейчас есть предпосылки для дальнейшего ускорения инфляции, но они связаны, скорее, с экономической политикой. И я боюсь, что в этом росте цен могут обвинить новый указ о ценообразовании, — говорит экономист Дмитрий Крук. — Но сам по себе он, на мой взгляд, будет нести все же положительные последствия. Проблема в том, что трудно объективно оценить уровень цен в Беларуси по отношению к другим странам. Такие исследования в Беларуси последние лет десять не проводились и довольно сложно сказать, каков наш относительный уровень цен по сравнению с той же Польшей, Украиной и другими странами. Но по косвенным данным, по ощущениям он не особо ниже, поэтому предпосылок для резкого роста цен в связи с их либерализацией я не вижу.

По мнению экономиста, такой механизм ценообразования создает больше предпосылок для конкуренции и в итоге по каким-то сегментам может даже вылиться в снижение цен или, по крайней мере, в ограничение их роста.

— Производитель не может все время повышать цены, потому что в условиях конкуренции, борьба за потребителя заставляет ставить минимальные цены, — уверен руководитель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. — Если цены взвинтить запредельно, то люди не будут приобретать эти товары. Только работа рыночных сил сдержит цены на товары и услуги и наоборот – жесткая регламентация всегда приводит к взвинчиванию цен. Не думаю, что стоимость какой-то группы товаров может подскочить. Только то, что привязано к мировому рынку. Например, энергоносители. Или же то, что зависит от естественной конъюнктуры. Вот не уродят какао-бобы из-за климата на Африканском или Латиноамериканском континенте, значит, шоколад будет дороже. Вырастут цены на сахар — подорожают кондитерские изделия. Но в основном цена будет складываться из объективных предпосылок.

«Услуги будут все время дорожать»

Однако белорусы должны быть готовы к тому, что цены на услуги в сфере ЖКХ будут продолжать расти.

— Услуги будут все время дорожать, потому что общество наше сегодня живет не по средствам, — отмечает Карягин. — Перекрестное субсидирование коммунальных услуг привело к тому, что только 1/3 оплачивается людьми, которые реально потребляют свет, тепло, воду газ, электроэнергию. Но кто-то же за них платит? Предприятия. Не государство, которое говорит, что платит, а именно предприятия. Это приводит к тому, что цена на нашу продукцию: масло, молоко, хлеб -- растет. Чем больше затраты, которые несут предприятия, выполняя несвойственные им функции, тем больше будут цены. Почему цены на некоторые товары в Беларуси выше, чем в Литве, Украине, Польше? Потому что у нас состав затрат завышен совершенно не свойственными для экономической структуры платежами.

Если же говорить о краткосрочной ситуации на потребительском рынке, то, по мнению экономистов, серьезных изменений пока ожидать не стоит. Действительно, цены растут, но причина здесь иная.

— Это не потому, что кто-то их освободил, а потому, что в нашей экономике достаточно быстро растут затраты, — считает Виктор Марелов. -- Прежде всего из-за роста цен на энергоносители и в связи с ростом зарплат в прошлом году. Если бы не было этого фактора, то смело можно было бы говорить, что по большинству товарных позиций у нас достигнуто рыночное равновесие и в сфере продуктов питания, и тем более в сфере непродовольственных товаров. Ожидать повышения цен по этой причине не стоит.

«Для промышленных гигантов существенных изменений свободное ценообразование не принесет»

Свободное ценообразование должно облегчить жизнь производителям. Хотя бы потому, что с принятием закона для них отпадает необходимость в обосновании цен с соответствующими затратами на составление документов.

— Сегодня энергия представителей бизнеса уходит на документооборот. По два бухгалтера от каждой фирмы сидят и занимаются так называемой калькуляцией, обоснованием цен, — отмечает Карягин. — Надо разгрузить от бумажной работы людей, а сосредоточить внимание компании на выпуске действительно качественной продукции и качественных услуг. Сегодня попытки влезть в некий коридор продиктованных цен снижает конкурентоспособность предприятия и высокие затраты на сам документооборот уводит в сторону от главной задачи.

А вот для промышленных гигантов существенных изменений свободное ценообразование, по мнению Дмитрия Крука, не принесет.

— Для таких предприятий, как, например, МАЗ, главное – это экспортная выручка. Они и так вынуждены ограничивать свою рентабельность, чтобы быть конкурентоспособными на внешних рынках. Что касается внутреннего рынка, то если не будут предприниматься меры по количественному или тарифному ограничению, то предпосылок для резкого скачка цен на товары белорусских производителей я не вижу. Тот же МАЗ, с одной стороны, может поднять цены, если он считает, что они не соответствуют рыночному уровню. Но даже на этих рынках она весьма высока и будет проигрывать по сравнению с КАМАЗом в рамках Таможенного союза. Поэтому я не вижу механизма для существенного скачка цен.

Но сможет ли свободное ценообразование как-то изменить ситуацию с импортом продукции и решить одну из главных проблем белорусской экономике – отрицательное внешнеторговое сальдо?

— Я пока не вижу здесь возможных подходов, чтобы это как-то повлияло на сальдо, — отмечает Дмитрий Крук .— Единственное, если это свободное ценообразование станет дополнительным стимулом для наших предприятий снижать издержки, то по каким-то секторам они смогут повысить свою конкурентоспособность и соответственно смогут «выдавить» иностранных производителей с отечественного сегмента рынка или наоборот завоевать новые ниши на иностранных рынках. Но это в любом случае это не быстрый процесс. Перспектива не одного года.