Ценовая опухоль

Концерн «Белгоспищепром» организовал выезд специалистов в сырьевую зону ОАО «Белсолод»

Пивовары жалуются на цены, но их пока не слушают Накануне уборочной кампании концерн «Белгоспищепром» организовал выезд всех причастных к процессу производства пива (от выращивания ячменя до выпуска готового продукта) специалистов в сырьевую зону ОАО «Белсолод», чтобы на месте переработки ячменя поговорить о насущном. Участников встречи провели по производству предприятия, где его директор рассказал о протекающей модернизации завода. Аккурат к своему 20-летнему юбилею в ноябре текущего года «Белсолод» получит удвоение мощностей и полностью закроет потребности внутреннего рынка. Затем группа гостей направилась в поля, чтобы подтвердить или разубедиться в своих прежних представлениях о белорусском солоде. Однако самой горячей темой встречи стали не количество и не качество. Больше всего пивоваров беспокоит сегодня цена на сырье белорусского производства, которая в полтора раза превышает стоимость импортного. Напомним, что в этом году закупочные цены на пивоваренный ячмень было решено оставить на уровне прошлогодних. Белгоспищепром возразил и не поставил подпись под постановлением Совмина, но там обошлись и без нее. Прогнозируемая рентабельность предприятий сельского хозяйства, выращивающих в этом году пивоваренный ячмень, составляет 46 %. «У нас мало разногласий с министерством сельского хозяйства и продовольствия, — сказал в завершение встречи заместитель председателя концерна Николай Коломыс. — Разве что по поводу цены. Если бы речь шла только о продажах внутри страны, то вопросов было бы меньше. Но в результате высоких закупочных цен мы становимся неконкурентоспособными на внешних рынках. Я думаю, надо сделать так же, как мы в свое время поступили с рапсовым маслом: сесть и просчитать схему затрат на производство. Иначе, понятно, деньги можно бесконечно вкладывать как в сельское хозяйство, так и в переработку. Много денег не бывает».

Надежда Котова, главный пивовар ОАО «Пивзавод Оливария»: «В прошлом году был прекрасный урожай — царствуй лежа на боку. Прекрасный солод, испортить пиво было сложно. Но с ценой надо, конечно, что-то делать. Раньше были постоянные проблемы с качеством сырья (по степени растворения, цветности, бетаглюканам…) и мы не могли работать на чистом солоде из-за его низкого качества, пытаясь искать какие-то варианты его улучшения. Более того, в те годы, борясь за право использовать импортный солод, мы все сделали настолько большую антирекламу белорусскому пиву, постоянно повторяя, что белорусский ячмень и солод не лучшего качества, что до сих пор вылезаем из этой ямы потребительских стереотипов. К сожалению, сегодня тоже приходится в технологии использовать разные варианты. На этот раз чтобы удешевить пиво».

Григорий Петкевич, генеральный директор ОАО «Криница»: «Качество солода нас устраивает. По словам директора «Белсолода», весь запас он может продать за один день. Да вот цена не всем подходит. Все из-за того, что ценообразование перекошено у самого корня: пока выращивание ячменя дает десятки процентов рентабельности, переработка работает на уровне ноля. Таким образом, мы потеряли ценовой запас прочности, чтобы работать с ценовой политикой на рынке. Как выходить с пивом на внешние рынки, когда цена сырья изначально завышена на 30-40 %? Да, у нас экспорт растет, но что мы на нем зарабатываем? Пока это только плацдарм для будущих успехов. И если затем не построить нормальную экономику производства, то мы не сможем решать главную задачу любого хозяйствующего субъекта — получение прибыли. Фактически же мы платим двойную цену за сырье! Чтобы рассчитаться за план госзаказа по предложенным ценам, нам нужно 17,5 млрд рублей. Какова рыночная цена? 350, пусть до 400 тысяч, но не 535! Я знаю, о чем говорю, поскольку у нас самих есть собственный филиал, занимающийся выращиванием пивоваренного ячменя. В прошлом году мы собрали 1700 тонн по себестоимости 270 тыс. рублей. И получили 200 млн рублей прибыли! Просто сельскому хозяйству нужно эффективно работать. Кроме того, я считаю, что нужно перестраивать сырьевые зоны, чтобы не было хозяйств, предлагающих по 100 тонн. Исходя из нашего опыта — не менее тысячи тонн. Иначе эта раздробленность, от незаинтересованности агрономов до логистики, нам всем очень дорого обойдется».

Аудрюс Микшис, генеральный директор ОАО «Лидское пиво»: «Я думаю, что государство должно более тонко и умело работать с ценой. Не стоит замыкать цепочку только на производителях, работая исключительно в их интересах. Есть множество других способов заинтересовать сельское хозяйство, как это происходит во всем мире: есть льготы, кредиты, техника, знания. Но не надо компенсировать им все только высокой ценой. Сегодня вся цепочка искажена. Доходит до абсурда: на экспорт солод уходит дешевле, чем продают нам. Когда у всех дешево, у нас дорого. Потом у всех подорожает, у нас, наверное, подешевеет. Хорошо, что «Белсолод» понимает эту ситуацию, и, думаю, через пару лет все исправится. По крайней мере, производитель солода делает все правильно по отношению к бизнесу и качеству сырья. Пока я не вижу предпосылок к росту цены на пиво, несмотря на то, что солод составляет порядка 40 % в себестоимости. Мировые же цены не растут. А что растет доля импортного пива… с ним не надо бороться. Дайте нам то, что мы просим, и мы сами все сделаем».