Цена вина. Почему растет импорт этого напитка в Беларусь?

Импорт виноградных вин в Беларусь возрастает с каждым годом. Тенденция связана с ростом культуры потребления вина.

Ежегодно в мире публикуется несколько рейтингов лучших вин года, на которые потом ориентируются все участники винного рынка: производители, импортеры, рестораторы, сомелье, дегустаторы и, конечно, просто ценители этого напитка. Самыми авторитетными изданиями признаны рейтинги американского журнала WineSpectator «Тор 100» лучших вин года, а также – бюллетеня Роберта Паркера Wine Advocate. Для потребителей они представляют интерес, так как в основу последующего определения цены, по которой вино продается, закладывается его положение в рейтинге. При этом учитываются баллы, экспертное мнение (которое должно быть неангажированным, а оценки дают действительно известные эксперты), и объемы выпускаемого вина. Существуют общепринятая двадцатибальная (европейская) и стобальная (американская) системы оценок, которые дают возможность закупщикам видеть общую картину качества вина. Помимо бальной системы, влияние на оценку, а, следовательно, и стоимость вина, оказывают и дегустационные описания. Сейчас в мире разгораются нешуточные споры по поводу объективности существующей оценки вин – ведь тот или иной рейтинг может резко увеличить или снизить цену на вино – на кону $ – миллионы прибыли либо убытка. Интересно, что на алкогольном рынке стран Восточной Европы, в том числе Беларуси и России, в странах Дальнего Востока и США винные рейтинги имеют гораздо большее значение, чем в странах производителях лучшего вина – таких как Франция, Италия, Испания.

Как отмечает постоянный участник значимых гастрономических событий страны, сомелье Алексей Михальчик, существует ряд принципов и критериев оценки вина. «Одни из основных – год урожая, производитель и регион, цвет, аромат, вкус и послевкусие. Задача винной критики заключена в том, чтобы выявить лучшие образцы, которые следует пить сейчас и в течение следующих 5 лет, а также те, которые готовы к долгой жизни. Профессионалы определяют степень постоянства урожаев и стоимость вина на рынке. Однако мнение экспертов имеет значение в большей степени для ценителей вина, а в потребительском мире лучшим вином считается то, которое нравится именно покупателю. В Германии, Италии, Франции ежегодно проводятся знаковые винные, гастрономические фестивали. Радует, что традиции дегустационных мероприятий и понимание важности мнения и оценки вина экспертами постепенно приходят и в Беларусь».

Как отмечает брэнд-менеджер категории алкогольных напитков СООО «Армянские коньяки» Елена Гаврючёнок, цена вина напрямую зависит от следующих параметров:

– стоимости производства (возделывание виноградников на крутых склонах, ручная селекция ягод, трудоёмкие производственные процессы, выдержка в дорогих дубовых емкостях, работа мастеров купажа и многое другое);

– стоимости логистики от производителя до конечного потребителя (требуются особые условия хранения и перевозки);

– налогов, пошлин, акцизов и связанных с этим расходов, что является обычной практикой для государств с развивающимися экономиками (например, в Гонконге пошлины на вино действовали практически как запрет, так как покупатель платил за вино в пять раз больше, чем его реальная стоимость. В 2008 году пошлины в этой стране отменили совсем).

– и, наконец, прибыли участников всей торговой цепочки (например, в Бордо действует сложная система взаимоотношений «владелец шато – куртье – негоциант – дистрибьютор», где каждое звено влияет на формирование цены на вино).

Немаловажным фактором, влияющим на цену вина, является и повышающийся спрос на определенные марки. К примеру, эксперты прогнозируют рост потребления вина в мире в ближайшее время за счет стран Азии. Они питают особую страсть к винам регионов Бордо и Бургундии и, фактически, формируют завышенную цену на них. На долю французских виноделов в прошлом году приходился 81% всех вин, импортируемых в Сингапур, в Японию – 64%, Индию – 47%.

И белорусские, и зарубежные эксперты отмечают, что тенденция роста потребления виноградных вин свойственна всем странам Восточной Европы. По мнению управляющего директора французской компании Remy Cointreau по России, СНГ и странам Балтии Лешека Карповича, которое он озвучил на столичной пресс-конференции в мае нынешнего года, «когда иностранные фирмы только входят на эти рынки, лидируют местные производители, а потом с каждым годом ситуация меняется и доля импортного алкоголя довольно серьезно возрастает. Уверен, такая тенденция сохранится и на белорусском рынке». На сегодняшний день право импортировать алкогольную продукцию в Беларусь получила 31 компания но, похоже, это далеко не предел.

«Всем известны Moët & Chandon, Hennessy, Bacardiи т.д. Эти брэнды, по понятным причинам, более узнаваемы и, соответственно, их продажи значительны. Менее именитых производителей продавать гораздо сложнее, что уж говорить о небольших хозяйствах… Ко всему следует добавить традиционную любовь к местным напиткам, только начинающую развитие культуру пития, экономические риски, квоты и отсутствие здоровой конкуренции на рынке. Однако стоит отметить и определенное движение: появление разных объемов бутылок, увеличение и премиальных позиций вина, и более доступных», – отмечает Сергей Петека, бар-менеджер французского ресторана «Золотой гребешок», ресторана с первым в Беларуси винным погребом. Рестораторы, безусловно, оказывают определенное влияние и на формирование прайсов импортеров. Иногда ресторанные надбавки сложно назвать справедливыми: времена самых простых чилийских вин за €8 -10 еще не прошли, а превращения его в €40-50 в винной карте – остались.

Коллекционный фетиш В свое время Барон Филипп де Ротшильд, наследник винного дома Ротшильдов, одного из лучших производителей вина в Бордо, говорил: «до $20 человек платит цену вина, выше этой суммы – свою собственную цену». Повышение культуры потребления виноградных вин, а также появление интереса потребителей к идеям, которые стоят за брэндами, позволяют говорить о том, что белорусы готовы платить «свою собственную цену» за действительно того стоящую бутылку вина. Известно, что винная торговля состоит из двух элементов: бизнеса (вино нижней ценовой категории, более 90 % мирового оборота вина) и искусства (вино высокой ценовой категории, 10 % мирового рынка). Кроме традиционных драгоценных металлов и акций, белорусы также инвестируют в вино. Бутылка молодого, но «заслуженного» коллекционного вина спустя несколько лет при правильном хранении дорожает, как минимум, вдвое, а чаще в три-пять раз. Цена вина растет по причине того, что с возрастом повышается его качество и улучшаются свойства, а с каждой открытой бутылкой предложение вина того или иного урожая уменьшается. По мнению экспертов, подобное увлечение коллекционированием вин открыловозможности для вывода на рынок новой услуги — проектирования и строительства погребов, а также продажи винных шкафов и дополнительных аксессуаров и оборудования. И в Беларуси уже есть коллекционеры, которые могут позволить себе собирать достойные вина. «Появляющаяся тенденция на покупку вин под закладку, т.е. с целью перепродажи через несколько лет, когда цена на это вино значительно вырастет, говорит о развитии винной культуры в стране. Раньше подобное вложение денег было диковинным, но сегодня подобного рода предприниматели присутствуют и на белорусском рынке. Покупка в закладку, например, дорогостоящего Château Pétrus – это прекрасное вложение денег, главное – вино не испортить», – отмечает Сергей Петека.

Создание винного погреба на 100-200 бутылок, разумеется, не имеет смысла. Частным коллекционерам проще заказывать винные шкафы. В них можно поддерживать зональную температуру (белые вина – 8, 12 градусов, красные – 14, 16, 18) и хранить вино долгое время. Конечно, превратить в Беларуси коллекционирование вина в профессию или в способ получения регулярной прибыли вряд ли получится (из-за нюансов законодательства и отсутствия подобной практики). В Беларуси достойные коллекции рождаются, скорее, из-за зарождающегося интереса к винному искусству, что только прибавляет знаний и культуры потребления этого напитка.

«Винная культура – это часть многогранного понятия культуры, в которой есть место как садовым гномикам, миллионы которых производятся способом гипсового слепка, так и скульптурам Родена, которые оставляют после себя след в душе того, кто ими любуется. Например, для нашего магазина «Vino & Vino» мы выбрали концепцию, связанную именно с искусством. Это выражается в регулярных экспозициях художников, музыкальных вечерах, тематических дегустационных путешествиях. Недавно, например, у нас состоялась презентация очень интересной совместной выставки фотографа Даниила Парнюка и испанского живописца Давида Кайао. Поэтому, думаю, можно смело говорить о росте потребления в Беларуси алкоголя премиум-сегмента, что связано, прежде всего, с тем, что мир белорусов стал значительно шире, чем был лет 10 назад», – отмечает брэнд-менеджер категории алкогольных напитковСООО «Армянские коньяки» Елена Гаврючёнок.

Вино – продукт многогранный, и для того, чтобы его достойно представить, необходимо создать такой же рынок – с разнообразными участниками: импортерами, продавцами, рестораторами и винными клубами. Очевидно, что последние годы характеризуются активными действиями со стороны всех участников этого рынка, и есть уверенность в том, что в ближайшем будущем будет выстроена четкая система взаимодействия между ними. И потребительский рынок алкогольных продуктов будет характеризоваться не только стабильностью, но и широким ассортиментом качественного виноградного вина, способного удовлетворить запросы населения с различным уровнем доходов.

Источник: delo.by