«Братья-славяне» — тропою кризиса

Итоги легального славянского производства алкоголя в январе — апреле 2009 года

Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Пришла пора подвести итоги легального славянского производства алкоголя в январе — апреле 2009 года. На рынках Украины и России в потребительском плане — абсолютно идентичная картина. Дорогое падает, дешевое растет, среднее колеблется. В Беларуси рынок дорогого алкоголя только формировался. Более того, не способствовала его развитию чехарда последнего периода с импортерами. При этом реализовывалась политика производства среднеценового алкоголя в Беларуси из импортного сырья взамен импорта готовой продукции. В то же время в Беларуси (в отличие от России и Украины) потребителю деваться некуда — либо пей легальную водку, либо переходи на пиво и самогон и т. д. Нелегального рынка водки нет как такового, значит — нет дешевого заменителя легальной водки. Россияне и украинцы имеют возможность уйти в сегмент нелегальной водки. При этом Украина что-то пытается (не очень успешно) делать с этим рынком — нефти нет, газа нет (вынуждены). И хотя прирост водки очевиден, но мы предполагаем тут и «статистический феномен»: водка растет, ЛВИ серьезно упали, а суммарно водка и ЛВИ — падение (и немалое). В этом плане оплот стабильности тенденций — российский водочный рынок. Спад легального производства достаточно стабилен, стабилен и рост производства нелегальной продукции. Итак, группа крепкого алкоголя:Водка и ЛВИ: в Беларуси в апреле появился спад продаж (по итогам января — апреля это явление дало спад в 2,7 %). Кстати, Беларусь в 2009 году запланировала рост производства водки и ЛВИ примерно на 10 % с учетом кризисных явлений в социуме. Не исключено, что эти 10 % заберет на себя самогон вместо государственной водки. Россия закрепляет за собой планку спада в 20 % (мы не предполагаем никаких изменений в регулировании нашего рынка в 2009 году, что позволит сохранить такой спад до конца года и повысить уровень нелегального рынка до 30 %). Украина замедляет спад производства водки и ЛВИ с 15 — 20 % в январе — марте до 8,6 % в январе — апреле. Водка: Россия закрепила спад на уровне 20 % и, скорей всего, удержит его. Пока нет ничего ни в государстве, ни в обществе, что бы могло помешать этому. Украина с февраля вытворяет что-то непонятное; рост постепенный, но серьезный: январь — февраль (+10,5 %); январь — март (+15,8 %); январь — апрель (+23 %). Мы лично не верим в рост легального производства водки в Украине. Часть водки у них входит в группу ЛВИ, а у этой группы показатели очень плачевные. Белорусы балансируют на уровне прошлого года: то (+4 %), то (-4 %). Может, и пить меньше стали, но поскольку у каждого белоруса есть родственники в деревне, а страна — по территории не Россия и проблем с быстрой доставкой продукта в город нет, то, скорее всего, у рынка водки отнимает долю самогон.ЛВИ: причина роста рынка водки в Украине — спад рынка ЛВИ (почти в 2 раза). У белорусов — стабильный рост потребления вкусных крепких продуктов на 11 — 14 % сохраняется (а значит, растет и производство, они пьют свое). В России мы радовались поддержке падающему водочному производству со стороны ЛВИ: они выросли в 2008 году на 21,6 %, а в январе 2009 на 31,2 %. Огорчил январь — февраль — спад на 25 %. Взбодрил январь — март (спад всего -0,4 %). И в январе — апреле новый спад на 11,6 %. Коньяк и бренди: ситуация в целом стабильна не первый месяц. В России в январе — апреле рост на уровне 25 %. По дорогому коньяку рост возможен только в рамках импортозамещения армянского и т. д. Дешевый также не замещает водочный спад. Потребитель коньяка до 300 рублей (а именно этот сегмент растет) — это потребитель водки до 150 рублей (примерно). В Украине спад на 28 % (также уже стабильный), но там идет борьба за будущее украинского коньяка (жесткие меры передвинули на 3 года, чтобы производители имели три года на выдержку самого ординарного продукта; а также украинский коньяк должен будет обязательно состоять из некоторой части украинских коньячных спиртов). У белорусов спад по коньяку стабилизировался на уровне 13 %. Они предпочитают производить коньяк у себя из привозных спиртов; но в полной мере реализовать программу пока не успели.Группа винной продукции: Вино виноградное: спад продаж в Беларуси в январе — апреле сохранился практически на уровне января — марта — 5,5 % (при этом спад производства в январе — марте составил 22 %). Можно предположить, что в апреле спад производства был меньше чем в марте. Но в целом государственная программа (начатая еще до кризиса) перевода белорусов с плодовых вин на виноградные слегка застопорилась по причине кризиса. Каким он будет в Беларуси, пока сказать сложно. Кудрин пообещал, что у белорусов деньги кончатся к концу года. Если так произойдет, то и рынок «полетит». Посмотрим. У нас, в России, ситуация под контролем, но не прогнозируема. В Беларуси — и подконтрольна, и прогнозируема. В России спад производства сократился почти в 2 раза с (-14,7 % в январе — марте) до (-8,7 % в январе — апреле). Мы пока не связываем эту тенденцию с выходом рынка из кризисного сокращения потребления. Предполагаем, что это просто производственная подготовка к сезону. Посмотрим итоги мая и июня. Очень хотелось бы восстановления именно винного рынка хотя в докризисных объемах. Поскольку никаких феноменальных успехов винный рынок России за последние 5 лет не имел: шли процессы замещения российским вином импорта (сегодня уже только 20 % составляет импорт), но при этом объем рынка виноградного вина вырос за эти годы примерно на 10 % при наших скромных 6 л вина в год на душу. В мире спад потребления вина очевиден. В тех же США уже появилось в продаже австралийское вино во 2 — 3 доллара за бутылку. Вот это реальные шаги винного рынка — борьба за самосохранение. С украинским вином сегодня вообще ничего не понятно — там винный рынок напоминает арену политических баталий во власти Украины. Но тем не менее идет процесс объемного восстановления производства (хотя украинские СМИ и пишут о том, что там 60 % — «шмурдяк»). При этом объемный прогресс налицо: январь — (-33 %); январь — февраль (-13 %); январь — март (-7,3 %); январь — апрель (-2,2 %).Шампанское и игристое: после январского роста производства в Беларуси и спада на (-5,2 %) в январе — феврале мы предполагали дальнейшее резкое падение и производства и продаж. Поясним: в России эти напитки стали достаточно повседневными и даже замещали в последние годы тихие вина. Украина в этом плане не шла далеко от нас. А в Беларуси продукт оставался однозначно праздничным. Январь — март подтвердил наше предположение (спад в продажах составил -9,2 %; а январь — апрель опровергли — пошел рост (продаж на 1,3 %; а производства на 3,2 % — все-таки 8 марта). В январе — апреле ситуация стабилизировалась — пророст (+1,7 %). В то же время и в России стабилизировался спад в последние 2 месяца на уровне 15 % в среднем. А украинцы свои показатели 2009 года скрывали до начала июня. Там они более четко, чем на потребительском рынке России делят продукцию на 2 категории: шампанские и игристые. Последние данные были в январе о серьезном спаде (более 20 %). Затем только в марте о спаде производства шампанского в январе — марте на 10,2 % и все. То ли украинцы не хотят афишировать данные по производству праздничного продукта, так как они могут говорить о его спаде как следствии падения показателя «праздничности украинской жизни», то ли еще что. Других объяснений у нас нет. И вот в начале июня появились более полные данные. Там что-то произошло еще 2008 году (производство игристых упало в 3 раза, а шампанских — на 24,5 %. Итого — на 35 %). В 2008 году один крупнейший завод приобрели иностранцы. Но это не спасло отрасль. И далее все покатилось. Отрасль балансирует на спаде (-18–22 %).Плодовые вина: по ним отчитываемся только мы с белорусами. Мы этот рынок развиваем, они его «гасят» на государственном уроне. У них стояла задача сокращать производство ежегодно на 10 % и развивать производство виноградного вина. В прошлом году задачу недовыполнили. В этом году белорусы идут на уровне запланированного спада. У нас спад на уровне 5–6 %, но при этом импорт этой продукции вырос в несколько раз. Так что мы вполне на уровне в целом. Прочая слабоалкогольная продукция:САН: в России стабильно рынок падает на 17 %; в Беларуси стабильно растет на 5 %; в Украине мы предполагали стабильный спад на уровне 10 %, но в январе — апреле за счет начала сезона спад сократился до (-5 %). Мы с Украиной прошли этап насыщения этого рынка (Украина уже переживала спады и на 30 % рынка, и более несколько лет назад). Белорусы пока еще отстают. У нас пиво частично заместило этот сегмент продукции. Пиво: рынок очень хитрый. Украина стабилизировала спад рынка на уровне 10–14 %; белорусы, замещая импортное пиво, увеличивают производство (+3–5 %). Россия сохранит политически выгодный спад на уровне некритичных 5–7 %. www.alconews.ru