"Белый Квадрат": фестиваль развития рекламы и маркетинга

Мероприятие показало проблемы и возможности на рынке РБ и пути решения противоречий.

Александр БРАСС, к. э. н., член жюри конкурса маркетинговой эффективности Международного фестиваля рекламы и маркетинга «Белый Квадрат».

Людмила КОНОНОВА, член оргкомитета, жюри социальной рекламы Международного фестиваля рекламы и маркетинга «Белый Квадрат».

Авторы благодарят заместителя министра торговли Беларуси Ирину Наркевич, директора компании «Модум» Ирину Скуратович, художника и дизайнера Владимира Цеслера за предоставленную информацию.

Завершил работу 2-й Международный фестиваль рекламы и маркетинга «Белый Квадрат».

В условиях рыночной экономики реклама является важным фактором социально-экономического, общественного и культурного развития. Она

составляет значимую часть экономического пространства;

способствует развитию предпринимательства и конкуренции, увеличению товарооборота и, соответственно, стимулирует производство;

является для многих потребителей одним из основных источников информации о новых товарах, позволяет быстрее и лучше ориентироваться в них.

На рекламном рынке взаимодействуют интересы различных субъектов бизнеса, граждан — потребителей рекламы и государства. К представителям бизнеса на рекламном рынке относятся:

производители и продавцы различных товаров и услуг;

производители самих рекламных продуктов;

средства массовой информации, предоставляющие каналы продвижения рекламы, и т. д.

Производители и продавцы товаров и услуг в наибольшей степени заинтересованы в росте получаемой прибыли. Поэтому они смотрят на рекламу как на средство продвижения своей продукции и увеличения товарооборота. Производители рекламы заинтересованы в получении высокобюджетных заказов, в создании креативных рекламных продуктов, которые получают призы на различных конкурсах и фестивалях. То, насколько эффективно с помощью созданной ими рекламы продвигаются рекламируемые товары и услуги, волнует их только с точки зрения собственного имиджа достаточно мало. Именно в этом проявляется своеобразное противоречие между разработчиками рекламного продукта и заказчиками. Разработчик часто старается предложить что-то неординарное и яркое, он стремится к неповторимости. Заказчик же в основном стремится к повторяемости, он ориентируется на то, что оправдало себя в прошлом. Это противоречие одновременно и объединяет разработчика и заказчика рекламы, которые остро нуждаются друг в друге. Средства массовой информации также заинтересованы в пополнении собственных бюджетов, но не в росте реализации рекламируемых продуктов.

Потребители рекламы — простые граждане — заинтересованы в получении информации и определенного психологического позитива. Диалог «Где папа?» — «А где сырок?», утверждение «Гэта цукерка не патрэбна табе, бо яе не любiш ты» заставляли улыбаться очень многих. Вместе с тем потребители безусловно заинтересованы и в своей правовой и психологический защищенности — от откровенного обмана, введения в заблуждение, навязчивости, особенно в телевизионной рекламе.

Поэтому в системе государственного регулирования рекламной деятельности, как отметила заместитель министра торговли Беларуси Ирина Наркевич, стремятся максимально учесть и сбалансировать интересы всех вышеназванных субъектов. Это находит отражение в разрабатываемом в настоящее время проекте Закона Республики Беларусь, предусматривающем внесение изменений и дополнений в действующий Закон Республики Беларусь «О рекламе».

По словам Ирины Наркевич, можно выделить следующие тенденции развития белорусского рекламного рынка в 2009 году:

общее падение объемов рынка на 15–25 %, прежде всего за счет сокращения объемов рекламы иностранных компаний;

увеличение расходов на рекламу отечественных организаций примерно на 25 %;

увеличение поступлений в местные бюджеты за наружную рекламу, если в 2008 году их объем составил более 10 млрд рублей, то в 2009-м — свыше 11 млрд рублей, то есть рост на 8 %.

Отечественные производители в последнее время стали более активно рекламировать свою продукцию. Этому способствуют созданные в Республике Беларусь благоприятные условия для распространения рекламы. Выражается это, например, в том, что стоимость размещения телевизионной и наружной рекламы у нас значительно ниже, чем в сопредельных государствах. Однако, как отмечает Ирина Наркевич, для многих отечественных организаций и такая стоимость является большой и служит препятствием для продвижения их продукции.

Конечно, сумма расходов на рекламу и маркетинг в целом во многом определяется величиной предприятия и объемом его выручки. Но, по мнению директора компании «Модум» Ирины Скуратович, компания может быть эффективной на белорусском рынке, если она тратит на маркетинг не менее 10 % своего объема продаж. Именно такой маркетинговый бюджет утвержден к компании «Модум» в этом году.

Ирина Наркевич и Ирина Скуратович единодушны в том, что достаточно привлекательной и результативной является интернет-реклама, которая получила свое развитие благодаря росту объема и активности интернет-аудитории; невысокой стоимости размещения и распространения такой рекламы по сравнению с другими медианосителями.

Поэтому именно в условиях кризиса многие отечественные производители стали активно использовать возможности Интернета, создавая и развивая собственные сайты.

Эффективными способами продвижения товаров, обеспечивающими прямой контакт с потребителями, являются рекламные акции и рекламные игры, отметила Ирина Наркевич. Как показывает практика, объем реализации товаров при проведении рекламной игры возрастает на 30–40 %. Однако отечественные производители используют их неоправданно мало. Так, из 321 рекламной игры, зарегистрированных в 2009 году Министерством торговли на территории Республики Беларусь, отечественными организациями проведена лишь числе 41 (12,8 %). Из них производителями — 17 (5,3 %) и торговыми организациями — 24 (7,5 %). Что касается рекламных акций, то в 2009 году торговыми организациями их было проведено более 17 тысяч, давших хороший результат.

Состояние рынка наружной рекламы в Беларуси позволяет прогнозировать его рост. Это подтверждает постоянное увеличение количества рекламных конструкций. В настоящее время в республике размещено более 33 тыс. сторон средств наружной рекламы. Из них более 5 тыс. принадлежат 88 операторам наружной рекламы. Однако наружная реклама у нас еще не перенасытила улицы городов, автодороги.

Учитывая возрастающую важность рекламы для экономики страны, в январе текущего года правительством Беларуси утверждена Концепция развития рекламного рынка на период до 2014 года.

Поэтому в условиях объявленного в стране Года качества в целях реализации концепции Министерство торговли оказало организационную и информационную поддержку в проведении 15–17 апреля 2010 года Международного фестиваля рекламы и маркетинга «Белый квадрат». Ведь общепризнанно, что одним из факторов, влияющих на повышение уровня профессионального мастерства представителей любой сферы деятельности, в том числе рекламной, является участие в профессиональных конкурсах и фестивалях. Это подтверждает и художник и дизайнер Владимир Цеслер, считающий, что фестивали всегда способствуют развитию и появлению нового, отбору самого лучшего и профессионального. Особенно важно и необходимо участвовать в фестивалях заказчикам рекламных услуг — компаниям, которые рискнули и доверились художнику или агентству. Им важно получить подтверждение того, что работа сделана качественно и даст ожидаемый положительный результат. Кроме этого, при появлении некачественного рекламного продукта участие в фестивале позволят своевременно узнать об этом и изменить ситуацию. Таким образом, насколько важно для компании продвигать свой бренд, настолько важно и участвовать в фестивалях рекламы.

Рекламистам следует учитывать, что основным критерием при выборе производственными предприятиями рекламного агентства, по мнению Ирины Скуратович, являются креативность и профессионализм, о которых можно судить по отзывам других клиентов, по тому, насколько эффективными были ранее созданные рекламные продукты, по наградам, которые получили сотрудники агентств или их рекламные продукты на различных фестивалях и конкурсах.

В рамках фестиваля проводился конкурс творческих концепций и разработок по популяризации белорусских товаров, формированию их положительного имиджа. Этот конкурс показал, что в нашей стране существует много талантливых людей и интересных концепций, позволяющих решить в случае их реализации многие актуальные проблемы. Министерство торговли полагает, что формирование в обществе позитивного отношения к своему, белорусскому, важно не только для экономики страны, но и для каждого ее жителя. Немаловажную роль в этом может сыграть качественная, интересная реклама. Основные задачи, которые призван решить данный конкурс, выполнены:

ü создана творческая концепции эффективного продвижения белорусских товаров;

ü выбраны наиболее перспективные работы, проекты, эскизы рекламных макетов и сценариев радио и видеороликов;

ü определены варианты эффективных и нестандартных решений по популяризации и агрессивному продвижению белорусских товаров внутри страны и на внешних рынках.

Подводя итоги 2-го Международного фестиваля рекламы и маркетинга «Белый Квадрат», можно отметить, что заказчики услуг рекламных компаний за очень короткий срок познакомились со многими руководителями рекламных компаний и непосредственно с сотрудниками-исполнителями, посетили множество мастер-классов, интересных лекций, семинаров.

Таким образом, все участники рынка рекламы и маркетинга сходятся в одном, что белорусский фестиваль «Белый квадрат» стал реальной площадкой для продолжения диалога и для поиска оптимальных решений существующих проблем для каждого.

По итогам 2-го Международного фестиваля рекламы и маркетинга «Белый Квадрат» Вы можете сделать собственные выводы.

Количество гостей, посетивших фестиваль за 3 дня работы, — 1820 человек.

Количество участвовавших компаний — 370.

Количество работ, выставленных на конкурсы, — 849.

Количество работ из Беларуси — 452.

Количество работ в шорт-листах: 199 (из Беларуси — 61).

Количество работ-призеров — 104. Призовых работ из Беларуси: 28, из них 1-е место — 3 работы, 2-е место — 16 работ, 3-е место — 9 работ.

Лучшие работы и фото фестиваля вы сможете оценить на официальном сайте фестиваля: www.adfest.by.