Вы здесь

БЕЛОВ: «Главный риск — снижение доходности»

Артём БЕЛОВ
генеральный директор компании «Союзмолоко»

Артём БЕЛОВ — генеральный директор компании «Союзмолоко»

— 2020 год был не самым худшим для молочной индустрии. Вопреки пессимистичным прогнозам, потребление по ряду молочных категорий выросло. Вместе с тем наметился ряд тревожных тенденций.

Наблюдается рост себестоимости продукции, который не компенсируется ростом цен и, как следствие, имеется снижение доходности. Не лучшим образом отражаются на состоянии рынка и долгосрочный тренд на уменьшение реальных располагаемых доходов потребителей, и рост закредитованности населения.

В то же время на мировом рынке начинается восстановление уровня потребления молока и молочных продуктов. Это связано в первую очередь с оживлением сегмента HoReCa в Евросоюзе и Северной Америке, который в  прошлом году упал на десятки процентов.

Китайский рынок тоже восстанавливается. Если во втором квартале прошлого года объем импорта в КНР по  сравнению с первым кварталом уменьшился более чем на 23 %, то четвертый квартал к третьему показал семнадцатипроцентный рост. Это серьезно влияет на глобальную конъюнктуру и цены, в том числе биржевых товаров.

Сейчас они на очень высоком уровне. Только за последний год масло подорожало на 35 %, СОМ — на 34 %, СЦМ — на 45 %. Угроза второй волны АЧС в Китае может вызвать падение спроса и корректировку цен на сыворотку.

****

— В последние годы становятся все более ощутимыми результаты белорусской политики диверсификации экспорта. Традиционно до 90 % зарубежных поставок приходилось на Россию. Сейчас на фоне роста продаж в третьи страны доля Российской Федерации сократились до 75 % общего объема белорусского молочного экспорта.

При этом белорусский молочный экспорт в КНР вырос более чем на 35 миллионов долларов и составил в 2020 году 100 миллионов долларов. Сейчас 60 % молочной продукции, которая продается вне России, направляется в Китай.

Даже с учетом низкой базы темпы роста впечатляют: плюс 7000 тонн по сухому молоку и 32 000 тонн сыворотки. Высокие цены на мировом рынке и слабый белорусский рубль — хорошие предпосылки, чтобы внешние продажи сухих продуктов продолжали развиваться достаточно динамично. Китайский рынок становится все более приоритетным для белорусских производителей, и это будет довольно серьезно влиять на ситуацию на российском рынке.

****

— Наступает момент, когда при анализе внутреннего рынка мы должны будем рассматривать Беларусь не только как ключевого поставщика в Россию, но и принимать во внимание ее партнерство с Китаем. Динамика российского
молочного импорта подтверждает это. По основным биржевым товарам идет сокращение, и в первую очередь — за счет Беларуси. В прошлом году снижение по СОМ — 31 %, по СЦМ — 29 %. По итогам января — февраля 2021-го темпы падения по СЦМ достигли 38 %, по СОМ — 28 %, по сыворотке — порядка 20 %. Зато за прошлый год на 12 % вырос импорт сыров и творога (на него приходится львиная доля), в основном из Беларуси. В текущем — уже на 16 %.

Импорт сыра в абсолютных значениях увеличился в 2020 году на 25 000 тонн. Белорусским предприятиям удается эффективно маневрировать и иметь хорошую доходность в связке «сыры — сыворотка», поставляя сыры в Россию и сыворотку в Китай. Скорее всего, они постараются сохранять такой подход и в дальнейшем.

****

— Производство сыров все больше влияет на развитие молочного рынка, причем не только готовой продукции, но и сырьевого сектора. Рост объемов производства сыра — 200 000 тонн за последние семь лет — формировал спрос и поддерживал цену на сырье. В ближайшее время это влияние будет еще более заметным. В России в 2020 году объем внутреннего производства сыра за первый квартал сократился на 3 %, и на 18 % увеличились его запасы (февраль к февралю), а запасы сырных продуктов выросли еще больше — на 46 %.

Вместе с тем Беларусь наращивает объемы поставок, и внутри России анонсированы инвестиционные проекты по сырам, которые добавят на рынок 250–300 тысяч тонн в ближайшие четыре года.

****

— Падение внутреннего спроса и слабый рубль создают предпосылки к развитию российского молочного экспорта. И в 2020-м внешние продажи увеличились на 24 %, или на 900 000 тонн в молочном эквиваленте. В деньгах — на 12 %, до 370 миллионов рублей. Активно расширяется география поставок. В конце прошлого года был открыт Китай по биржевым продуктам, есть первые кейсы поставок сыворотки, пермеата. Надеюсь, это будет одним из драйверов развития внутреннего рынка.

****

— В сырьевом секторе с точки зрения валовых показателей ситуация достаточно благоприятная. По итогам прошлого года рост производства товарного молока составил 4,5 %, в текущем динамика должна сохраниться. По прогнозам «Союзмолока», прирост будет порядка 3 %. Вместе с тем в ряде регионов отмечается падение производства от 1 до 3 %. Это первые результаты того, что происходит на рынке с точки зрения себестоимости, доходности, рисков, которые инвесторы оценивают.

Из-за роста себестоимости некоторые хозяйства просто отказываются от поголовья, и часть товарного молока уходит с рынка. Кроме подорожания кормов и электроэнергии, к росту себестоимости приводит и усиление административно-финансовой нагрузки — целый ряд инициатив, связанных с маркировкой, экологией, утилизационным сбором. Дополнительные затраты, которые несет бизнес, составляют десятки миллиардов долларов.

По данным «Союзмолока», за прошлый год средняя себестоимость увеличилась примерно на 6–7 %, а цена молока жирностью 3,7 % и содержанием белка 3,2 % — не более чем на 4 %. При этом себестоимость январь к январю выросла на 18 %. Во многом подобная ситуация наблюдается и в переработке: рост себестоимости — от 5 до 7 %. При этом цена на полке увеличилась в среднем только на 3,3 %. Снижение доходности — один из ключевых рисков, с которым может столкнуться молочная отрасль в 2021 году.

Источник: ПРОДУКТ.BY

Читайте также
Мечта технолога молочного предприятия — не зависеть от свойств сырья и компонентов, времени года, колебания температуры...
Стремительное развитие технологий переработки молока требует постоянного совершенствования перерабатывающей базы....
В. КОРЕШКОВ, кандидат технических наукС. ХВЫЛЯ, доктор технических наукВ. ЛАПШИН, кандидат технических наукВНИХИ –...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.