Белорусы все чаще находят в своих продуктовых корзинках "лишние" товары

По данным Белстата, в первом полугодии 2009 года население страны купило продовольственных товаров на 0,7% меньше, чем за такой же период прошлого года. Тенденция сокращения продаж продуктов питания, как и всего розничного товарооборота, наблюдается с начала нынешнего года.

Наибольший рост продаж был отмечен в "девальвационном" январе — 3,6% к аналогичному периоду прошлого года. Однако в последующие месяцы он стал снижаться: в январе-феврале до 1,3%, первом квартале — минус 0,1%, январе-апреле — 0,4%, январе-мае — 0,1%, январе-июне — минус 0,7%. В первом полугодии 2008-го белорусы покупали продукты более активно: рост продаж продовольственных товаров составил 10,8% к аналогичному периоду 2007-го.

По сравнению с прошлым месяцем предпочтения в покупках у населения не изменились. Среди лидеров остаются растительное масло, крупа и макароны. Однако продажи этих продуктов в сравнении с январем-маем существенно снизились.

Лидеры продаж среди продуктов питания за 6 месяцев 2009 года:

1. растительное масло — рост на 10,5% (за пять месяцев было 29,9%) 2. крупа и бобовые — 9,9% (14,6%) 3. макаронные изделия — 9% (13,7%) 4. мясные консервы — 8% (8,1%) 5. мясо и птица — 4,8% (4,3%) 6. безалкогольные напитки — 3,5% (4,7%) 7. мясо и мясопродукты в пересчете на мясо — 3,4% (2,5%) 8. кондитерские изделия — 3,3% (3,1%) 9. сахар — 1% (8,2%)

Продолжают сокращаться продажи соков, которые наряду с кондитерскими изделиями в прошлом году пользовались повышенным просом среди населения. В первом полугодии 2009-го реализация соков упала на 4,2% к уровню прошлого года. К слову, принятый недавно правительством комплекс мер на 2009-2010 годы по производству плодово-ягодной продукции и продуктов ее переработки (в том числе соков) предусматривает постоянное наличие белорусской соковой продукции в розничной торговле. Это касается и соков на розлив в кафетериях магазинов и организациях общепита.

Сейчас в общем объеме продаж преобладает продукция белорусского производства: она составляет более 65%. К примеру, за пять месяцев года реализация отечественных соков выросла на 20%, тогда как импортных, наоборот, на 20% сократилась.

Граждане стали меньше покупать продуктов, констатирует директор сети частных продовольственных магазинов, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. По его словам, структура потребления за последнее время изменилась: люди стали покупать более дешевые товары и вещи.

"Если сразу, как только начался кризис, это проявилось в регионах, в сельской местности, то теперь эта тенденция дошла и до столицы, — цитирует его "Комсомольская правда в Беларуси". — В магазинах появились покупатели с блокнотами, которые записывают ценники, сравнивают, ищут, где дешевле. Есть те, кто перед кассой пересчитывает содержимое кошелька и, понимая, что денег не хватило, начинает выкладывать из корзинки "лишние" товары".

В условиях падения доходов населения на первый план выходит стоимость продуктов питания. По данным Белстата, в июне 2009 года цены на продовольственные товары по сравнению с июнем 2008-го выросли на 14,7%. Лидером подорожания стал чай (рост на 29,6%). Наиболее существенно цены за этот период выросли также на муку (25,4%), сельдь (22,4%), рыбу и морепродукты (19,8%), картофель (19%), молоко и молочные продукты (18,9%), яйца (18,1%), алкоголь (17,6%), колбасные изделия и копчености (17,1%), рыбные консервы (16,9%), мясо и птицу (16,8%), кондитерские изделия (16,5%). Правда, растительное масло подешевело на 28,3%, а овощи — на 14,7%.

Чрезмерное сдерживание торговых наценок на продукцию не позволяет развиваться торговле, считает директор гомельского торгового предприятия "Тамара и К" Тамара Колесникова. По ее мнению, из-за подобных ограничений последние несколько лет "торговля падает в яму, и скоро она будет работать с нулевой рентабельностью". При том, что расходы на электроэнергию, топливо, услуги банков у предприятий торговли постоянно растут.

Для выживания, по словам Т.Колесниковой, торговому предприятию нужно минимум 20% наценки, тогда как на многие продовольственные товары она составляет 9-15%. "Продажа водки, на которую наценка 11%, стала убыточной", — посетовала она в ходе недавнего заседания Совета по развитию предпринимательства. По ее мнению, резерв для повышения торговой наценки есть за счет того же алкоголя (в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций занимает 12%), кондитерских изделий, консервов, безалкогольных напитков и сигарет.

К слову, потребление алкоголя практически не изменилось. Продажа водки в первом полугодии 2009 года выросла на 2,4%, ликеро-водочных изделий — на 13,9%, пива — на 4%. Причем продажи алкогольных напитков и пива в абсолютном алкоголе в первом полугодии сократились на 1,2% к уровню 2008-го.

Стоит отметить, что розничный товарооборот, который является основным показателем внутреннего спроса в стране, также сокращается. По итогам первого полугодия он вырос на 2,6% по сравнению с январем-июнем 2008-го, однако с начала года темп его роста сокращается. К примеру, в январе рост был на уровне 12,3%, по итогам первого квартала — 5,9%, а в январе-мае текущего года — 4,6%. При этом правительственный прогноз на год по росту розничного товарооборота составляет 17%.

Источник: "Белорусские новости "