Вы здесь

Белорусско-узбекский аграрный форум: послесловие

Какую пользу принес Белорусско-узбекский аграрный форум? Удалось ли ему решить поставленные организаторами задачи? Насколько практические результаты оправдали ожидания участников мероприятия? Об итогах ташкентского форума и о планах развития экспортного потенциала области ПРОДУКТ.BY рассказал начальник управления ВЭД Витебского облисполкома Александр ТИХОНОВ.


— Какие практические результаты участия Витебской области в Белорусско-узбекском аграрном форуме вы можете отметить, как самые значимые?

— Витебский облисполком ведет каждодневную целенаправленную работу по наращиванию и диверсификации экспортных поставок. Международные мероприятия, подобные состоявшемуся в феврале Белорусско-узбекскому аграрному форуму, — хорошие презентационная и деловая площадки. В Ташкенте, с одной стороны, были созданы все условия, чтобы представить заинтересованной аудитории возможности различных предприятий, а с другой — лучше понять запросы и специфику местного рынка. Презентация коммерческих предложений организаций Витебской области в формате выставочных стендов вызвала большой интерес у узбекских коллег. Так, Полоцкий молочный комбинат, Глубокский молочноконсервный комбинат, ОАО «Молоко», филиал «Толочинские сыры» ознакомили участников форума с широкой линейкой своих продуктов в рамках объединенной экспозиции Витебскмясомолпрома. Продукция Поставского молочного завода была представлена в профессиональной дегустации и отмечена дипломом. На ташкентском форуме свои экспортные возможности успешно продемонстрировали Витебскхлебпром и Витебская бройлерная птицефабрика. Важным практическим итогом мероприятия стало подписание контракта на поставку продукции кондитерской фабрики «Витьба» для Trading House Belarus.

 

Поставки на узбекский рынок демонстрируют положительную динамику. В 2019 году по объему товарооборота и экспорта Узбекистан вошел в список ключевых партнеров Витебского региона среди стран СНГ.

 

— Как вы оцениваете узбекский рынок в плане его перспективности для освоения предприятиями области?

— Поставки на узбекский рынок демонстрируют положительную динамику, и мы видим там хорошие перспективы. В 2019-м по объему товарооборота и экспорта Узбекистан вошел в список ключевых партнеров Витебского региона среди стран СНГ. Внешнеторговый оборот нашей области с Узбекистаном за прошедший год увеличился более чем на четверть и достиг 9,1 миллиона долларов. Экспортные поставки увеличились в полтора раза — до 6,7 миллиона долларов. Экспорт продовольственной продукции составил 0,9 миллиона долларов, или 13,4 % в общем его объеме. Прогнозируется увеличение этой доли. Сыры и молочная продукция Поставского молочного завода, Верхнедвинского маслосырзавода, Полоцкого молочного комбината, а также мясные изделия Витебского мясокомбината уже знакомы узбекским потребителям и пользуются у них хорошим спросом.

Необходимо отметить, что организации области также успешно экспортируют детское питание, вакцины для борьбы с заболеваниями домашних животных в широком ассортименте, фармацевтические препараты и другую продукцию с высокой добавленной стоимостью. С точки зрения перспектив, безусловно, большое значение имеет емкость прилегающих к Узбекистану рынков.

— Что нового вы узнали об этом рынке, об условиях работы на нем, какие бизнес-контакты приобрели, какие партнерские связи установили в ходе форума?

— Как уже отмечалось, у предприятий области уже есть опыт работы на рынке Узбекистана, ведется мониторинг конъюнктуры по различным группам товаров. Для успешной работы на этом, как и на любом другом, зарубежном рынке важно найти надежных партнеров на той стороне, минимизировать риски в продажах и расчетах, гарантировать качество предлагаемых изделий в соответствии с международными нормами и стандартами.

Для белорусских предприятий очень важна поддержка двусторонних контактов на уровне высшего руководства Узбекистана. Благодаря ей с 2018-го существенно активизированы межрегиональные контакты. В 2018–2019 годах Витеб-ский регион посетили руководители и деловые круги Кашкадарьинской, Хорезмской, Наманганской областей. Состоялся визит наших представителей в Наманганскую область, с которой действует соглашение о сотрудничестве во всех ключевых сферах. Таким образом, бизнес-контакты расширяются не спонтанно, а в рамках прямого взаимодействия с руководством регионов указанных хокимиятов. По предварительной договоренности с хокимиятами Хорезмской и Кашкадарьинской областей Узбекистана на ташкентском форуме проведены рабочие встречи с руководителями официальных делегаций, где обсуждались текущая ситуация и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества. Бизнес-круги — участники делегаций узбекских областей и предприятий Витебской области — также провели полноценные деловые переговоры. С точки зрения лучшего понимания особенностей и механизмов функционирования узбекского рынка, были очень полезны включенные в программу форума деловые поездки на Узбекскую республиканскую товарно-сырьевую биржу и в торговую сеть Makro.

 

Участие в таком форуме успешно решает имиджевые задачи предприятий — возможность показать свои товары потенциальным партнерам, «потрогать их руками», оценить экспортную продукцию.

 

— Как вы оцениваете эффективность подобных мероприятий, нужны ли они, в чем их польза, чего не хватило в активностях или в подготовке?

— В полной мере оценить эффективность ташкентского форума можно будет через некоторое время по объемам реальных внешнеторговых контрактов. Однако можно с уверенностью сказать, что участие в подобных мероприятиях успешно решает имиджевые задачи предприятий — возможность показать свои товары потенциальным партнерам, «потрогать их руками», оценить экспортную продукцию. Судя по количеству участников с обеих сторон, предложенный организаторами формат форума вызывает интерес. Со своей стороны хочется отметить, что для установления новых деловых контактов и развития межрегионального сотрудничества с областями Узбекистана такой формат является идеальным и полностью себя оправдывает. Кроме того, конкретная тематика форума и сопутствующие мероприятия дают возможность в минимальный срок сориентироваться в экономической среде другого государства, оценить встречный интерес, особенности экономического регулирования деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства. А еще — привлечь внимание к потенциалу Витебского региона. На мой взгляд, в рамках аграрного форума это удалось.

— Есть ли преимущества коллективного (в областном масштабе) освоения нового рынка?

— Как я уже сказал, узбекский рынок не является для нас новым. В частности, аналогичный формат участия предприятий периодически используется в рамках международных выставок импорта в Шанхае, на форумах регионов Беларуси и России, Беларуси и Украины, на российских региональных форумах и выставках.

Организованное участие в международных мероприятиях с использованием общей выставочной экспозиции — это хорошая возможность представить зарубежным партнерам максимально широкий ассортимент продукции, вести переговоры по любым вопросам на любом уровне. В таком формате делегатам легче уделять внимание всем аспектам насыщенной программы, устанавливать новые контакты, обмениваться опытом. Кроме того, коллективный стенд привлекает большее количество зарубежных участников к производимой продукции, способствует созданию совместных проектов. Все это позволяет презентовать на высоком уровне как потенциал региона в целом, так и возможности каждого предприятия.

— Какие экспортные направления, кроме России, являются самыми важными сегодня и куда вы намерены двигаться в ближайшей перспективе?

— Витебская продукция экспортируется сегодня в 84 страны мира, и все они по-своему важны. Ценовая конъюнктура и линейка востребованной на рынке конкретной страны продукции постоянно корректируются, а порой существенно меняются. Поэтому по-прежнему остается актуальной задача страновой диверсификации, которой мы придерживаемся. В 2019 году основными торговыми партнерами, помимо Российской Федерации, среди стран постсоветского пространства были Украина, Казахстан, Молдова и, как уже было отмечено, Узбекистан. Кроме государств СНГ, основными торговыми партнерами традиционно выступают Германия, Китай, Нидерланды, Литва, Польша, Латвия. Значительную долю в экспортных поставках также занимают рынки Турции, Индии, Объединенных Арабских Эмиратов, Сингапура, Соединенных Штатов Америки, Эстонии.

По итогам 2019 года, более чем в полтора раза увеличились стоимостные объемы экспортных поставок в Афганистан, Аргентину, Боснию и Герцеговину, Данию, Египет, Канаду, Китай, Катар, Ливан, Монголию, Норвегию, ОАЭ, Сербию, Сингапур, Словению, Тунис и Хорватию. Областные экспортеры постоянно работают над расширением географии поставок. Так, в 2019-м были открыты новые рынки и состоялись поставки в Центральноафриканскую Республику, Танзанию, Марокко, Мьянму, Люксембург, Кению, Кот-д'Ивуар, Доминиканскую Республику, Бангладеш, Алжир (в 2018 году поставок не было), на Кубу. Таким образом реализуется стратегия экономически целесообразного присутствия на рынках практически всех континентов.

Наиболее существенно удалось продвинуться на китайском направлении. В Поднебесную до 2018 года сельскохозяйственная и пищевая продукция не экспортировалась. По итогам 2019-го, в общем объеме экспорта в Китай предприятий области около половины (21,2 миллиона долларов) приходится как раз на эту продукцию. Помимо цифр, хотелось бы привлечь внимание к стабильно высоким качественным характеристикам пищевой продукции предприятий Витебского региона, что постоянно отмечается на международных выставочных мероприятиях. 

Источник: ПРОДУКТ.BY

Читайте также
Чем помогут мясные полуфабрикаты?В прошлом номере категорийный менеджер сети «Виталюр» Максим ГУРИКОВ обозначил важный...
ПРОДУКТ.BY провел видеоинтервью с бизнестренером из Риги Александром ФРИДМАНОМ о рабочих методиках управления,...
По данным компании GfK, в России домашнее потребление мяса и мясных продуктов за последние недели выросло на фоне мер...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.