Белорусский рынок плодоовощных консервов: хроника 2015 года

За последние 10 лет консервная отрасль Беларуси существенно оптимизировалась. В результате из 64 производителей плодоовощных консервов осталось 31 предприятие республиканской и коммунальной собственности с замкнутым циклом производства. На белорусский рынок вышли крупные частные компании, инициатива и деловой расчет которых позволяют находить новые ниши сбыта в сложных экономических условиях сегодняшнего дня.

Ассортимент

Белорусский рынок плодоовощной консервированной продукции представлен плодоовощными консервами, быстрозамороженной продукцией, пюре-полуфабрикатом асептического консервирования, концентрированными соками. Относительно новым сегментом рынка стали фруктово-ягодные наполнители, овощи и картофель в вакуумной упаковке, а также традиционно белорусский вид консервации — соления, квашения и мочения. Пока только в малых объемах присутствует такой вид консервирования, как сушеная продукция, которую производят фермерские хозяйства.

Игроки на рынке

Объем производства консервов по итогам 2015 года составил 474 млн условных банок (далее — МУБ) против 520 МУБ в 2014-м. Частными компаниями обеспечен выпуск 255 МУБ, или 54 % объема общереспубликанского производства. Крупнейшие среди них — ИООО «Вастега» (Брестская область), ОДО «Фирма АВС» (Гродненская область), СООО «Вланпак» (Минская область), СООО «Оазис групп» (Могилевская область).

Организациями республиканской и коммунальной форм собственности в минувшем году произведено 173 МУБ продукции, или 36 % от общереспубликанского объема. В структуре Белкоопсоюза плодоовощную консервированную продукцию выпускали только два предприятия (6 МУБ, или 1 % от республиканского объема). В незначительных объемах по этому направлению работают РАЙПО — главным образом в сегментах соления, квашения и мочения. Оставшуюся долю рынка постепенно занимают молокоперерабатывающие предприятия, которые разливают соки и нектары.

В лидерах — соковая продукция

В структуре производства плодоовощных консервов первое место занимает соковая продукция (65 % в общем объеме). В 2015 году организациями республики произведено 301 МУБ соков и нектаров, в том числе, на специализированных линиях — 261 МУБ и молокоперерабатывающими предприятиями — 40 МУБ. Для сравнения, в 2006 году в республике разливалось всего 116 МУБ, в 2014-м — порядка 320–330 МУБ.

Основные производители соков и нектаров — компании «Оазис групп» (29 % общереспубликанского объема выпуска соковой продукции), «Вланпак» (17 %), «Фирма АВС» и «Савушкин продукт» (по 13 %), ОАО «Гамма вкуса» (8 %). На долю перечисленных компаний приходится 80 % объема сокового рынка страны. Одним из основных поставщиков соков и нектаров в организации бюджетной сферы республики является ОАО «Ляховичский консервный завод», который производит порядка 10 МУБ соковой продукции в год.

Ассортимент вырабатываемой в республике соковой продукции — это соки и нектары с мякотью и без нее. В том числе овощные, томатные, плодово-ягодные, плодоовощные, на основе березового сока, а также в купаже из двух и более видов сырья, напитки и морсы. Линейка соковой продукции постоянно расширяется за счет использования отечественных видов сырья, в первую очередь яблок. Из них производятся соки прямого отжима или с мякотью в купаже с ягодами и плодами. Второй вид традиционного сырья — морковь. Ее купажируют с яблоками, ягодами и концентратами экзотических видов овощей и фруктов.

Благодатный вид сырьевой базы для соковой продукции — березовый сок. Такой экологически чистый и вкусный, целебный и освежающий напиток содержит в своем составе натуральные сахара и большой набор минеральных элементов. Ассортимент производимой на его основе продукции насчитывает порядка 30 наименований. Большим спросом пользуется березовый сок с сахаром, а также березовый сок, купажированный с яблочным, экзотическими видами сырья и настоем шиповника.

В структуре производимых соков на долю фруктовых соков и нектаров приходится порядка 74 %, соков на основе березового — 13 %, томатных соков — 7 %, овощных соков и нектаров — 5 %, фруктовых напитков и морсов — 1 %. В общем объеме соковой продукции порядка 65–70 % приходится на нектарную группу, а остальные 30–35 % — на соки.

В настоящее время потребность Беларуси в соковой продукции оценивается на уровне 400–450 МУБ и на 52 % обеспечивается за счет собственного производства. Около 20 % производимых березовых соков (порядка 60 МУБ) поставляется на экспорт.

Кто в призерах

Значимую долю в объеме производства плодоовощных консервов занимают консервированные и маринованные огурцы (порядка 13 %). В 2015 году организациями республики произведено 38 МУБ продукции из огурцов при потребности внутреннего рынка в 26 МУБ. Неизменным лидером здесь остается компания «Вастега», которая обеспечивает выпуск 60 % всех консервов из огурцов.

Еще одна значимая позиция — консервы из зеленого горошка. Правда, в минувшем году их выпущено 14 МУБ, или 6 % в общереспубликанском объеме производства плодоовощных консервов. Для сравнения, в 2014-м — 44 МУБ. За последние два года количество производителей зеленого горошка в Беларуси сократилось. Так, остановило выпуск данной группы консервов бывшее УП «Слуцкий консервный завод», переданное в качестве имущественного комплекса в собственность ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат». Сегодня это унитарное предприятие не работает. Прекращен выпуск зеленого горошка в ОАО «Глубокский консервный завод» (теперь — ОАО «Купцовъ»). Еще ранее остановлено производство зеленого горошка в ОАО «Кобринский консервный завод». В середине 2015 года принято решение о ликвидации предприятия. В стадии санации находятся ОАО «Горынский агрокомбинат» и ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод».

Резервы для импортозамещения

В остальных сегментах рынка плодо-овощной консервированной продукции ситуация столь же неоднозначная. К примеру, объем выпуска томатных соусов и кетчупов в 2015 году только на 50 % закрыл потребности внутреннего рынка (20 МУБ против 40 МУБ). Аналогичная ситуация с производством консервов из грибов. Причем 87 % их выпуска обеспечило ИООО «Вастега» (7,2 МУБ).

Не меняется в сторону улучшения ситуация по консервам из фасоли, сахарной кукурузы. Практически не производятся в республике консервы из спаржевой фасоли, хотя это импортозамещающая позиция, и сырье для ее производства может быть выращено в нашей стране. Об этом свидетельствует опыт коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятия «Брилево» (Гомель). Ранее выращенная здесь спаржевая фасоль подвергалась консервации, сейчас значительные ее объемы гомельчане направляют на выпуск замороженной продукции.

Все большей популярностью у покупателей пользуются консервированные корнишоны, пикули, спаржа, консервы из фасоли, сахарной кукурузы, различные виды ассорти. Чтобы вытеснить с полок магазинов наименования таких импортных консервов, предстоит сделать еще очень многое. В первую очередь взрастить собственную сырьевую базу. По цене производимое отечественными сельхозорганизациями сырье пока не конкурентоспособно. В условиях ликвидации или санации отдельных предприятий отрасли спрос на указанные выше консервированные продукты собственным производством не закрывается, рынок оперативно реагирует на такую ситуацию увеличением импортных поставок. Объемы ввезенного в республику в минувшем году консервированного горошка, фасоли, кукурузы и томатных соусов сравнимы и даже превышают объемы внутреннего производства.

Приятным исключением можно считать улучшение статистики по выпуску джемов, варенья и конфитюров. В 2015 году объем производства сахаристых консервов по республике составил 8 МУБ против 3 МУБ в 2014-м. Лидирующие позиции здесь занимают ОАО «Городейский сахарный комбинат» и его филиал в Столбцах.

О детском питании

Выпуском детских плодоовощных консервов под собственными торговыми марками в Беларуси занимаются четыре организации. Они же оказывают услуги ряду компаний по производству питания для детей раннего возраста под торговыми марками этих компаний — «Топтыжка», «Непоседа», «Бамболина», «Билак», «Абибок», «Маленькое счастье», «Фрутти» и др. В 2015 году производителями детского питания выпущено 26,6 МУБ. Это позволяет в полной мере обеспечить потребности внутреннего рынка в широком ассортименте детских пюре, соков и нектаров. По качественным параметрам они ни в чем не уступают импортным аналогам.

В республике производят однокомпонентные и многокомпонентные плодоовощные пюре с сахаром, с пониженным содержанием сахара и без него, с добавлением молочных продуктов. Выпускаются также однокомпонентные и купажированные соки и нектары. Освоено производство мясных, рыбных, мясорастительных и рыборастительных консервов, а также молочных коктейлей на основе плодов и овощей, морсов.

К сожалению, Беларуси нечем похвастаться по таким видам консервированной продукции, используемой для дальнейшей переработки, как пюре-полуфабрикат асептического консервирования. Линии по выпуску данного пюре мощностью 27 тыс. тонн установлены в десяти организациях республики в рамках проведения мероприятий по реконструкции и техперевооружения отрасли. В 2015 году объем производства составил только 11 тыс. тонн. Практически не работала линия в ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов». Предприятие в стадии санации. На 15 % линия была загружена в ОАО «Ельский консервный завод», на 36 % — в организациях Гродненской области (ОДО «Фирма АВС» и УДП «Гродненский консервный завод»). Причем частные предприятия (ОДО «Фирма АВС» и ОАО «Гамма вкуса») обеспечили большую загрузку мощностей.

Похожая ситуация с линиями по производству концентрированного сока. Установки по выпуску неосветленного концентрата практически не работают на протяжении последних трех-четырех лет, а осветленного концентрата в 2015 году было произведено 1,1 тыс. тонн против 1,6 тыс. тонн возможных. Причем основной вклад внесло частное предприятие с иностранным капиталом ЧПУП «Кировский консервный завод» (900 тыс. тонн).

Востребована покупателем быстрозамороженная продукция, выпуск которой успешно развивается. Соответствующие производственные линии есть у 20 предприятий и установлены в организациях, не имеющих ведомственной подчиненности. В основном там занимаются заморозкой черники и грибов с целью их дальнейшей поставки на экспорт. Обеспечение внутреннего рынка овощной замороженной продукцией осуществляет

КСУП «Брилево», в том числе, заготовленными в собственной сырьевой зоне цветной капустой, брокколи, морковью, спаржевой фасолью, перцем, зеленым горошком, репчатым луком.

Большое значение консервной отраслью уделяется производству гарнирных овощей и картофеля в вакуумной упаковке. В лидерах опять же СП ООО «Леор Пластик» и ОАО «Гамма вкуса». Растет выпуск фруктово-ягодных наполнителей. При потребности молокоперерабатывающих организаций в наполнителях в объеме порядка 5–6 тыс. тонн установленные на предприятиях мощности позволяют выпускать более 15 тыс. тонн. Мощнейшее предприятие в этом направлении — иностранное

ООО «БелОБСТ» в Гродненской области. В республику возвращаются традиции народного вида консервирования — соления, квашения, мочения. Одной из первых к производству такой продукции обратилась компания «Фирма АВС». В очередной раз «частники» начинают и выигрывают…