Белорусские сети и поставщики мясопродуктов…

Кто первым сделает шаг, а лучше два, навстречу?

Порой отношения поставщиков и сетевой торговли в Беларуси выглядят дико. Это и так называемые зачетные схемы, ломающие рынок об колено; и нежелание рассчитываться вовремя; и проявление «старых добрых» региональных войн; и периодически возникающий дефицит по определенным товарным позициям.

Об этом и многом другом говорили и искали пути-выходы из ситуаций участники круглого стола «Эффективные переговоры с крупными торговыми сетями Республики Беларусь». Он прошел в рамках форума «Беларусь мясная» 28 октября. О самых ярких моментах данного мероприятия мы попробуем вам рассказать сейчас.

Комментируя своеобразный посыл одного из участников, заявившего, что в Беларуси вместо нормальных взаимоотношений торговли и поставщика по мясу процветает «дикий рынок», депутат Палаты представителей Валерий БОРОДЕНЯ объяснил имеющиеся проблемы «общим кризисом неплатежей в стране, который сегодня налицо».

Зачет-незачет

Валерий Бороденя также обозначил проблему так называемых зачетников, когда «за неимением денег у контрагентов участники возникающих коротких торговых цепочек готовы получать расчет тем же мясом». Представитель компании «Арвитфуд» (сеть универсамов «Престон») Максим ГУРИКОВ отметил «вдогонку», что сети могут получать ту же свинину с дисконтом в 20–25 %, но никогда напрямую, а только через зачетные схемы.

«Конечно, это — никакой не бизнес, — констатировал Валерий Бороденя, пришедший в Парламент с должности декана факультета маркетинга Нархоза. — Не имеющие возможности хранить скоропортящийся продукт предприниматели начинают избавляться от него, порой в убыток себе. На рынке в какой-то временной промежуток появляются дешевые мясные продукты, искусственно подогревая и негативно влияя на него. Это — глубоко порочный, нерыночный фактор».

В то же время представитель законотворческой сферы констатировал, что данный вопрос никакими законами не отрегулировать. «Можно что-то запрещать, потом разрешать, но эти действия в итоге будут вести к перекосам и ухудшению ситуации в других направлениях, — отметил депутат. — Белорусскому мясному рынку, и не только ему, необходимо идти по пути саморегулирования. Других рецептов на сегодняшний день нет».

Представитель компании «Арвитфуд» (сеть универсамов «Престон») Максим ГУРИКОВ

Для кого-то — бизнес, а кому-то — уголовная ответственность

Производители и поставщики мясной продукции обратили также внимание на общеизвестный, но глубоко волнующий их факт. «Сети чувствуют себя сегодня намного сильнее нас, — отметил заместитель генерального директора Слуцкого мясокомбината Игорь МАРКОВСКИЙ. — У предприятий нет возможности выжидать и корректировать ситуацию. Приходится идти на условия, которые диктуют сети. Да, это — рынок, но нам от озвучивания данного факта никак не легче. В таких условиях производителям необходимо объединяться и как-то влиять на негативную для себя ситуацию».

Заместитель генерального директора Слуцкого мясокомбината Игорь МАРКОВСКИЙ

В ходе проведения форума «Беларусь мясная» неоднократно звучала мысль о необходимости создания в Беларуси отраслевого мясного союза, способного лоббировать интересы своих производителей (об этом — чуть позже). Также на поверхность была поднята тема равенства форм собственности, существующая лишь на бумаге. «Торговые сети — это частный бизнес, — говорил руководитель одного из мясокомбинатов. — Мясокомбинаты в Беларуси по большей части — государственные. Когда вы на нас (сети. — Авт.) давите по ценам, мы не можем идти на уступки до немыслимых пределов, чтобы работать в убыток себе. Вы от нас ждете этого? Но для вас такой вариант — хороший бизнес и рыночный подход, а для нас — тяжелая ответственность, порой социальная, а бывает — что и уголовная».

Не померяться ли союзу с ассоциацией? Острый взгляд

Одновременно крик души от лица «частника-производителя» озвучил первый заместитель директора компании «Инко-Фуд» Руслан ТУЧА. «Мы испытываем серьезный дефицит мясного сырья в связи с отсутствием собственных сырьевых зон; отечественной свинины просто нет, польская закрыта, — негодовал он. — При этом нам еще рассказывают про то, что белорусские покупатели хотят видеть на прилавке продукцию самого высокого качества, чуть ли не organic food. Для кого это говорится? Мы знаем, какие деньги сегодня готовы платить рядовые белорусские потребители за предложенную им продукцию, так зачем обманывать друг друга?»

Представитель частной перерабатывающей компании также отметил, что его предприятие в последнее время работает прежде всего за счет возможности приобретать достаточно дешевую российскую свинину. «Но если доступ российского сырья и готовой мясной продукции на наш рынок станет полноценным, непонятно, что будет тогда с многими отечественными компаниями, работающими на белорусском мясном рынке, — предостерег он. — Энергоносители в России на порядок дешевле, зарплаты у рабочих сопоставимы… Как мы будем конкурировать?»

Он также напомнил, что госпредприятия обременены нагрузкой в виде детских садов, лагерей, колхозов и проч. «Впрочем, социальную нагрузку никто не снимал и с частника, — заметил Руслан Степанович. — Так что в нынешних условиях торговле нужно сделать шаг, а лучше — несколько навстречу своему производителю».

Говоря о перспективах мясного союза, спикер назвал данный вопрос наболевшим и во многом перезревшим. «Торговые сети объединились в свою ассоциацию, — напомнил Руслан Туча. — Мясникам в сфере развития коммуникации тоже нужно двигаться. Нам жизненно необходима структура, способная лоббировать интересы производителей. Мы работаем в рынке, но… Уже нет сил кредитовать сетевую торговлю дальше. Необходимо иметь какой-то невероятный товарооборот, чтобы выдерживать существующие сейчас правила игры».

Первый заместитель директора компании «Инко-Фуд» Руслан ТУЧА

Подытоживая сказанное, топ-менеджер из Бреста предположил: рынок ждет много интересных историй, когда сети начнут погашать свои кредитные задолженности. «Пока они работают на деньгах производителей, — подчеркнул он. — Однако бесконечно так продолжаться не может».

Дефицит продукции и сырья

Довольно большое время участники круглого стола уделили разбору ситуации, при которой стал возможен дефицит свинины и мяса птицы — в первую очередь. В частности, представители сети универсамов «Рублевский» продемонстрировали оригинальные таблицы, выглядящие как немой упрек поставщикам.

Предлагаем вам ознакомиться с двумя из них. В табл. 1 представлена объективная статистика за сентябрь 2016 года выполнения заявок сети по трем товарным категориям: охлажденная свинина, мясо птицы (тушка цыпленка бройлера), куриные полуфабрикаты (разделка от производителей).

А табл. 2 демонстрирует среднедневную потребность торговых объектов сети магазинов «Рублевский» по двум товарным мясным позициям.

Диалог на тему «дефсита» был весьма продолжительным, он получил развитие в ходе ноябрьской конференции TRADE DIALOG. Так что мы поговорим о взаимоотношениях розницы и производителя в сфере поставки того же мяса птицы в других материалах этого номера. Пока же отметим один безусловный факт: ритейлу и поставщикам в Беларуси жизненно необходимы площадки для общения; перед ними как никогда остро стоит вопрос соблюдения баланса интересов. В силу своих возможностей «Продукт.BY» будет решать этот вопрос.