Белорусские производители страдают от подделок

В рамках Международного экспортного форума «Беларусь молочная» состоялся круглый стол, где белорусские переработчики и представители российских, украинских, казахских оптовых компаний обсудили проблемы белорусского молочного рынка.

Эмоций было достаточно как с одной, так и с другой стороны. Представители оптовых компаний не искали деликатных определений, характеризуя главные проблемы белорусского молочного рынка. Но наши переработчики достойно держали удар.

БОЛЬШЕ УНИКАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ

Первым взял слово представитель российской оптовой компании, заявивший, что одна из основных проблем работы с белорусскими заводами — это ценообразование, точнее, индикатив, который вносит сумятицу.

— И еще одно — работать не по уникальным продуктам становится крайне сложно, — отметил российский представитель. — Получается, что практически все белорусские заводы производят те или иные разновидности российского сыра. Мы понимаем, что есть проблемы государственного масштаба, и ничего тут не поделаешь. Но производителям хотелось бы сказать вот что: больше уникальных продуктов! Придумать для российского сыра какое-нибудь фантазийное название — это еще не создание уникального продукта.

Также российский оптовик отметил, что «нужно что-то делать с формой. Эти стандартные круги… Надо двигаться в сторону мелкой фасовки!»

— И, конечно, ценообразование: нет разницы, сколько ты продашь белорусского сыра — 20 или 200 тонн. Скидки не существует, дистрибуторского соглашения нет… Не говоря уже о штрафных санкциях, которые к нам со стороны российских сетей применяются в полной мере, но ретранслировать эти санкции на белорусскую сторону практически невозможно

ЧТО С НДС?

По оценке еще одного российского оптовика, неудобство работы с белорусскими предприятиями — это залог НДС, который возвращается очень долго.

— Мы работаем только с одним белорусским предприятием — ОАО «Бабушкина крынка», — сообщил оптовик. —

И там пошли нам навстречу, отказавшись от взимания залога НДС. Но до сих пор мы взимаем НДС, который был уплачен нами в декабре и январе.

Как отметил представитель одного из белорусских молокоперерабатывающих заводов, «нам самим невыгодно брать залог НДС. Не раз уже было, когда из-за этого мы теряли торгового партнера! И понятно: кто хочет так надолго вкладывать деньги? Вообще, в рамках Евразийского пространства нужно как-то решать этот вопрос.

Ведь как получается: российская сторона не несет ответственности за ту компанию, которая не подтвердила нам НДС!»

«ГЕРОИЧЕСКИ МУЧАЮТСЯ...»

Еще один оптовик главной проблемой белорусского молочного рынка назвал отсутствие стабильного сырья: «Нет стабильного качества белорусской молочной продукции: сегодня одно, завтра другое, послезавтра третье! Тот же самый «Российский сыр» — один раз сварят нормально. А потом — то рисунок не выделен, то еще что-то. Ну, как-то же надо от этого уходить! Это проблема белорусских колхозов, потому что все начинается оттуда — качество исходного сырья все решает! А лаборатории мучаются с этим сырьем».

В свою очередь, представитель белорусского специализированного ведомства заметил, что о специализации молочных предприятий говорилось давно и много. И задумывались эти заводы как специализированные. Но что сегодня происходит?.. Пошла у какого-то завода «голландская группа» чуть лучше, другой завод решает: «И я буду делать «голландскую группу!» По словам специалиста, главная проблема в том, что «рано или поздно Россия откроет свой рынок для европейцев, и вот что мы тогда будем делать, — вопрос. Эти 6 млн тонн, на которые Европа прирастет, как она заявляла, пойдут именно на российский рынок. И переработчиков, извините, прижмут очень мощно».

— Должны быть планирование, четкая специализация, — продолжил представитель ведомства. — К примеру, нужно мне 100 тонн пропионового сыра. Значит, я должен запланировать, что моя Буренка произведет не 4 тонны молока, а 8 тонн. А потом нужно договориться с заводом…

Как отметил российский молочный эксперт, «самая главная проблема в отношениях с белорусскими переработчиками — нет прогнозируемых отношений. Классический пример. Завод начинает сотрудничать с российской компанией. Компания вкладывает в продвижение, все хорошо, продукция продается. А потом завод оповещает: мол, спасибо, тут у нас очередь стоит за сырами. Ты нам больше не нужен! С европейскими заводами выстраиваются принципиально иные отношения, потому что присутствуют взаимные обязательства — когда завод обязан произвести, а компания — продать».

ТЕРЯЕМ КАЗАХСКИЙ РЫНОК

О ситуации на казахском рынке рассказал представитель казахской оптовой компании:

— Полгода назад Россия запретила сырный продукт. Украинцы — очень сообразительные производители — сделали белково-жировой продукт. И куда теперь поставляется этот «продукт»?.. Ведь они понимают: надо побыстрее войти на казахский рынок, пока есть возможность. И как результат — цены обваливаются больше, чем в два раза, и везде пишут, что это сыр. Белорусские сыры в этой ситуации совершенно не проходят по цене — дорогие. Вот проблема! И как ее решить? Украина сегодня продает белково-жировой продукт по 2,2 доллара за килограмм. Наш, казахский, производитель вообще не может конкурировать, а белорусские сыры продаются, как говорится, в час по чайной ложке. Но у нас ведь есть Таможенный союз, в рамках которого мы должны пытаться что-то делать! Ведь теряют все! К примеру, прихожу я в сеть с белорусским продуктом, а мне отвечают, что мы, мол, не будем брать этот сыр. Я говорю им: «Если вы покупаете вкусный продукт, вы же потом еще раз его купите, правда? Если нет, то не купите. Давайте попробуем!»

По словам российского эксперта молочного рынка, ситуация сложилась парадоксальная: «Как бы никто ни в чем не виноват. Сети говорят, что потребитель хочет дешевый продукт. Производитель, отзываясь на потребности, выпускает дешевый продукт. Но ведь никому не приходит в голову, что, скажем, «Мерседес» должен стоить, как машины «АвтоВАЗа». «Мерседес» — это «Мерседес», «АвтоВАЗ» — это «АвтоВАЗ». Но потребитель приходит в магазин и спрашивает: «А почему у нас сыр такой дорогой?» А потому, что это очень качественный сыр, и, как любой качественный продукт, он требует много труда! То есть нужно говорить еще и о культуре потребления сыра. И когда мы, якобы отзываясь на потребности потребителя получить дешевый продукт, выпускаем этот продукт, мы на самом деле теряем и потребителя, и рынок».

Как отметила эксперт, более 30 % российских потребителей, в принципе, отказались от сыра и около 30 % — снизили потребление. Притом, что потребитель со средним уровнем дохода готов покупать пусть меньшее количество сыра, но хорошего качества.

ЧЬЕ МОЛОКО?

Огромной проблемой для белорусских переработчиков на российском рынке являются подделки. Вот что рассказала представитель одного из заводов:

— Руководитель молочного предприятия, входящего в наше объединение, поехал по России с торговым предложением. Приехал в одну компанию и говорит, что вот, мол, по такой цене предлагаем сыр. Ему отвечают: «Дорогой! Знаешь, сколько у меня сыра на складах?.. Идем, покажу!» Показывает огромный склад — конца края не видно! Но все сыры без этикеток. Представитель оптовой компании подводит нашего директора к стопочке листочков, а там написано: «Слуцкий сыр», «Кобринский сыр». А потом и говорит: «Попросят у меня «Берёзовского сыра» — я поставлю этикетку «Берёзовский сыр», попросят слуцкого — поставлю этикетку «Слуцкий сыр». И цена на эти сыры дешевле, чем на наши. Так, зачем мне твои сыры?..» Видите, что происходит!

А непосредственно этот завод выпускает сухое обезжиренное молоко. По словам специалиста, судя по тому, что российские компании спрашивают именно их молоко, его вполне можно считать брендом. «В последнее время мы каждый день получаем письма из России: «Помогите разобраться: ваше ли это молоко? Творится что-то невероятное — сплошные подделки, — делится специалист. — Нашего молока гуляет по России столько, сколько мы не производим. И, конечно, цена другая. А мне звонят и говорят: мол, ваше молоко испортилось. Да не испортилось оно! Просто уйма подделок!»

Эмоций было достаточно как с одной, так и с другой стороны. Представители оптовых компаний не искали деликатных определений, характеризуя главные проблемы белорусского молочного рынка. Но наши переработчики достойно держали удар.

БОЛЬШЕ ПИТЬ МОЛОКА

Все участники сошлись во мнении, что проблемой также является недостаточное продвижение молока на государственном уровне. Как отметил представитель белорусского специализированного ведомства, «когда-то в Беларуси потребление молока составляло 400 килограммов на душу населения, а сейчас всего 200! А почему? Потому что мы проигрываем конкуренцию цветным напиткам. Нужна массированная государственная политика в отношении продвижения молочных продуктов».

Кто-то из российских участников рассказал, как во время жары в России на тот момент председатель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко призвал потреблять молочные продукты, и потребление молока в Москве выросло просто в разы.