«Белорусские производители — не простые ребята». В Сочи прошла 8-я «Пищёвка 3D»

Марина НОВИКОВА
корреспондент

10–12 мая в Сочи состоялась крупнейшая российская ассамблея участников рынка хлебопечения «Пищёвка 3D». Впервые за все годы конференции в ней приняла участие белорусская компания — кондитерская фабрика «Слодыч». Презентация совместного проекта «Слодыча» и российской компании «Любимый край» стала одной из самых значимых на ассамблее, собравшей 350 производителей и поставщиков со всей России. На белорусов впервые посмотрели не как на соседей, а как на партнёров зарубежного рынка.

А коктейль?..

По сравнению с октябрьской и майской «Пищёвками» 2022 года, по настроению и интонации спикеров нынешняя конференция вернулась во времена, предшествующие, как говорили выступающие, «всем известным событиям». Уныния и упаднических настроений не было, но практически каждый отметил, что как прежде уже не будет. А что будет, как будет — не знает никто. Год назад в мае топ-менеджер одной из крупнейших хлебопекарных компаний «Каравай» (Санкт-Петербург) Олег Данилов немалую часть своего выступления посвятил дыхательным практикам. Зал хохотал и с облегчением выдыхал — справимся, выдержим. Тогда создатель «Пищёвки» и модератор конференции Роман Калинин сказал, что у ассамблеи новый лозунг: «Делай что должен, и будь что будет».

В этом году в Сочи опять приехала, по выражению одного выступающего, «вся страна», что, к слову, было и в 2022-м. И опять организаторы были в майках со старым лозунгом: «Кайфуй со смыслом». Здесь по-прежнему бегают по утрам — в нынешнем году процент тех, кто принимает участие в утреннем марафоне, увеличился с 5 до 10. Здесь также не любят долгих и скучных презентаций, а главы хлебных союзов устраивают такие словесные дуэли, что просто захватывает дух. У тебя появляется четкая уверенность, что сейчас кто-то кому-то банально даст в ухо, тем более что собеседники сидят в полуметре друг от друга. Но ничего не происходит (к счастью или к сожалению) — дуэлянты сохраняют изысканную вежливость до конца панели, не повернув голову в сторону друг друга ни на миллиметр. Здесь генеральный директор крупнейшего в регионе предприятия может сказать одному из спикеров: «Вы врёте!» Кстати, этот спикер в числе выступающих на нынешней «Пищёвке» уже не был. Здесь троллят друг друга — много и с удовольствием. В этом году, кажется, больше всех досталось самому Роману Калинину.

С помощью NielsenIQ, Всероссийского центра изучения общественного мнения и одной исследовательской компании организаторы решили выяснить, зачем участники рынка приезжают на «Пищёвку». Результат оказался ошеломительным: 90 % — чтобы «потягивать коктейли», 8 % — «купить чурчхелу», 1 % — «заставили». Еще один процент — посмотреть на Дмитрия Козлова — руководителя одного из ключевых игроков рынка БКК «Коломенский». А когда не поверивший своим глазам Роман Калинин решил уточнить, знают ли приезжающие на «Пищёвку» о наличии здесь деловой программы — удар был еще сильнее. Более 90 % ответили: «А что, ещё и деловая программа есть?»

Мы почти уверены, что участники опроса решили просто повеселиться над создателем «Пищёвки» — и потому, что это вписывается в атмосферу конференции, и потому, что практически каждое выступление всегда имеет обратную связь — в зале бурлят эмоции, люди задают вопросы в чате и живьём. То есть коктейли — ну никак не основная цель посещения конференции. А главное, «Пищёвка» — это самое значимое событие отрасли, куда съезжается на самом деле вся страна: главы федеральных торговых сетей, производители ингредиентов, поставщики и производители оборудования, директора крупнейших хлебопекарных компаний и локальных, очень интересных заводов. «Это как «Оскар»!», — с изумлением отметил участник, впервые приехавший в Сочи. Всё это сообщество смеётся, шутит и очень серьезно работает на протяжении трех дней. Здесь проговариваются основные тренды отрасли, ее ближайшее будущее. Если в прошлом году основной темой было импортозамещение на всех сегментах рынка, то в этом говорили о консолидации, покупке и продаже заводов, о капитализации.

Как финны

Выступление белорусов на «Пищёвке» оказалось важным не только потому, что это было первый раз. Но ещё и потому, что российские производители хлебобулочных изделий впервые посмотрели на наших хлебопеков как на потенциальных надежных партнеров. На «Пищёвке» лидер российского рынка овсяного печенья компания «Любимый край» и лидер белорусского рынка печенья фабрика «Слодыч» представили совместный проект по выпуску детского печенья на белорусских мощностях. Символично, что в презентации проект назывался Love story.

Генеральный директор «Любимого края» Алексей Медведев рассказал, что компания, испытывая острую нехватку мощностей, искала в России партнера. Но… искала-искала и не нашла. Однако «пираты любят нестандартные решения». В прошлом году на «Пищёвке» Алексей Медведев сказал, что работников отрасли можно разделить на пиратов и бюрократов. Со вторыми всё понятно, с первыми — не очень. В конце концов, всем известен основной способ пиратского заработка. Возникновение белорусского проекта объяснило, что имел в виду генеральный директор «Любимого края» — нестандартные решения. Ну, и еще одно немаловажное объяснение от Алексея Медведева: «Пираты умеют любить!»

Алексей Медведев пояснил, что в прошлом году на белорусском симпозиуме хлебопеков некий «высокий сутулый человек» твердо сказал ему, что искать партнеров на белорусском рынке нет смысла — мол, белорусские предприятия слишком зарегулированы. Но всё-таки партнер был найден. Решение о запуске контрактного производства датировано 30 июня 2022 года. Один месяц потребовался на выбор ассортимента, два потратили на изучение рынка, снова два — на согласование дизайна, еще два — на согласование договора. С 21 сентября по 22 декабря 2022-го длилась разработка дизайна. Еще два с половиной месяца ушло на согласование маркировки и один месяц — на печать. Таким образом, весь запуск занял девять месяцев. Старт продаж начался 22 марта 2023 года. За месяц благодаря этому проекту «Любимый край» вошел во все российские региональные сети, а также в «Азбуку вкуса», куда не мог попасть все 20 лет своего существования.

Оказалось, что белорусские производители — «не простые ребята». А еще — они такие надежные, что «с ними можно ничего не подписывать на бумаге», что для «Слодыча» также важно качество, как и для «Любимого края», в отличие от многих российских компаний. Тут Роман Калинин предупредил генерального директора «Любимого края», чтобы он был осторожен в оценках: мол, ему же еще два дня общаться в Сочи с российскими производителями.

«Когда мы спросили на «Слодыче», как они собираются контролировать качество муки, они даже обиделись, потому что для них — это естественный процесс!», — рассказал Алексей Медведев. Еще глава «Любимого края» выдал совсем неожиданное, что белорусы — как финны. «Когда финны ушли с российского рынка, — отметил он, — белорусы подняли это знамя!»

Оценивая вышесказанное, возникает вопрос: а знают ли россияне белорусов? А если знают, то, может, это знание опирается на некий набор мифов?..

Конечно, с проектом было не всё гладко. По признанию руководства двух компаний, в отделах маркетинга «Слодыча» и «Любимого края» висят портреты с директорами: на «Слодыче» — «Любимого края», на «Любимом крае» — «Слодыча»; и туда сотрудники бросают дротики. Да, признался генеральный директор «Слодыча» Александр Нечай, «мы зарегулированы, но в этом есть и хорошая сторона: мы — системные люди». Также он говорил о том, что известно любому белорусскому переработчику и производителю, — и о жесткой законодательной базе республики, которая не позволяет производить некачественный продукт, и о сохранившейся технологической базе, и о высоком уровне компетенций. Наконец Александр Нечай резюмировал: «Мы умеем быть гибкими, но нужно, чтобы и другая сторона также проявляла гибкость».

Сергей ТРИБОЙ, заместитель генерального директора по продажам компании «Слодыч» добавил:

— Чтобы развиваться на российском рынке, надо либо пытаться долго продвигать свой бренд, что требует огромных денег, либо находить историю, как у нас с «Любимым краем», и входить с чужим брендом, показывая свое качество, свои возможности.

Работать непросто. Надо проявлять гибкость с каждой стороны — у каждого есть свое видение, никто не хочет сразу идти навстречу своему партнеру. И с обеих сторон было много вопросов. Но в итоге родился продукт, который уже реализуется. Мы начали с детского печенья «Зайки». Это первый шаг. Ведутся переговоры по расширению нашего сотрудничества.

Источник: ПРОДУКТ.BY