Белорусские продукты и технологии в интересах Узбекской торговой сети Korzinka.uz

Узбекских ритейлеров интересуют не только белорусские продукты, но и технологии

Важнейшая задача для экспортера продуктов питания — найти на новом рынке эффективный канал продаж. Узбекский рынок с этой точки зрения весьма специфичен: в некоторых регионах традиционные восточные базары остаются главными торговыми площадками. Большая доля рынка принадлежит небольшим семейным магазинам. Не так давно появился игрок, который позиционирует себя, как сеть удобных магазинов у дома с ограниченной ассортиментной матрицей и ценовой политикой дискаунтера. Вместе с тем быстро развиваются современные форматы торговли, и потенциал этого сегмента огромен. В преддверии Белорусско-узбекского аграрного форума ПРОДУКТ.BY встретился с представителями ведущих игроков сетевого ритейла и узнал, как они растут, на каких условиях работают с поставщиками, какие товары готовы положить на свою полку в первую очередь и чего ждут от белорусских партнеров. Нужно отметить, что и подходы к сотрудничеству с поставщиками, и ассортиментная политика, и опыт работы с белорусскими предприятиями у них заметно отличаются. Тем лучше — есть возможность выбора, пусть и небольшая.

Korzinka.uz

Личная встреча для потенциальных партнеров — лучшая возможность понять друг друга, найти точки соприкосновения, увидеть различия и наметить пути сближения интересов. Директор по маркетингу торговой сети Korzinka.uz Малик КАРИМОВ озвучил свои интересы и задачи, которые ритейлер планирует решить в рамках форума.

На новый уровень

Сеть выходит на новый виток развития. К имеющейся полусотне магазинов в ближайшие четыре года должны прибавиться еще около ста по всей стране. Гарантом реальности этих амбициозных планов выступает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

По словам Малика Каримова, совместная с международным финансовым институтом программа развития сети принята совсем недавно. Это один их крупнейших проектов банка для частного бизнеса в Узбекистане.

— Чтобы получить финансирование, нам необходимо было очень серьезно подготовиться, — рассказал Малик Каримов. — В компании два года работал международный аудит: надо было показать, как формируется прибыль, каков уровень рентабельности, как оптимизируются накладные расходы и так далее. Вопросов решалось много, но эта работа пошла только на пользу. Мы серьезно оздоровили свою компанию, решили многие проблемы. Если этот опыт окажется удачным, дальше будут новые проекты с ЕБРР, в том числе связанные со строительством складов и развитием логистики. Данная тема неизбежно станет на повестку дня уже в ближайшее время, ведь чтобы обслуживать полторы сотни супермаркетов, нужна очень хорошая логистика. Сейчас у «Корзинки» есть два распределительных центра. Первый — для товаров длительного хранения, рассчитанный на 80–100 маркетов. Второй — овощная база и холодильно-складской комплекс на 5000 тонн. Однако этого явно недостаточно. Сейчас мы изучаем лучшие зарубежные практики в области логистики. И нам, конечно, интересен опыт белорусских коллег.

Малик КАРИМОВ: «Качество само по себе уже не может
служить гарантией рыночного успеха продукта.
Даже с учетом высокой степени лояльности узбекских
потребителей к белорусским продуктам было бы очень
полезно поработать с ценами, ассортиментом,
с узнаваемостью брендов».

Малик КАРИМОВ — директор по маркетингу торговой сети Korzinka.uz

Перспективы для экспорта технологий и оборудования

Вопросы оптимизации и рациональной организации деятельности, как показало общение, — одни из самых актуальных для узбекской сети. Ближайшая задача компании, продающей ежедневно до 20 тонн мяса с перспективой быстрого роста, — создание собственного мясоперерабатывающего подразделения. Сейчас крупные супермаркеты получают туши целиком и разделывают их на месте самостоятельно. Централизация обвалки, изготовления полуфабрикатов, упаковки позволит сократить количество людей в мясных отделах магазинов.

По словам собеседника, заинтересованные специалисты сети во время визита в Беларусь видели, как работают высокопроизводительные обвалочные и разделочные линии, в частности, на Слонимском мясокомбинате. Подобные, а может быть, еще более продвинутые и высокоэффективные цеха необходимы крупнейшему узбекскому ритейлеру.

— Интересно было бы встретиться с проектировщиками и производителями подобного оборудования, получить рекомендации, обсудить возможности для сотрудничества с учетом наших задач, и не только в области мясопереработки, — поделился директор. — До недавнего времени мы работали только с итальянскими поставщиками. Теперь стали более открытыми к партнерству с компаниями из других стран. Главный критерий при выборе поставщика — наиболее полное соответствие предложения нашим задачам и требованиям. Уже есть проекты с турецкими коллегами по холодильному оборудованию, готовы рассмотреть также предложения белорусских производителей.

Нужны уникальные белорусские продукты

По словам собеседника, узбекская торговля заинтересована в поставках обширного ассортимента высококачественной халяльной белорусской продукции — молочной, мясной, в том числе птицы с фиксированным весом тушки, а также рыбы и рыбных консервов. Очень интересны белорусские сыры.


— В последнее время все более востребованными в Узбекистане становятся морепродукты. Два ближайших поставщика продукции этой категории — российская компания Vichi и белорусская «Санта-Бремор», — отметил Малик Каримов. — С последней сейчас ведутся переговоры о возможности прямых поставок. Мы надеемся, что в скором времени все детали удастся согласовать, ведь, на наш взгляд, партнерство может быть обоюдовыгодным. Для «Санта-Бремор» — это выход во все регионы нашей республики, для нас — эксклюзивный ассортимент и хорошие цены на полке.

Интересна и кондитерская тема. Однако, как это ни странно, белорусскую, как и украинскую, кондитерскую продукцию в Узбекистане знают плохо. В этой категории на полках республики традиционно лидируют российские поставщики. Причина отчасти в том, что люди смотрят российское телевидение, где регулярно рекламируются эти товары, поэтому и покупают их более охотно.

— С моей точки зрения, белорусским производителям для начала стоит наладить хороший контакт с местными дистрибьюторами — есть несколько достаточно крупных компаний, с которыми мы сотрудничаем и которым может быть интересен этот портфель. Будучи заинтересованными в расширении ассортимента и приобретении новых клиентов, они стали бы более целенаправленно заниматься продвижением данной продукции, — добавил собеседник.

 

Узбекская торговля заинтересована в поставках обширного ассортимента высококачественной халяльной белорусской продукции — молочной, мясной, в том числе птицы с фиксированным весом тушки, а также рыбы и рыбных консервов. Очень интересны белорусские сыры.

 

О важности продвижения

— Вопрос обеспечения спроса, узнаваемости бренда, маркетинга достаточно важен для всех категорий. Качество само по себе уже не может служить гарантией рыночного успеха продукта. Даже с учетом высокой степени лояльности узбекских потребителей к белорусским продуктам было бы очень полезно поработать с ценами, ассортиментом, с узнаваемостью брендов.

Желательно, например, проводить регулярные дегустации, презентации, участвовать в акциях, чтобы сами компании более активно участвовали в этом — развивали свой бизнес, причем не только в сети «Корзинка», но и на рынке в целом. Если говорить о прямых поставках в сеть — это значит перекладывать на нас определенные риски, затраты на логистику. Мы много раз с этим сталкивались и убедились, что работа с малоизвестными брендами не всегда себя оправдывает.

Собеседник отметил, что у сети имеется позитивный опыт работы с белорусскими сырами. Но с этим продуктом проще — есть какие-то классические сорта, сыр продается внарезку, и потребитель может его попробовать, познакомиться с ним. За белорусские сыры говорит также их достаточно конкурентная цена.

Продукты из Беларуси в Узбекистане пользуются доверием. Однако закупщикам нужно лучше знать экспортные возможности и продукцию белорусских предприятий, тогда будет больше тем для обсуждения. Белорусско-узбекский аграрный форум — хорошая площадка для личного знакомства с потенциальными партнерами и их предложениями.

Узбекская философия потребления

Узбекские потребители любят все свежее, высоко ценят местные овощи и фрукты, потому что считают их более органичными и натуральными, что, в общем-то, вполне справедливо. Местный хлеб — всегда только свежеиспеченный, вчерашнего на полке не может быть. С учетом этого можно сказать, что и от потенциальных поставщиков ждут подобных предложений — максимально натуральных продуктов высокого качества в удобной и экологичной упаковке.

Также интересны уникальные белорусские продукты. Например, лесные грибы — опята, маслята, боровики — маринованные или сушеные, лесные ягоды в замороженном виде или в виде высококачественных джемов, конфитюров, варенья. Возможно, белорусские производители смогут предложить еще чтото из этой категории.

Особенности национальной торговли

Собеседник посетовал, что вести дела с белорусскими партнерами не всегда просто. Даже крупные частные компании не отличаются оперативностью в принятии решений. Еще одно осложняющее торговлю обстоятельство — белорусские ценовые ограничения, которые распространяются на многие товары, экспортируемые в Узбекистан. Подобные ограничения действуют и в самом Узбекистане — на фрукты, например. Однако все это не стимулирует внедрение инноваций, снижение себестоимости!

Источник: ПРОДУКТ.BY