Белорусские пищевики готовы конкурировать с импортом, но ждут господдержки

Чиновники рекомендуют рознице увеличивать объемы товаров отечественных производителей. Как видят конкурентную борьбу белорусских товаров с импортными аналогами представители ритейла и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Успешно конкурировать белорусской гречке с импортной поможет снижение стоимости закупочной цены на гречиху, считает директор филиала «Гомельский комбинат хлебопродуктов» ОАО «Гомельхлебопродукт» Михаил Белошицкий. «Наш товар неконкурентоспособен в сравнении с российским, к примеру. Там цены как на зерно, так и на крупу ниже. «Евроопт», «Эколайнбел» этим пользуются. Закупают продукцию в России, здесь уже фасуют», – объясняет Михаил Белошицкий. Впрочем, добавляет он, шаги в этом направлении уже делаются – в нынешнем году закупочные цены на гречиху остались на уровне 2013 года. К слову, в прошлом году они также были неизменны относительно цен 2012 года. «Плюс предприятиям самим необходимо поджимать издержки, чем сегодня они и занимаются. Мы намерены уже в этом году нарастить объем продаж на белорусском рынке», – делится планами директор «Гомельского комбината хлебопродуктов».

Перестать проигрывать в схватке с иностранным яблоками и грушами значит иметь возможность качественно хранить свои, утверждает главный экономист агрокомбината «Ждановичи» Татьяна Ильина. «У нас 400 гектаров земли заняты яблоневыми и грушевыми садами, плантациями слив, черешни, аронии и клубники, а специального плодохранилища для них нет. Конечно, в сезон мы урожай продадим, а вот круглый год обеспечивать население фруктами в такой ситуации проблематично», – зрит в корень Татьяна Ильина. Эти промышленные сады предприятие заложило, успешно освоив выделенные ей средства из Государственной комплексной программы развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011-2015 годах. Предполагалось, что профинансируется и строительство хранилища, но средств так и не выделили. «Агрокомбинат планирует заняться разрешением этого вопроса самостоятельно, но речь же идет о миллиардах белорусских рублей», – заключает Татьяна Ильина.

Отвоевывать отечественного покупателя у заморских макарон белорусским производителям помогает доступная цена и эффективная работа с клиентами, считает заместитель директора филиала «Боримак» УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» ОАО «Минскоблхлебопродукт» по производству Людмила Минькова. Для увеличения же доли белорусских макарон в структуре продаж макаронных изделий на белорусском рынке, полагает Людмила Минькова, необходимы здоровая конкуренция среди производителей и возможность обеспечения предприятия качественным сырьем –пшеницей с высоким содержанием клейковины.

Потеснить импортную молочку можно скидками и акциями на свой продукт, считает заместитель генерального директора по экономике ОАО «Здравушка-милк» Елена Гудревич. «Цены на нашу продукцию доступны, но все же есть некоторые проблемы в плане затрат. Поэтому важно дать покупателю шанс попробовать товар. Проводя акции, спускаться в ценовой сегмент пониже, чтобы потребитель без ущерба для кошелька мог сравнить нас с российской или европейской молочной продукцией», – говорит Елена Гудревич. И вот тогда дело за неизменным качеством вашего молока.

В то же время есть и другой взгляд на проблему. Многие производители говорят не только об улучшении качества продукции и снижении цены на нее, но и о необходимости поддержки на государственном уровне.

Так, увеличить долю белорусских кондитерских изделий на внутреннем рынке можно в случае регулирования на уровне государства минимальных цен на импортные сладости, утверждает главный экономист «Витебского кондитерского комбината «Витьба» Светлана Сметанникова. «Продукция нашей компании и многих других белорусских предприятий данной отрасли чаще всего превосходит по качеству импортный товар, но сырье нам обходится дороже. Те же российские и украинские кондитерские комбинаты могут себе позволить более низкие цены на товар. Вопрос в том, чтобы ограничивать поставки иностранных кондитерских изделий по демпинговым ценам», – рассуждает Светлана Сметанникова.

Генеральный директор компании «Онега» Сергей Метто также выступает за господдержку белорусского производителя. «Нам не надо поддаваться на провокации и открывать свои рынок для импорта без ограничений. Даже в Евросоюзе есть определенные жесткие квоты – больше определенного количества продукции ты не имеешь права поставить на рынок. Все серьезно регулируется. У нас же двери открыты. В результате на белорусский рынок приходят транснациональные торговые сети,которые взаимодействуют с транснациональными производителями. А национальные производители, в итоге, умирают», – утверждает С.Метто.

По его словам, на сегодняшний день именно от торговых сетей зависит, каков процент белорусской продукции будет в товарообороте. «Законтрактованные полки в торговых сетях не оставляют потребителю выбора», – считает генеральный директор «Онеги».

«По большому счету, с сетями работать мы можем. Но если бы к этому добавилась какая-то помощь от государства, было бы неплохо. У торговли две основные точки давления на производителей – глубина скидки и длительность отсрочки. И в этих вопросах нам состязаться с транснациональными корпорациями сложно», – добавил С.Метто.

«Если эта тенденция в Беларуси будет продолжаться, мы можем попасть в тот же капкан, в который попали Польша и Россия – потребителям будут предлагать суррогаты вместо натуральных продуктов. Ведь производителей за счет этих скидок и отсрочек сроков платежей вынуждают производить всякую ерунду. Все самое дешевое. Посмотрите, сколько стоит у нас мясо? Br120 тыс. А сосиски – Br50 тыс. А в Польше – полтора евро. Понятно, из чего они сделаны: мука, крахмал, клетчатка, соя. У нас таких дешевых сосисок пока нет. Но… готовьтесь, люди. Если так будут прижимать производителя – скоро появятся», – утверждает Сергей Метто.

Подобная ситуация, подчеркивает генеральный директор «Онеги», не позволяет развиваться отечественному производителю, загоняет в ситуацию, когда у него нет сбыта и денег. «Посмотрите, как активно развиваются в Беларуси крупнейшие торговые сети. И покажите хотя бы одного производителя, который растет такими же темпами. И не самое лучшее положение белорусских компаний отражается на потребителях и на продуктах, которые они приобретают. А ведь именно от работы белорусских предприятий зависят зарплаты белорусских рабочих».

«Надо дать возможность покупать белорусам белорусские продукты. В Москве в магазинах – огромное количество наших продуктов. А у нас на родине производителям часто сложно пробиться на полки – даже несмотря на все инициативы государства», – подчеркнул Сергей Метто.

Как сообщалось ранее, президент Беларуси Александр Лукашенко 22 июля заявил о необходимости более активного продвижения объектами торговли товаров белорусского производства. «Если в Беларуси есть товар, он должен быть выгодно представлен в любом магазине», – подчеркнул глава государства.

Источник: interfax.by