Белкоопсоюз в 2015 году

Мы долго думали, как озаглавить этот материал. И в итоге остановились на таком, достаточно нейтральном, одновременно всеобъемлющем варианте. Об итогах уходящего года для самой разветвленной, многопрофильной структуры страны мы традиционно беседуем с председателем правления Белкоопсоюза Валерием ИВАНОВЫМ.

Ведущие направления работы потребкооперации

— Валерий Николаевич, как для системы потребительской кооперации заканчивается 2015 год? И здесь же можно порассуждать на следующую тему: что в уходящем году стало для Белкоопсоюза наиболее запоминающимся, тем, что можно назвать масштабным и беспрецедентным..

— Давайте начнем по порядку, что называется, с азов. Как известно, торговля является основным отраслевым направлением нашей деятельности. Неслучайно ведь, что по количеству торговых предприятий сеть потребкооперации — самая крупная в Беларуси. Она насчитывает более 10 000 торговых объектов. В этом году мы пересмотрели подходы в работе отрасли с учетом динамичного развития отечественного ритейла и изменения предпочтений покупателей.

Самый масштабный проект, начатый в текущем году в данном сегменте, — формирование единой корпоративной компьютерной системы. В нее будут включены все наши организации и компьютеризированные торговые объекты. Это позволит оперативно, без влияния субъективных факторов контролировать ассортимент и управлять поставками в магазины потребкооперации.

Кроме того, в уходящем году мы больше акцентировали внимание на активных формах торговли. Речь идет о ярмарках, рынках, местах массового отдыха населения, дислокации садовых товариществ и дачных участков и многом другом.

— Несколько слов о работе вашей промышленности…

— Промышленная отрасль потребкооперации является многоотраслевой структурой. В Белкоопсоюзе действуют 212 основных цехов и участков. Сегодня этот сектор находится на подъеме. За 11 месяцев произведено продукции на сумму 2,5 триллиона рублей с темпом роста 109,5 %, при задании 106 %. Кстати, среднереспубликанский показатель здесь находится на уровне 92,9 %.

Без преувеличения можно говорить о качественном скачке по многим направлениям. Обеспечена положительная динамика объемов производства консервов (темп роста — 122,3 %), мяса (117,2 %), пищевой рыбной продукции (108,9 %), мясных полуфабрикатов (104,1 %), кондитерских изделий (102,8 %).

Отмечу отдельно: продуктов из мяса по национальным домашним рецептам было произведено 1,4 тысячи тонн.

Методом соления, квашения, мочения переработано 3,5 тысячи тонн сырья. И такая продукция неизменно пользуется спросом у покупателей.

Могу сказать, что на промышленном направлении нам удалось, к примеру, значительно повысить эффективность производства на четырех хлебопекарных предприятиях и в семи мясоперерабатывающих цехах.

— С учетом того, что хлеб — традиционно всему голова, хотелось бы поговорить о ситуации в вашей хлебопекарной отрасли.

— Данная отрасль — уже традиционно одна из самых значимых в кооперативной промышленности. И, несмотря на снижение объемов потребления главного продукта со стороны населения, по-прежнему остается приоритетной. Достаточно сказать, что ее удельный вес в объемах республики превышает 23 %.

Мы из месяца в месяц обеспечиваем положительную динамику объемов производства хлебобулочных изделий. Наши пекарни поставляют хлеб не только в собственную торговую сеть, но и сторонним организациям.

Активно также развивается производство замороженной продукции. В целом по Белкоопсоюзу по такой технологии переработано 3,3 тысячи тонн сырья — это в 2,2 раза больше прошлогоднего показателя.

— А что вы скажете о модернизации ваших объектов в 2015 году?

— Мы ощутили, что конкуренция на рынке производства пищевых продуктов ужесточилась. И с учетом анализа сложившейся ситуации в промышленной отрасли были проведены определенные работы по модернизации и техническому перевооружению отдельных наших объектов. Цель оправдывает средства: ведь необходимо повышать конкурентоспособность своей пищевой продукции.

В числе первоочередных задач на данном направлении стали концентрация и специализация имеющихся мощностей, установка современного энерго- и ресурсосберегающего оборудования. В частности, сегодня идет замена старых хлебопекарных печей на новые, энергоэкономные.

Кроме того, в консервном цеху Солигорского райпо введена в строй новая система вентиляции. На Молодечненском пищевом комбинате сдана в эксплуатацию современная котельная. Причем, обратите внимание, основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий.

— Валерий Николаевич, а можно несколько цифр для создания общей картины?

— На модернизацию и техническое перевооружение за 11 месяцев 2015 года направлено более 50 миллиардов рублей. Уместно отметить и тот факт, что за девять месяцев 2015-го по нашей промышленной отрасли получено чистой прибыли 50,5 миллиарда рублей, что на 7,8 миллиарда рублей больше, чем за аналогичный период 2014 года.

Рука на пульсе жизни

— Говорят, там, где идет стройка, чувствуется пульс жизни. Насколько нам известно, Белкоопсоюз в 2015 году много построил. Расскажите про ваши новые объекты.

— Бесспорно, наиболее масштабным событием 2015 года, да и, пожалуй, последнего десятилетия, для нашей системы стали завершение строительства и ввод в эксплуатацию нового зверохозяйства в деревне Стриевка Гродненского района, рассчитанного на содержание 80 тысяч маточного поголовья норки. Здесь применены самые прогрессивные технологии, объект оснащен уникальным оборудованием, обеспечена полная автоматизвация процессов водопоения, кормоприготовления и кормораздачи. Данный комплекс не имеет аналогов, причем как на постсоветском пространстве, так и в целом по Европе.

Объект расположен на площади 40 гектаров. Затраты на его возведение составили около 300 миллиардов рублей. Примечательно то, что строительство комплекса удалось завершить в рекордные сроки — за 18 месяцев, на полгода раньше установленного норматива.

— А что другие ваши стройки образца 2015 года, насколько они оказались внушительны и успешны?

— В целом по системе потребкооперации в уходящем году введено в эксплуатацию 17 крупных торговых объектов, причем во всех областях нашей страны. Общая площадь каждого такого магазина составляет от 500 до 1500 квадратных метров.

Кроме того, появился 51 объект шаговой доступности, а также открыто 32 объекта общепита. Много это или нет, пусть каждый решает для себя. Но объективно — только для нужд торговли и общепита нами было построено 100 новых объектов.

— Представители белорусского бизнеса говорят, что торговля занимает непомерно большую долю в формировании ВВП. Хотя, откровенно говоря, эти опасения касаются, прежде всего, городов. А как вам удается оптимизировать соотношение торговых и производственных организаций в системе Белкоопсоюза?

— Если говорить о соотношении торговых и производственных организаций в нашей системе, то нам удалось создать довольно органичную структуру. Ведь наши производственные предприятия, наряду с заготовительными, выступают основными ресурсными поставщиками товаров в торговую сеть.

Более 30 % товаров, реализуемых в магазинах потребкооперации, — собственного производства. Это свежая и переработанная мясная продукция, плодоовощные консервы, хлебобулочные и кондитерские изделия, замороженные и переработанные овощи.

Но я бы хотел несколько слов сказать и о «непродовольственном направлении». Мы активно развиваем производство готовых меховых изделий, расширяем собственную торговую сеть. Сегодня в Минске работают два фирменных салона-магазина «Королевство меха», еще по одному — в Бресте и Гродно. Новая коллекция меховых изделий сезона «осень-зима 2015–2016» производства унитарного предприятия «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза» недавно была представлена на международной выставке в Астане, где получила высокую оценку экспертов.

Выставочная стратегия

— Валерий Николаевич, Белкоопсоюз также участвовал в крупнейшей специализированной белорусской выставке «Продэкспо-2015». Было ли что-то новое, особо интересное и запоминающееся в ее рамках?

— Наверное, она запомнилась, прежде всего тем, что Белкоопсоюз принял в ней активное участие (улыбается. — Авт.).

Мы представили широкий спектр продуктов питания, выпускаемых предприятиями потребительской кооперации: хлебобулочные и кондитерские изделия, продукты из мяса (в том числе по национальным домашним рецептам), плодоовощные и мясные консервы, минеральную воду и безалкогольные напитки. Плюс посетители выставки познакомились с нашей плодоовощной быстрозамороженной продукцией, а также традиционными солениями, квашениями и мочениями.

Наконец, были организованы дегустации. Специалисты Молодечненского пищевого комбината и Солигорского райпо представили новые виды консервации. Я бы отметил огурцы маринованные «Молодечненские», ассорти «Белорусское» в современной таре твист-офф, кабачки в томатной заливке, сок березовый натуральный «Славянский» без сахара, мясорастительные консервы в новой упаковке дой-пак. В то же время специалисты Ушачского овощесушильного завода продвигали нашу минеральную воду «Вечелье» и безалкогольные напитки.

— И что запомнилось больше всего по итогам «ПРОДЭКСПО»?

— Наверное, то, что выставка дала возможность продемонстрировать свой товар в лучшем виде. При этом оценить, как обстоят дела у коллег, наконец, обзавестись новыми контактами. На «ПРОДЭКСПО» мы провели переговоры с поставщиками по вопросам сотрудничества в 2016 году. Любопытным и весьма полезным стало общение в нашем павильоне с официальной делегацией из Грузии.

Кстати, по итогам «ПРОДЭКСПО» Белкоопсоюз награжден дипломом Министерства торговли Республики Беларусь «За лучшую организацию работы стенда», а унитарное предприятие «Молодечненский пищевой комбинат» удостоено диплома «За производство продукции под новым брендом, в том числе импортозамещающей продукции».

ВЭД или импульс для развития

— Уже традиционный для нашего общения вопрос о внешнеторговом сальдо и работе на внешних рынках. Чем уходящий год стал примечателен для вашей структуры на данном направлении?

— Действительно, потребительская кооперация ведет активную внешнеторговую деятельность — как по поставкам на экспорт собственной продукции, так и по закупкам товаров критического импорта. Несмотря на непростые условия работы в уходящем году, связанные с глобальной тенденцией на снижение стоимости производимого сырья и пищевой продукции, нам удалось существенно, более чем на одну треть (в денежном выражении) нарастить поставки на внешние рынки, если сравнивать с предыдущим годом.

В то же время мы расширили географию экспорта. Наша продукция поставлялась в 22 страны мира и 53 региона Российской Федерации. Несмотря на известные всем проблемы, была обеспечена положительная динамика экспорта на российский рынок.

— А что еще говорят сухие цифры?

— Значительно, с 4,9 до 13,3 миллиона долларов, нам удалось увеличить поставки в страны Европейского союза. При этом с 3 до 7 % в удельном объеме экспорта увеличилась доля Китая.

— Хотелось бы уточнить, каков итог вашей внешнеторговой деятельности в целом?

— По состоянию на конец декабря 2015 года положительное сальдо внешней торговли по линии подведомственных Белкоопсоюзу организаций составило 15,6 миллиона долларов. Общая же цифра экспорта за этот год превысит 44 миллиона долларов. Таких результатов нам удается достичь за счет прямых оптовых поставок по долгосрочным внешнеторговым контрактам. В то же время мы активно используем торговлю на бирже и международных аукционах, продвигаем продукцию через собственный субъект товаропроводящей сети в Российской Федерации, участвуем в выставках и ярмарках за рубежом.

С Новым годом и Рождеством!

— Как торговля, производство и особенно славный общепит потребкооперации подойдут к встрече новогодних и рождественских праздников? Каких сюрпризов стоит ждать белорусам?

— Знаете, я начну несколько издалека. Специалисты нашей отрасли общественного питания в ноябре приняли участие в деловой поездке в страны Европы. Они участвовали в тематических мастер-классах «Рождественская выпечка: пряники, пироги, печенье, торты», которые организовала одна крупная международная компания.

По итогам поездки нами проведена работа по серьезному обновлению ассортимента собственных кондитерских и булочных изделий. В производство оперативно внедрили 189 наименований, в том числе пироги, тематические пряничные изделия, конфеты ручной работы, маффины, капкейки, бриоши, штоллены. Всего и не перечислишь. Кроме того, в период с 25 декабря по 7 января мы продлили режимы работы наших ресторанов, кафе и других объектов общественного питания.

Для улучшения качества обслуживания сельских жителей во всех объектах розничной торговой сети и в автомагазинах сегодня осуществляется прием предварительных заказов на изготовление новогодних подарков, кондитерских, кулинарных изделий и полуфабрикатов. Стоит отметить, что мы также принимаем коллективные заявки организаций и отдельных граждан на проведение праздничных торжеств и других мероприятий в объектах общественного питания потребкооперации.

В Минске, областных и районных центрах активизировали торговлю на рынках, проведение выставок-продаж и ярмарок. А завершающим аккордом уходящего года стала рождественская ярмарка потребительской кооперации, которая прошла 25 декабря в Минске, на площадке у спортивного комплекса «Чижовка-арена». Праздничное оформление торговых рядов позволило жителям и гостям столицы окунуться в новогоднюю атмосферу, а культурно-развлекательная программа уж точно не дала заскучать ни на одну минуту. Ну и само собой разумеется, посетителям был предложен широкий ассортимент продукции. Повсеместно прошли дегустации, акции и распродажи. Мне кажется, праздник удался.

— И логичный завершающий вопрос, Валерий Николаевич. Что бы вы хотели пожелать в новом году своей структуре и клиентам Белкоопсоюза в Беларуси и за ее пределами?

— Разумеется, успехов и процветания, финансовой стабильности и благополучия, уверенности в завтрашнем дне… Для начала же хочу пожелать весело отметить и провести грядущие праздники… А потом уже переходить к серьезным вопросам. Благодаря нашей работе они, кстати, решаются как в этом году, так и в наступающем (смеется. — Авт.).

И, конечно же, искренне желаю всем счастья, здоровья, мира, добра, домашнего уюта и гармонии во всем.

Журнал Продукт.BY выпуск №17 (164) 2015