«Беларуси не хватает собственных продовольственных брендов»

Об итогах первого года работы с момента выхода российской розничной сети «Вестер» на рынок республики

Александр Владыко

7 мая исполнился 1 год с момента выхода российской розничной сети «Вестер» на рынок Беларуси. Напомним, что первый супермаркет в Минске был открыт в мае, второй — в июне 2008-го. Об итогах развития магазинов за это период и знакомстве с отечественным рынком рассказал генеральный директор ГК «Вестер» в Беларуси Александр АЛЕКСЕЙЧУК.

— В открытие двух магазинов общей площадью более 7 тысяч кв. м компания вложила 5,6 млн. долларов. В прошлом году наш товарооборот составил 40,9 млрд. рублей, а за 4 месяца текущего года — 24,2 млрд. рублей. Белорусское подразделение работает в рамках стандартов и планов сети «Вестер», поэтому большое значение в привлечении и удержании покупателя в 2009 году уделяется ценообразованию, социально значимым товарам и товарам-индикаторам, проведению акций с продажей товаров со скидками.— Насколько белорусские магазины вписываются в существующие стандарты и планы всей сети «Вестер»? — Прежде всего мы подразумеваем перенос стандартов качества обслуживания покупателей. Что касается национальных особенностей, то, прежде всего, «Вестер» формирует ассортимент магазинов с учетом предпочтений местного населения. Например, в настоящее время мы готовим акцию с национальным колоритом, которую планируем проводить все лето. В Беларуси совершенно иная законодательная среда для работы ритейла, совершенно не похожая на российскую, поэтому нам приходится менять некоторые процессы. Но это исключительно технические вопросы.— Вы перенесли стандарты работы с российского рынка розничной торговли, который все же на шаг-два впереди белорусского. Что скажете о готовности белорусских производителей работать по стандартам «современной розницы»? — Белорусские поставщики прекрасно отдают себе отчет в том, что сегодня наступило время современных форм торговли. Практически все белорусские компании частной формы собственности готовы работать. Мечта любого бизнеса — производить не на склад, а на заказ, т.к. это позволяет планировать производство и сырье, значительно сокращает издержки. Российская розница хоть и на шаг впереди, но она еще сильно отстает от Запада. Однако в России ритейл прошел свой путь развития до нынешней точки в три раза быстрее, чем в Европе и США. Сами стандарты работы с поставщиками переносятся легко, если поставщик и ритейлер преследуют одинаковые цели, выражающиеся в том числе и в экономической эффективности бизнеса. Поэтому белорусской рынок готов принимать нынешние правила игры, но не без учета местных особенностей.— Вы о нежелании большинства предприятий вносить бонусные платежи? — Мы бонусы и оплату за полку не взимаем. В ближайшее время эта практика пройдет и в остальных российских сетях, так как цивилизованная розница должна создавать комфортные условия для местных товаропроизводителей.— Хорошо. Вы можете сравнить одинаковый по площади и ассортиментным категориям супермаркет в России и Минске? — В Минске для нас оказалась удивительно высокой доля в товарообороте алкогольной продукции. Однозначно ответить на вопрос, что продается лучше, а что хуже невозможно. В Беларуси, как и в России, покупатель реагирует на бренд. Белорусский покупатель тоже нуждается в бренде, но белорусский производитель в большинстве случаев не имеет сильного бренда, распыляясь на рекламу конкретных марок или просто рекламируя название завода. В итоге целостного впечатления у покупателя не остается. Исключение составляют единицы.— В федеральной сети «Вестер» набирает вес продукция собственных торговых марок, доля которых в общем товарообороте составляется уже около 2 % (580 SKU). При этом данная группа отличается завидной рентабельностью… — …Да, средний процент маржи по СТМ составляет около 30 %.— Вы не планируете стать первым продавцом СТМ в Беларуси? — В России у нас на самом деле СТМ продаются очень успешно. Разница в цене с брендированными товарами достигает 15–20 %. При этом товары СТМ не уступают другим товарам по уровню качества. Таким образом, в кризисных условиях «Вестер» не только предлагает покупателям востребованные качественные и недорогие товары СТМ, но и также дает возможность развиваться местному производителю. Но в Беларуси приступать к запуску СТМ мы пока не планируем. Причина проста — у нас еще очень мало магазинов. Учитывая, что товар СТМ интересен только при определенных объемах (заказ упаковки, этикетки и т.д.), мы пока не готовы продавать даже минимальный объем заказа. Хотя предложения по производству СТМ у нас есть. Все зависит напрямую от планируемого количества новых объектов.— Поделитесь планами? — Пока определенно могу сказать следующее: двух магазинов недостаточно. В то же время, поймите, уверенное планирование в настоящих условиях — дело не благодарное.— Разные страны переживают кризис по-своему. «Вестер» работает в России, Беларуси, Казахстане, Украине. Можете сравнить условия? — Легко не бывает ни в одной стране. Везде свои особенности и трудности. Относительно более понятно работать в России, но это только потому, что там мы уже работаем многие годы. А рынки стран СНГ для нас новы. В то же время, белорусское подразделение является по многим показателям одним из лучших в ФС «Вестер». Вообще в условиях кризиса нет региона или страны, где проще или сложнее работать. Определяющим фактором, с учетом кризиса или без него, оказывается умелая работа менеджмента в экстремальных условиях. — Рано или поздно кризис закончится. Чего ожидать нашему рынку ритейла, например, через несколько лет? Массовой скупки российским капиталом? — Через несколько лет белорусский рынок будет структурирован, и не факт, что белорусские сети продадутся российским. В настоящее время интерес к Беларуси проявляет иностранный ритейл, компании и фонды. Но не забывайте, что и российские сети по своей сути не носят национального характера, а являются консорциумом международного капитала.

Справка «Продукт.BY» Федеральная сеть «Вестер» создана в 2006 году на базе Группы «Вестер» (Калининград). По итогам 2008 года сеть представлена в 29 городах России, Казахстана, Украины и Беларуси, объединяет 54 магазина, общей торговой площадью около 140 тыс. кв. метров. Ежедневно магазины сети обслуживают 140 тыс. покупателей. В ФС «Вестер» работают 7,2 тыс. человек. Товарооборот ФС «Вестер» в 2008 году увеличился на 93 % и составил 16,84 млрд. рублей против 8,7 млрд. рублей в 2007 году. В 2008 году в развитие ФС «Вестер» инвестировано $100 млн., открыто 9 торговых объектов, общей торговой площадью 60 тыс. кв. метров.