«Беларуси не грозит засилье импортного кваса»

Директор по маркетингу компании Heineken в Беларуси Наталья Литвинова ответила на вопросы о рынке кваса

Квас — напиток для Беларуси традиционный. Однако лишь недавно промышленное производство всерьез им заинтересовалось. Точнее говоря, не производство, а компании. Производство — часть компании, и исполняет ее стратегию. Компании стали проявлять повышенный интерес к категории. Речь идет уже не о бочковом квасе, перспективы которого в будущем весьма туманны, а его наследнике: бутилированном квасе натурального брожения. По данным концерна «Белгоспищепром», за первое полугодие производство кваса выросло почти на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одной из последних на рынок кваса вышла компания «Heineken в Беларуси». При этом именно она сегодня показывает самую высокую динамику роста доли рынка. По мнению Натальи ЛИТВИНОВОЙ, у белорусского кваса все еще впереди.

Квасные напитки являются очень перспективной категорией в Беларуси. Несмотря на сезонность, выраженную куда более ярко, чем даже у пива (период активных продаж кваса редко длится более чем 3-3,5 месяца). У структуры самой категории тоже все впереди: на рынке только начинает зарождаться позиционирование торговых марок, у кваса пока нет даже определенного места в торговле полка «плавает» в разных магазинах от одного места к другому.

— Вы говорите о квасе натурального брожения?

И о квасных напитках тоже. Пока редкий покупатель отличает натуральный квас от ненатурального. Но так как мы начали производить квас натурального брожения, в дальнейшем я буду говорить о нем. Отличительная черта этого напитка традиционность и натуральность. Поэтому, если говорить о стабильном рынке, квас будет расти за счет уменьшения доли других газированных напитков.

— Почему квас только недавно привлек внимание производителей?

Возможно, это связано с насыщением пивного рынка. Все-таки пиво в целом является более доходной категорией, поэтому все активничали, прежде всего, на нем. Теперь пришло время кваса.

— Существует ли для внутреннего рынка угроза массового импорта, которую до сих пор не могут решить белорусские пивовары?

Не думаю. Сегодня расположенные в Беларуси производства кваса способны закрыть внутренний рынок. Да, некоторое предложение российского кваса присутствует на белорусских полках, но, как я говорила, квас не является высоко маржинальным продуктом, поэтому нет экономического смысла его очень далеко возить. Но каждая компания определяет это для себя сама в зависимости от своих условий.

— При этом вы рассматриваете возможность экспорта?

Мы и сегодня продаем наш квас за рубеж. Это небольшие партии, но мы рассматриваем для себя возможность увеличения поставок. Лично я верю в экспортный потенциал кваса.

— У компании Heineken есть опыт производства кваса в других странах?

Да, на «Пивоваренном заводе им. Степана Разина» в Санкт-Петербурге производится квас натурального брожения «Степан Тимофеевич».

— Ваши продукты «Хатнi» и KvassBuzz — это попытки сегментировать рынок?

— Да. Если «Хатнi» является примером классического белорусского кваса, который и для взрослых, и для детей, то KvassBuzz это новое решение для белорусского рынка. Обратите внимание, что сегодня молодым людям нечего нести в руке. Я имею в виду, что нет модной и при этом натуральной безалкогольной продукции. Теперь у них появился свой напиток KvassBuzz.

— Вы хотите сделать квас модным?

В Москве утром многие идут с банкой «Очаковского» кваса в руке. Это не алкоголь и не напиток для похмелья. Это натуральный и традиционный напиток для утоления жажды. Конечно, это модно.

— Будет ли расширяться вкусовая линейка KvassBuzz?

Нам еще предстоит это решать. В любом случае, что касается этого сезона, то пора уже «засыпать». Так что время есть. Я думаю, что линейка понадобится.

— Каков ваш прогноз по итогам сезона кваса в 2009 году?

Сейчас не хочу делать слишком оптимистичных прогнозов из-за кризиса. По официальным данным, рынок растет на 60%, но я бы очень аккуратно подходила к этой цифре. В другие времена на такой радужный ориентир можно было направить все инвестиционные потоки. Сейчас не время торопиться. Посмотрим, что будет в конце года.