Беларусь: свежо питание: как поесть в общепите без вреда для здоровья

Выбирая столик в кафе, нельзя быть до конца уверенным, что обед принесет пользу желудку.

На первый взгляд, общепит сегодня способен удовлетворить вкусы самых взыскательных клиентов. Рестораны, кафе, бары, столовые предлагают блюда на любой вкус и кошелек. Только на Брестчине сейчас более 1 700 объектов общепита, готовых принять около 107 тысяч человек. Однако, выбирая столик в уютном кафе, нельзя быть до конца уверенным в том, что обед принесет пользу желудку. Проблема безопасности питания всплыла в очередной раз после вопиющего случая в детском саду Пинска, когда нерадивая работница кухни заразила сальмонеллезом почти сотню малышей, пишет "СБ – Беларусь сегодня".

Недавно проверки объектов общепита специалистами центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья прошли по всей стране.

– После ЧП в Пинске по постановлению главного государственного санитарного врача страны на Брестчине проверили 416 объектов общепита и торговли. Результаты неутешительны, – делает вывод заведующая отделом гигиены Брестского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Людмила Брезовская.

К примеру, на 217 объектах нарушались условия и сроки хранения продукции, правила соблюдения работниками личной гигиены. Вызывало нелицеприятные вопросы санитарное состояние витрин и холодильников. Санитарные врачи области запретили к реализации более тонны испорченных продуктов. 237 работников "питательной" и торговой сферы оштрафованы на общую сумму более 58 миллионов рублей. Впечатленные статистикой, вместе с заведующей отделением гигиены питания Барановичского зонального центра гигиены и эпидемиологии Татьяной Лазовской отправляемся на себе испытать плюсы и минусы общепита.

Первый объект нашего интереса – кафе "Старый друг" ООО "Вкусная планета", расположившееся на 214-м километре международной трассы Брест – Москва. Уютный небольшой зал в бежево-коричневых тонах, тихая музыка, богатый выбор блюд.

Но, окинув взглядом все многообразие предлагаемой еды, я обратила внимание на подсохшие беляши, неаппетитной горкой лежащие под прозрачным колпаком. Работницы кафе подогрели их в микроволновой печи, однако объяснить, когда именно они были изготовлены, не смогли. Попробовать пирожок я не решилась: доверия не внушал даже его запах. Попросила принести так называемый "бракеражный журнал". Любой покупатель, заплативший за продукцию, имеет полное право его посмотреть. По записям в журнале можно выяснить дату и время, когда была произведена продукция, увидеть оценку ее качества по пятибалльной шкале и подпись ответственного работника (к примеру, заведующего производством), сделавшего эту оценку. Однако журнал кафе последние шесть дней не заполнялся вовсе, что само по себе является нарушением санитарных правил.

Городской поселок Городище. Кафе "Бистро" Барановичского райпо. Здесь общепит "порадовал" клиентов по-своему. В час дня, когда самое время обедать, в ассортименте не было практически ни одного заявленного в меню блюда. Ни шницеля, ни тефтелей, ни гречки, ни пюре... Нам предложили лишь салат из свежих помидоров и все те же пирожки и беляши.

Опять нарушение, только здесь – не санитарных, а торговых правил. Подумала: ну где-то же должны кормить качественно, вкусно и без нарушений? Может, в заводских столовых? Там все-таки ответственность перед постоянными клиентами...

В столовой завода железобетонных изделий на улице Фабричной в Барановичах витали вкусные запахи. Было тепло и уютно. Идиллическую картину портила только работница, разливавшая щи в тарелки. Специальная шапочка, которая должна была прикрывать волосы, болталась на затылке. И волосы могли свободно оказаться в чане с супом, в контейнере с котлетами, в емкости с гарнирами. Приятного, как говорится, аппетита...

– На всех предприятиях общепита разработаны программы производственного контроля за продукцией, но он или малоэффективный, или номинальный, – констатирует Татьяна Лазовская. – Хуже того, администрация учреждения общественного питания порой не только не осуществляет такой контроль, но и подталкивает работников к нарушениям. К примеру, заставляет продавать явно недоброкачественную продукцию. Вообще-то выполнение санитарных норм не зависит от доходности предприятия, условий, созданных на его кухне. Все завязано на человеке, на его порядочности и чистоплотности. Косынка на голове повара, чистая посуда, вымытые после посещения туалета руки – как раз из этой области.

Порой несоблюдение этих якобы мелочей выливается для клиентов в острые кишечные расстройства, сальмонеллез, а иногда и до дизентерии дело доходит.

Проблема внутреннего контроля объектов общепита и торговли – одна из самых наболевших. Недавно специалисты Брестского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья разработали и утвердили в облисполкоме план дополнительных мероприятий по профилактике острых кишечных инфекций.

– Мы четко поставили задачи соблюдения санитарных норм и правил не только перед теми, кто обеспечивает питание детей в детских садах и школах, но и перед руководителями общепита, торговли и предприятий пищевой промышленности. Рекомендовали даже повторное обучение всего персонала. Пока не заработает внутренняя система контроля этих предприятий, о безопасности питания говорить не приходится, – уверена Людмила Брезовская.

Кстати, на другой день после нашего "клиентского" исследования в точках общепита были проведены настоящие проверки. В ходе их, кроме замеченных нами минусов, были выявлены нарушения температурного режима хранения продуктов, а также гигиенических требований. Штрафные санкции в отношении ответственных работников трех объектов составили 770 тысяч рублей.