Беларусь на Продэкспо-2014 в Москве

Очередная уже 21 международная выставка Продэкспо-2014 в Москве прошла с 10 по 14 февраля. Выставка является главной площадкой для производителей и дистрибуторов в России.

Выставка собрала более 2300 экспонентов более чем из 50 стран. Конечно же, среди них и белорусские компании. На выставке представлены различные отрасли и соответствующее количество белорусских экспонентов: молочная (10), кондитерская (15), алкогольная (7), бакалейная (5), растительные жиры, рыба, соки и замороженные продукты (по 1), консервная (6), мясная (19), мороженное (3), упаковка (5). Всего было представлено 75 белорусских компаний, это не считая российских компаний представляющих белорусские интересы.

На выставке всегда впечатляют национальные стенды различных стран. Интересно, что они группируются исходя из отраслевого позиционирования страны. Например, по винам – Португалия, Венгрия, Болгария, Чили и т.д. Встречаются несколько национальных отраслевых стендов, например, Германия, Италия, Испания.

Конечно же, при этом отдельно выставляются и предприятия в зависимости от отраслевой принадлежности.

Белорусские предприятия, как всегда разрознены и не представляют страну в целом, хотя попытки в рамках холдингов предпринимаются, но это все равно выглядит непрестижно. Национальный отраслевой стенд позволяет не только представить страну, позиционировать страну, но и сэкономить экспонентам расходы.

По таким отраслям как кондитерская, молочная, мясная, алкогольная уже можно было задуматься о серьезных отраслевых стендах представляющих интересы страны. Однако этому есть пока много противоречий: отсутствие поддержки со стороны государства; разобщенность в единой отраслевой стратегии, вернее в её отсутствии; недостаточной мотивации в консолидации, отсутствие отраслевых ассоциаций (не концернов). Такая ситуация не только в продовольственном секторе, но и в других отраслях. Кто-то может возразить, что проводятся Национальные выставки во время правительственных посещений других стран, но это совсем другие выставки – политические, имиджевые, они даже не всегда экономически оправданы. Речь идет об инициативе снизу, в коммерческих интересах предприятий и отраслей, о мотивации в развитии, а государство должно поддержать, помочь в этом, а не брать всю «ношу» на себя.

Одним из примеров «ноши», которую берет на себя государство это участие в международной выставке EXPO – 2015, которая проходит один раз в пять лет, и пройдет она в Италии в Милане. Слоган выставки «Накормить планету, энергия для жизни». Концепция, разработанная в рамках этой выставки и предлагаемый образ Беларуси, мягко говоря, вызывает сомнение – «Колесо жизни», Беларусь представлена в виде водяной мельницы. В Беларуси нет водяных колес, и представлять и запоминать Беларусь по этому образу не совсем корректно. Образ – это важный элемент, как во Франции Эйфелева башня, в Италии – Пизанская башня, в Нидерландах – Мельница. В Беларуси – это не водяная мельница.

Будем надеяться, что на 22-ой выставке Продэкспо-2015, на других отраслевых выставках все таки появятся Национальные отраслевые стенды, и в Милане мы представим Беларусь достойно! Важно создать условия и привлечь к работе профессионалов.

Анатолий Акантинов