Беларусь на Кубани и наоборот

Интервью с заместителем полномочного представителя главы администрации Краснодарского края в Беларуси

В прошлом году столица Краснодарского края город Краснодар был признан одним из самых привлекательных для инвестиций городов России, по версии журнала Forbes. В этом крае находится штаб-квартира крупнейшей и наиболее динамично развивающейся торговой сети Российской Федерации — «Магнит» (более 3 тыс. магазинов по всем городам России) . Именно здесь население в сезон отпусков вырастает с 5,5 до 14 млн человек. Разумеется, что такая армия покупателей нуждается в продуктах питания, поэтому среди производителей и поставщиков продовольствия с каждый годом обостряется конкурентная борьба за Краснодарский рынок. Почему белорусские производители продуктов питания не спешат возглавить эту борьбу, рассуждает заместитель полномочного представителя главы администрации края в Беларуси Олег ДАВЫДЮК.

— Олег Евгеньевич, в чем роль представительства Краснодарского края в Беларуси и правильно ли ее понимают белорусские компании?

— Вообще в Беларуси зарегистрировано несколько представительств российских регионов — все работают под патронажем торгового представительства России, которое возглавляет торговый представитель Российской Федерации в Республике Беларусь Алексей Яковлевич Киселев. Наше представительство — это структурное подразделение краевой администрации, которое создано в 1997 году на основании Соглашения между администрацией Краснодарского края и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом, производственно-техническом, научном и культурном сотрудничестве».

Мы чиновники. Поэтому главное, что нужно понять нашим белорусским партнерам, — это то, что мы лично ничего не продаем и не покупаем. Когда в Беларуси разгружали склады, наше представительство было завалено предложениями субъектов хозяйствования за подписью специалистов низового уровня с предложением купить у них продукцию, с предложением прайс-листов и не более… Во-первых, давайте соблюдать элементарные принципы ведения документооборота. Во-вторых, мы не покупатели белорусской продукции, но мы можем реально помочь и практически помогаем белорусским товаропроизводителям в налаживании и ведении их бизнеса на территории Кубани.

— Чем именно?

— За 12 лет работы представительства у нас накоплен огромный информационный потенциал: консультации, маркетинговые исследования, сформированные базы данных, адресаты для ведения диалога, подсказки и методические консультации — вот что мы можем предложить нашим белорусским партнерам. Более того, мы можем содействовать так называемой бизнес-эмиграции — в том случае, если бизнес вырос из масштабов своего региона. Первое же обращение в наше представительство экономит белорусским бизнесменам несколько тысяч долларов на командировках.

— Беларусь активно старается привлечь иностранные инвестиции. Насколько это реально сделать с вашей помощью?

— Все понимают, что Беларусь испытывает острую проблему с привлечением инвестиций. Вы прекрасно организуете инвестиционные форумы в масштабах республики и по областям, но, как показывает практика, люди с деньгами в массовом порядке пока в Беларусь приезжать не торопятся. В лучшем случае отправляют на такие мероприятия своих представителей. Зато они давно и регулярно посещают ежегодный Международный инвестиционный форум в Сочи. Это замечательная площадка для инвестпроектов, которой пользуются все регионы России, размещая у нас свои выставочные павильоны. В Сочи приезжают инвесторы, ориентированные на так называемые русскоговорящие страны. Мы регулярно приглашаем белорусских коллег принять участие в сочинском форуме, разместить свой стенд, выставить свои инвестиционные проекты, но пока они не торопятся участвовать.

— Наверняка это недешево…

— Нельзя сказать, что это недешево, это эффективно с точки зрения отдачи на понесенные затраты. В прошлом году в работе VIII Международного инвестиционного форума «Сочи-2009» впервые приняла участие официальная белорусская делегация во главе с заместителем премьер-министра Беларуси (и ответственным от правительства Республики Беларусь за развитие торгово-экономических отношений с Краснодарским краем. — Авт.) Виктором Павловичем Бурей. Тогда же, кстати, в подтверждение намерений дальнейшего развития и укрепления взаимоотношений подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Администрацией Краснодарского края в области принципов торгово-экономического и гуманитарно-культурного сотрудничества.

Мы всегда готовы поддержать белорусские компании и считаем, что такие события пропускать нельзя, — на них можно с минимальными затратами понять, как работают инвестиционные рынки и как там нужно выстраивать свою работу.

— Как Краснодарский край переживает экономический кризис?

— Отличительной особенностью Краснодарского является то, что в современной России он остается островком стабильности даже во времена кризиса. Если в России в 2009 году ВВП упал на 8 %, то в Краснодарском крае валовой региональный продукт снизился на 3 %. Причиной тому структура экономики края: промышленное производство занимает относительно небольшой объем, продукция сельского хозяйства остается востребованной в любые времена. Добавьте к этому солидные поступления от транзита и мощную сферу услуг. Плюс строительный бум, связанный с подготовкой к Сочинской зимней олимпиаде 2014 года. Все это решает главный вопрос для производителя продуктов питания: в Краснодарском крае живет платежеспособное население. Задача по выводу средней зарплаты на уровень 500 долларов в крае уже решена.

— В каком виде продукции нуждается население края?

— Во всех. Но вы некорректно ставите вопрос, как это делает и большинство белорусских компаний, обращающихся в представительство. Если спрашивать, что вам нужно, то никогда ничего не продашь. Предлагайте! Не бойтесь создавать целевую аудиторию под свой продукт!

— В целом у вас есть сомнения по поводу умения белорусских компаний работать в соответствии с современными требованиями?

— Я бы разделил все белорусские компании на три группы. Частники хорошо владеют искусством маркетинга. Примером тому служит компания «Милавица», которая прекрасно работает на рынке Краснодарского края. Крупные государственные промышленные предприятия (например, МАЗ, «Гомсельмаш», МТЗ) тоже стараются, открыв свои представительства и торговые дома. А вот рядовые госкомпании не всегда понимают, как надо работать. Вот пример: на сайте белорусского министерства торговли висит расписание ярмарок по городам России, где предполагается продавать белорусские продукты. Замечательная идея! Многие придут, попробуют белорусский продукт, у которого хорошая репутация в России. Кроме одного нюанса: ярмарка — форма торговли XIX века, при помощи которой завоевать современный рынок нереально.

Поймите, Россия сегодня — это богатая страна, у которой есть своя программа по продовольственной безопасности. Да, белорусские продукты хорошо котируются на рынке и пользуются доверием покупателей. Но надо ведь встраиваться в этот рынок. Надо соответствовать требованиям рынка. А в Беларуси существует огромная проблема маркетинга. Все чего-то ждут.

— Можете привести пример?

— Часто приходится от белорусских производителей продуктов питания слышать возмущение тем, что как сложно попасть на полки российских торговых сетей. 17-18 февраля в рамках Бизнес-форума «Россия — Беларусь 2010 (Москва и регионы России), товары народного потребления: новые контракты и увеличение продаж» приехали в Минск представители служб закупок ведущих торговых российских сетей. Этот форум проходил на базе Дома Москвы в Минске. Организаторами форума выступили торговое представительство Российской Федерации, представительства ряда регионов России. Многие ли могут сказать, что были на встрече или пытались провести переговоры с представителями служб закупок 14 ведущих торговых сетей России, напрямую, без посредников? Мы предлагали по всем областям: «Коллеги, приходите! Мы привезем к Вам в гости представителей российского ритейла!» Но оказалось, как будто в этом мало кто был заинтересован. Странно…

Создается впечатление, что в Беларуси есть 10–15 маркетологов, которые искренне переживают за дело: президент страны Александр Григорьевич Лукашенко, премьер-министр Сергей Сергеевич Сидорский, его заместители, губернаторы, мэр Минска и ряд министров. Чиновники же среднего звена остаются чиновниками.

— Вы можете привести примеры того, как белорусы активно работают в Краснодарском крае?

— Таких примеров много. Я хотел бы выделить один: ориентировочно через месяц будет создан «Белорусско-кубанский торговый дом». Его учредитель — Михаил Левин, белорус, уроженец Минска, семь лет назад переехал в Краснодарский край, создал на Кубани успешный бизнес. Это человек, который как никто другой ратует в Краснодарском крае за белорусские интересы. Уверен, что многим из белорусских компаний с ним по пути.

В начале 2009 года специалисты Представительства приняли активное участие в подготовке и проведении 4-й Национальной выставки белорусских товаропроизводителей «Беларусь-2009», г. Краснодар. В период подготовки выставки до белорусских субъектов хозяйствования специалистами представительства была доведена информация об инвестиционной привлекательности Кубани, готовности краевой администрации оказывать самую действенную поддержку в реализации совместных проектов на территории Краснодарского края. Выставка с участием более 60 белорусских предприятий успешно прошла в период с 12 по 14 февраля 2009 года. Следующая такая выставка запланирована к проведению в 2011 году, наше представительство готово оказывать содействие белорусским товаропроизводителям в ее проведении.

— Вы параллельно продвигаете интересы кубанских компаний в Беларуси?

— Конечно, это наша главная задача. Страхование экспортных рисков кубанских предприятий при работе на белорусском рынке, финансирование экспортных поставок на белорусский рынок, реализация продукции краснодарских производителей через торговую площадку белорусской универсальной товарной биржи, проведение маркетинговых исследований и рекламных кампаний — вот перечень вопросов, которыми занимаются наши специалисты.

Впрочем, пока кубанские производители продают меньше в Беларусь, чем белорусские на Кубани. Нас эта ситуация не устраивает, поэтому мы активно работаем.

И самое главное. Белорусы всегда были желанными гостями на Кубани, белорусская продукция заслуженно пользуется спросом, как качественная и натуральная. Приходите, работайте, мы всегда будем рады оказать вам практическую поддержку в работе на рынке Юга России.

Справка «Продукт.BY»

В 2009 году из Краснодарского края в Республику Беларусь импортировались 110 видов товаров. В то же время в Краснодарский край из Республики Беларусь поставлялись 257 видов товаров.

В структуре импорта Краснодарского края из Республики Беларусь в продовольственные товары составили 8,2 %. В структуре поставок из Краснодарского края в Республику Беларусь в 2009 года доля продовольствия составила 18 %.

Общий товарооборот в кризисном 2009 году превысил 120 млн долларов.

220004, г. Минск

Ул. Мельникайте, 2, офис 504

Тел. +375 17 222 60 49

Тел./факс. +375 17 222-62-89

oleg_domark@tut.by

www.belkuban.com