БАЗовый вопрос

Стратегия развития мелкого опта в нашей стране — тема достаточно интересная. Несколько месяцев назад мы писали об одном таком, во многом знаковом для всей системы предприятии — столичной Мелкооптовой базе на Западной. Базе только что исполнялось 70 лет. К тому же статья выходила в канун первого сентября — а база исторически снабжает продуктами детские сады и школы. Поводы были железные и праздничные.

Александр Новиков

Но сейчас, когда торжества отгремели, есть смысл подумать и проанализировать ситуацию «с холодной головой». Публикация эта выстроена на общении с заместителем директора МОБ на Западной Сергеем РОЕВЫМ. Почему с ним?.. На данном торговом предприятии Сергей Николаевич проработал 25 лет — чуть меньше своего учителя, Дмитрия Васильевича Серикова, возглавлявшего базу более 30 лет и недавно ушедшего на заслуженный отдых. Так что все логично…

А ЧТО СЛУЧИЛОСЬ И ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Мы сейчас живем в эпоху, когда прожитый год идет за три, если не за пять. А сам Сергей Роев считает, что с конца 1980-х, когда он пришел в систему мелкооптовой торговли, в ней поменялось практически все, за исключением основ бухучета и органолептической оценки товара.

Бегло оценим несколько этапов этого пути с самого начала. Ведь история — это всегда любопытно. Хоть у Дюма спросите.

Итак, начиная с 1944-го (времени основания через несколько дней после освобождения столицы БССР от фашистов) по 1979 год одна база в Минске отвечала за социальное обслуживание питанием — школ, больниц, пионерлагерей, санаториев и т. д. Это был как раз нынешний объект на улице Западной, подчиненный формально Фрунзенскому райпищеторгу.

В 1977 году на карте Минска появились два новых столичных района — Партизанский и Московский. База территориально отошла в Московский район. В одиночку ей было уже тяжеловато тащить такой воз. Так, в 1979-м была создана новая структура — база Партизанского района, которой передали обслуживание Ленинского, Заводского, Первомайского и, естественно, Партизанского районов. Обслуживание детей и больных Минска, главным образом, осуществляли эти два предприятия. Причем поддерживая друг друга в случае необходимости.

В середине очень непростых 1990-х годов нынешняя МОБ на Западной отошла к городу и сосредоточилась на обеспечении социальных объектов по всему Минску, а также за его пределами. География работы в силу разных причин постоянно расширялась. Но об этом — чуть позже.

Наконец, в августе 2013 года Мингорисполкомом было принято решение реорганизовать работу двух мелкооптовых столичных баз — (далее — МОБ на Западной и МОБ Партизанского района). Суть реорганизации была внешне проста: к первой базе с помощью одного постановления присоединили вторую. Случилось то, что называется укрупнением.

У данной инициативы оказались свои активные противники. Их логика была вполне понятна. Старейшая минская база могла и дальше максимально жестко управляться государством, расширять географию поставок, модернизироваться и решать свои проблемы, по их мнению. «Но к чему тут реорганизация и присоединение к ней отделенной когда-то структуры, не самой успешной вроде бы финансово?» — задавали вопросы эти люди, также болевшие за общее дело.

Однако история, как известно, сослагательного наклонения не знает. И сегодня Сергей Роев подчеркивает правильность исполкомовского начинания, важность перемен с учетом новых экономических условий, отсутствия уравниловки и т. д. «Управление процессом обеспечения продуктами социальных объектов города ведется отныне из одной точки, — говорит он. — Это дало возможность оптимизировать штат, сократить наши издержки и снизить стоимость продукции. В том числе из-за возможности получить максимальную оптовую скидку на крупную партию того или иного ходового товара. Такого во времена СССР не было: минский мясокомбинат, к примеру, отгружал продукцию по одной цене, вне зависимости от объемов реализованной партии. А сейчас у нас развязаны руки для выгодных, с точки зрения экономики, операций; масштаб иной появился, несмотря на неизменную для нас в течение десятилетий торговую наценку в 4 %. При этом хранить особо крупную партию товара мы в случае необходимости можем сразу на двух площадках, что также по-своему выгодно и для нас, и для бюджета города».

В итоге мелкий опт становится не таким уж мелким. По-другому ему в Минске выживать трудно.

С другой стороны, на базе сегодня стало проще работать с приемкой товара. Давно изменился подход производителей к этому вопросу. Бидоны и фляги сметаны и молока, замороженные туши и прочие громоздкие символы изобилия социалистической эпохи ушли в прошлое еще во времена СССР. Это — о позитиве, но…

ПРОБЛЕМ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ

Ситуация с мелкооптовой торговлей на уровне Минска за последние 20 лет пережила немало острых ситуаций. Сергей Роев вспоминает, как в 1996 году, для того чтобы выживать в новых условиях, МОБ на Западной была вынуждена выходить за пределы Минска в Минский район, искать новые социальные объекты для работы. Кстати, тогдашние усилия и сегодня дают всходы. В итоге МОБ получает предложения по сотрудничеству с детскими садами, интернатами, госпиталями уже в райцентрах Минской области.

В 1997 году отработанная десятилетиями оптимальная система кольцевого завоза скоропортящейся продовольственной продукции в социально значимые учреждения Минска и Минской области была и вовсе поставлена под удар.

А вот еще пара-тройка разноплановых примеров. Их объединяет одно: жесткая борьба в сегменте, где она вроде бы не преду-смотрена. Извините, если где-то придется повторяться.

1. 21 декабря 2006-го Минский облисполком принял решение об утверждении перечня юридических лиц города Минска, «осуществляющих обслуживание организаций бюджетной и социальной сферы населения». Первое место в означенном документе завоевало Торговое коммунальное унитарное предприятие «Мелкооптовая база на Западной».

2. Однако руководители большинства организаций с бюджетными источниками финансирования к этому документу не прислушались. Зато они вняли Указу Президента от 25 августа 2006 года № 529 «О государственных закупках». Да, он (указ в смысле) отогнал каких-то посредников от кормушки. Предписал больницам, детсадам и прочим социально значимым бюджетным учреждениям получать продукты напрямую от производителей.

Но возникло много нюансов, на которые никто не обращал внимания. Те же хладокомбинаты тоже тогда попали под удар; формально и они ведь получали светлый статус посредников. А система мелкооптовой торговли в Минске и Минской области и вовсе трещала по швам. Понадобились время и нер-вы, чтобы ситуацию как-то отрегулировать.

3. С начала 2007 года в Минске и Минской области начали проводить тендеры по приобретению продуктов питания районными управлениями образования, многочисленными лечебно-оздоровительными организациями. Основным критерием при выборе поставщика являлась цена. Вроде бы — логично. Но в итоге по многим товарным группам конкурсы начали выигрывать производители, расположенные вдали от Минска.

«Сегодня только в страшном сне можно представить, как по десять машин от каждого производителя или официального поставщика приезжает в детский сад Минска утром под разгрузку; и так каждый божий рабочий день, — пожимает плечами Сергей Роев. — Однако именно так было бы, если бы мелкооптовое звено в Минске уничтожили из-за достаточно формальных причин».

Вместо этого 25 машин, арендуемых базой у столичных автопарков, с 3 часов утра развозят продукты питания по городу, используя кольцевой метод и режим подстраховки. Сергей Роев подчеркивает: «В первом приближении это означает: детские сады и школы-интернаты Минска гарантированно получат свежие, качественные продукты на целый день, ни один ребенок не окажется голодным. В то же время дороги Минска не будут перегружены из-за нашей работы в часы пик».

Таких разноплановых примеров можно привести очень много. Их объединяет одно. Никакой экономии бюджетных средств, за которые ратовали вышеперечисленные законодательные акты, не оказалось и близко. Зато на грань жизни и смерти было поставлено государственное до мозга костей мелкооптовое звено — МОБ на Западной.

ПРАКТИЧЕСКИ ЛИЧНОЕ

Кто-то из ветеранов базы помнит по сей день, как в разгар перестройки предприятие, работающее с малобюджетными организациями, испытывало серьезные проблемы. Частнику «детский груз» не был интересен. О других проблемах было сказано выше. Видимо, мы так устроены: жить, создавать себе проблемы, героически их преодолевать и… двигаться дальше.

Можно сказать, сегодня МОБ на Западной переживает если не расцвет, то, во всяком случае, этап своего стабильного развития. Не будем вас утомлять цифрами роста и прироста. Статистика — вещь довольно коварная.

Напоследок искренне пожелаю удачи этому предприятию, на котором мне было приятно бывать 10 лет назад, приятно бывать сейчас. Надеюсь, что МОБ на Западной, занятая самым что ни на есть святым делом — заботой о стариках и детях, — получит больше понимания, важных законодательных подвижек и господдержки в 2015 году.

И вот тогда все точно будет хорошо.