Ассортимент популярной продукции на молочном рынке России сокращается, а цены на нее растут

Продажи на молочном рынке России в 2015 году в целом выросли на 2,5% в натуральном выражении.

Об этом свидетельствуют данные опубликованного накануне исследования маркетингового агентства Nielsen. Однако номинальное увеличение объемов не смягчает проблему – россияне вынуждены сужать свой молочный ассортимент. В первую очередь потому, что цены на нее поднялись за год почти на 10%.

Несмотря на увеличение общих отраслевых показателей, по отдельным секторам наблюдается замедление темпов продаж. Так, например, продажи кефира (этот продукт занимает 16% всего молочного рынка) упали за год на 2%, а питьевых йогуртов (6%) – на 4%.

В то же время, заметно подросли продажи пастеризованного молока – на 7% и сметаны – на 6%.

Как считает директор группы по работе с компаниями продовольственного рынка Nielsen Россия Сергей Гламазда, «сметана и молоко – базовые продукты, часто используемые при приготовлении пищи. Причем молоко нередко выступает в комбинации с кофе, чаем, сухими завтраками. Поэтому более динамичный рост продаж данных товарных категорий по сравнению с другими в кризисное время вполне ожидаем».

На взгляд эксперта, в результатах исследования отразилось и пристрастие россиян к привычному для них питанию, поскольку для многих семей традиционно сметана и молоко – неотъемлемая часть рациона, наиболее сбалансированного по набору необходимых полезных веществ и микроэлементов.

Аналитики выявили, что в кризис покупатели молочной продукции больше склонны доверять товарам отечественных комбинатов-брендов. Так, в отчете говорится, что доля продаж товаров от фермеров и других производителей мелких частных марок в категории густых йогуртов и молочных десертов не растет – в противоположность их конкурентам с крупных молочных предприятий.

По ценовым изменениям картина достаточно пестрая: в 2015 году рост цен на молочном рынке составил в среднем 9,7%, и тем самым замедлился по сравнению с 2014 годом, когда ценники «потяжелели» на 15%. Таким образом, за два последних года произошло повышение цен в среднем на четверть.

Несколько более высокие темпы роста цен в 2014-м связаны с разовым эффектом введения продовольственного эмбарго и влиянием валютного шока конца года – не секрет, что затраты российских молочников в немалой степени привязаны к колебаниям валютного курса. Nielsen в этой связи рост стоимости продукции рассматривает как фактор смещения структуры рынка молочной продукции в сторону низкоценового сегмента, который на данный момент занимает 38% рынка, и среднеценового (35%). Премиум-сегмент, в свою очередь, неуклонно сокращается и не превышает на сегодня 16%.

Генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина в беседе с «НИ» отметила, что «девальвация рубля привела и продолжает приводить к значительному увеличению розничных цен на продукты питания». В прошлом году это резко отразилось на рынке шоколада и всей кондитерской отрасли; теперь, судя по всему, все новые сферы пищевой индустрии, включая молочную, испытывают трудности по этой же причине.

На «сжимание» премиального сектора, которое в том числе охватывает торговлю отдельными элитными продуктами питания, «НИ» указал старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. По его мнению, «все наглядней становятся свидетельства того, что премиальные сегменты розничной торговли терпят наибольшие убытки». По прогнозу эксперта, до конца 2016 года массовый потребитель из-за снижения доходов будет продолжать игнорировать приобретение товаров премиального класса.

При этом, по мнению собеседника «НИ», высоки риски того, что упрощение структуры потребления подавляющего большинства россиян вынесет ранее привычные для их ежедневной потребительской корзины товары в разряд недоступной роскоши.

Источник: newizv.ru