Вы здесь

АПК — на коне. Несмотря ни на что

Такой оперативный вывод можно сделать, ознакомившись со статистическими данными, отражающими работу предприятий отечественного агропрома за пять месяцев 2016 года.

Чтобы данный смысловой пассаж не выглядел как обычная «агитка», предлагаем вам блок таблиц с исчерпывающей информацией. А нам, в свою очередь, останется подкрепить цифры подобающими словами. Так — проще и естественнее.

11 миллионов долларов в сутки, без перерывов на выходные

Именно такую валютную выручку в бюджет страны приносят предприятия АПК в 2016 году; если оценивать работу за период январь — май. Из них почти 60 % (6 млн долларов в сутки) приходится на долю предприятий, входящих в систему Минсельхозпрода. Таким образом, сектор АПК остается одной из ведущих отраслей отечественного реального производственного сектора, плюсующих в натуральном выражении.

К примеру, за пять месяцев 2016 года рост экспорта обеспечил дополнительную выручку в размере 90 млн долларов. Прирост поставок сливочного масла «в деньгах» составил 17,5 %, сыра — 36,4 %, творога — 11,6 %, сухого цельного молока — 10,2 %.

Снижение отмечено только по сухому обезжиренному молоку: данное сырье в Беларуси сегодня стараются перенаправить на выпуск продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Кроме того, сокращение отгрузок СОМ принципиально предусмотрено балансами взаимных поставок с Россией (табл. 1).

Зато впервые за долгие годы кризиса по экспорту мяса Беларусь вышла в плюс. В том числе прирост поставок изделий из мяса и мясных консервов составил 30,0 %, колбасных изделий — 79,6 %. Радует тот факт, что это — не торговля полутушами, а конечный продукт с высокой добавленной стоимостью.

Важно то, что все экспортные поставки сельхозпродукции в 2016 году имеют реальную положительную рентабельность. По мясу — около 20 %, по молочной продукции — от 20 до 40 %. Примечательно также и то, что в нынешнем году удалось повысить экспортные цены по молоку и мясу в российских рублях. К примеру, экспортная цена сыра в российских рублях выросла на 16 %, сухое обезжиренное молоко — на 26 %.

Вообще, по итогам января — мая только предприятия Минсельхозпрода экспортировали продукции на 839,5 млн долларов. Если включить режим базового прогнозирования, то по итогам года выручка от данного вида экспорта может как минимум сравняться с прошлогодней, а по оптимистичному прогнозу она способна «сплюсовать» на 5,5 % по сравнению с 2015-м.

 

Диверсификация со всеми плюсами и минусами

Отдельно есть смысл остановиться на важнейшей теме — диверсификации экспорта. Если вкратце, то в 2016 году отгрузки сельскохозяйственной продукции осуществлялись в 48 стран — так же, как и в 2015-м (табл. 2).

Проблема отечественной сельскохозяйственной диверсификации в том, что на мировом рынке цены ниже, чем наши экспортные цены на рынке ЕАЭС. Определенным прорывом можно считать начало поставок белорусской курятины от Дзержинской птицефабрики через американскую компанию Rastelli в Кению — в рамках специальной программы ООН. В то же время в Минсельхозпроде уже не раз с начала года выражали озабоченность в связи с тем, что многие белорусские предприятия буквально «окопались на российском рынке, откуда их уже не выковырять». Эта фраза стала чем-то вроде интернет-мема.

 

Как идет процесс «выковыривания»

Это, несмотря на внешнюю игривость оборота, является весьма важным процессом. Особенно с учетом того, что в 2016 году стоит задача резко увеличить поставки сельхозпродукции в страны так называемой дальней дуги, на новые перспективные рынки. Задание на 2016-й увеличено в разы — 3,2 млн долларов против 800 тыс. в прошлом году. Пока же за пять месяцев на данном направлении было поставлено продукции на 874,6 тыс. долларов. На текущий момент это — практически единственная ложка дегтя в довольно большой бочке меда экспорта белорусской сельхозпродукции (табл. 3).

Как бы там ни было, в настоящее время на рынках СНГ реализуется 95 % белорусской экспортной сельхозпродукции. В частности, поставки в Россию за пять месяцев составили 793,6 млн долларов. По темпам роста на постсоветском пространстве лидирует Украина. Здесь объективно восстанавливаются товарные и финансовые поставки, объемы по сравнению с аналогичным периодом 2015 года выросли уже в 10 раз.

В дальнее зарубежье Беларусь экспортировала продуктов на 14 млн долларов. Здесь серьезный рост показали Румыния (в три раза —до 282,6 тыс. долларов), Вьетнам (в три раза — на 330 тыс. тонн). 350 тыс. долларов составили поставки в январе — мае в Пакистан. Там, в частности, прекрасно продается детское питание от ОАО «Беллакт». В год планируется поставлять только этой продукции «на пакистанщину» на 1 млн долларов.

Наконец, несмотря на то, что в Китай осуществляются серьезные объемы поставок — 3,3 млн долларов за пять месяцев, — экспорт упал на 7 %. Произошло это относительное падение за счет снижения поставок льноволокна (его стали более активно перерабатывать в Беларуси, а продукт с высокой добавленной стоимостью Поднебесной не так уже нужен) и почти двукратного падения цен на сухую сыворотку.

Минус на минус дает…

Есть еще один момент. По итогам января — мая предприятия Минсельхозпрода экспортировали продукции на 839,5 млн долларов (минус 5,6 % к аналогичному периоду 2015-го). Но недобор по сравнению с прошлым годом, обусловленный снижением уровня цен, постепенно, но достаточно уверенно сокращается. По оперативным данным, за полугодие экспорт достиг 1,056 млрд долларов, что всего лишь на 4,9 % меньше уровня прошлого года. Так что тренд прослеживается четкий.

Плюс есть довольно позитивные сигналы с мировых рынков: к примеру, в ЕС отмечен традиционный сезонный рост цен на масло, что белорусские производители считают благоприятным фактором. В общем, основания для реального оптимизма в самом деле имеются.

Будет интересно подвести предварительные итоги работы производителей и переработчиков ближе к концу года. Как известно, цыплят (и не только их) по осени считают.

P. S. Автор благодарит за помощь в подготовке публикации начальника Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексея Богданова и его заместителя — Тамару Усачеву.

Читайте также
На вебинаре, организованном для российских птицеводческих предприятий, было подчеркнуто, что в этот сложный период...
«Три вещи никогда не возвращаются обратно — время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не...
Микробная трансглютаминаза — удобная добавка — удержит в исходном сырье влагу и побочный белок, а в случае недостатка...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.