Андрей Покровский, директор "Данна инвест": "К осени рынок стабилизируется"

На днях полгода жизни отметил проект компании «Данна Инвест» — магазин онлайн покупок «До дивана».

Идея не оригинальная и уже имеющая своих почитателей, поскольку услуга доставки продуктов существовала и ранее. Но если говорить о собственном складе, системе закупок и финансовой основе проекта, то «До дивана» равных пока не знает.

Александр Владыко, «Продукт.BY»

— Андрей Иванович, как молодая компания переживает очень динамичное время?

— Как и вся торговля. В пиковые моменты принимали заказы на 3,5 тонны сахара в день, наблюдали, как предприниматели на десятки миллионов скупают бытовую химию и технику, а также общий рост реализации. Сейчас продажи немного просели, впервые мы отстали от результатов, прописанных в бизнес-плане. Я думаю, что после выхода людей из отпусков и начала школьного сезона все станет на свои места, покупатели привыкнут к ценам и многое утрясется.

Главный вывод, который мы пока для себя сделали — услуга онлайн заказа продуктов питания востребована. 9 из 10 человек, впервые купивших у нас продукты, становятся постоянными клиентами, которых уже более 20 тысяч.

— Кто эти люди?

— Основная группа — молодые домохозяйки, мамы. Вторая группа — занятые люди, которые не хотят тратить время на походы по магазинам и очереди. И не основная, но важная группа — люди с ограниченными возможностями и пенсионеры. Последние кстати нередко заказывают через интернет, а не только через телефон, как мы рассчитывали. Недооценили …

— Ваши поставщики поменяли цены. А вы меняли условия работы?

— Да. С круглосуточного режима работы мы перешли на 18-часой (с 8 утра до 2 ночи). Кроме того, подняли минимальную стоимость заказа для бесплатной доставки с 50 до 90 тысяч рублей.

— А если мне нужен только батон?

— Батон вам дополнительно обойдется в 25 тысяч рублей — стоимость доставки. Это кстати многих не смущает. В январе после праздничных выходных мы доставили по одному заказу несколько бутылок пива — люди были согласны на любые условия. Был интересный заказ в три часа ночи на бутылку шампанского и пачку презервативов. К сожалению, мы ночью алкогольными напитками не доставляем, а презервативы без шампанского, возможно, оказались неактуальными. В общем, заказ сорвался.

— Не секрет, что зимой многие поставщики со скепсисом отзывались о сотрудничестве с вашей компанией, имея в виду примерное такое: «мы в эти баловства не очень верим, но так как много усилий не нужно, давайте попробуем…». Сегодня скепсис прошел или остался?

— Я думаю, что многое изменилось. Зимой на самом деле было сложно, поскольку были компании с которыми не то что до обсуждения условий, а до самой возможности переговоров было трудно добраться. Сейчас сами обращаются. Вместе с тем, пул поставщиков — живой организм. С некоторыми по разным причинам перестали работать, на их место приходят другие.

— А ваши сотрудники? Это ведь не только новая услуга, но и новая работа. Если товаровед, переходя из магазина в магазин, знал, чего ожидать, то здесь — непонятно…

— Костяк команды сохранился в топ-менеджменте. Если говорить об общем штате, но он менялся довольно активно. Основная текучка прошла на логистическом центре —люди, которые формируют заказы, отвечают за ротацию товаров и доставку. Были проблемы и с водителями. Им ведь приходится не только руль крутить, но и быть продавцом, общаться с клиентами, работать с кассой и деньгами. Сейчас стало стабильнее.

— Почему люди уходили?

— Наверное, не оправдались их ожидания. Допускаю, что многие шли на меньший объем работы, по сравнению с традиционной формой торговли. Но название «онлайн торговля» говорит само за себя — работать нужно ежесекундно быстро и четко.

— А покупатели жалуются? Вообще проблема возвратов и отказов многими видится как одна из основных сложностей бизнеса.

— Мы предлагаем массовую услугу, поэтому без жалоб или претензий не обходится. Чаще всего это наши ошибки, из-за человеческого фактора: где-то не доложили или наоборот. Я не оправдываюсь, но схема работы очень сложная: правила товарного соседства, отдельные пакеты и условия хранения, оперативность и скорость работы — все это не упрощает, как вы понимаете, наш бизнес. Эти ошибки будут исправлены с накоплением опытам и развитием умений у работников.

— Отказы от покупки были?

— Я таких случаев не помню. Бывает, адреса неправильно вводят, отчего случаются задержки по времени… Мы всегда подтверждаем заказ по телефону, вероятно, это страхует от баловства. Ну и есть странные заказы онлайн, на которые мы просто не реагируем.

— Сейчас вы готовите масштабные изменения по навигации и дизайну проекта. Что сделали неправильно на старте?

— Все делали правильно на тот момент. Если физический магазин странно переделывать через полгода после открытия, то виртуальная форма должна при необходимости меняться очень быстро. Нам легко собирать отзывы, мгновенно появляется статистика, которая помогает разобраться в сильных и слабых сторонах проекта — этими данными мы и пользуемся, переделывая «До дивана».

— Что нового появится?

— Регистрация, история покупок, новая система поиска, дизайн, платежные системы…

— Как дела у вашей сети магазинов, которая развивается параллельно?

— Развитие в этом направлении идет. Сейчас работает один магазин на улице Брыля. Изначально планировали до конца года открыть 10 магазинов, но это уже маловозможно.